История белорусского парламентаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 02:22, доклад

Краткое описание

Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Беларуси существовали почти все виды и формы представительной демократии, известные в Европе. Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе Российской империи

Файлы: 1 файл

История белорусского парламентаризма.docx

— 93.14 Кб (Скачать)

История белорусского парламентаризма

Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Беларуси существовали почти все  виды и формы представительной демократии, известные в Европе. Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах Великого княжества  Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе Российской империи. В советскую эпоху народное волеизъявление осуществлялось во время проведения всебелорусских съездов Советов и созывов Верховного Совета Белорусской ССР. 27 июля 1990 года Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. В августе 1991 года было объявлено о политической и экономической независимости, и Декларация о государственном суверенитете приобрела статус конституционного акта. Беларусь в этот период являлась парламентской республикой. 15 марта    1994 года была принята новая Конституция Республики Беларусь, которой вводился институт президентства. Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь республиканским референдумом 24 ноября 1996 года, представительным и законодательным органом страны является Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Совета Республики и Палаты представителей.   

Хронология 

X — XI века. Племенные народные собрания на белорусских землях преобразуются в органы территориального самоуправления — вече.

XI — XII века. Наибольшую известность и значимость получает Полоцкое вече, решения которого обязательны для жителей всего княжества.

XIII век. Создание Великого княжества Литовского.

XV век. Выделение шляхты и мещан (горожан) из массы местного населения привело к появлению сословно-представительных органов — сеймов.

29 сентября 1529 года. Введение в действие Статута Великого княжества Литовского.

1566 год. Принятие новой редакции Статута Великого княжества Литовского.

1569 год. Объединение Великого княжества Литовского с Королевством Польским в Речь Посполитую.

1588 год. Принята новая редакция Статута Великого княжества Литовского, которая законодательную власть закрепляет за сеймом, исполнительную — за Великим князем и радой, судебную — за великокняжеским и главным судьей, а также за местными судьями.

1840 год. На белорусских землях прекращено действие Статута Великого княжества Литовского и введено российское законодательство.

1906 — 1917 годы. Представители белорусских губерний участвуют в выборах и работе Государственной думы Российской империи.

3 февраля 1919 года. В Минске проходит I Всебелорусский съезд Советов.

1920 — 1937 годы. Проведено одиннадцать всебелорусских съездов Советов (два внеочередных).

1937 год. Принята новая Конституция БССР, в соответствии с которой Всебелорусский съезд Советов заменен однопалатным парламентом — Верховным Советом БССР.

26 июня 1938 года. Состоялись первые выборы в Верховный Совет БССР.

1978 год. Внеочередная девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла новую Конституцию БССР.

27 июля 1990 года. Верховный Совет принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики.

13 июня 1991 года. Принят Закон «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь».

15 марта 1994 года. Верховным Советом Республики Беларусь принята новая Конституция Республики Беларусь, которой введен институт президентства.

24 ноября 1996 года. Состоялся республиканский референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают создание двухпалатного парламента — Национального собрания Республики Беларусь, состоящего из Совета Республики и Палаты представителей.

13 января 1997 года. Открытие первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь первого созыва.

19 декабря 2000 года. Открытие первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь второго созыва.

15 ноября 2004 года. Открытие первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва.

31 октября 2008 года. Открытие первой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва.

http://sovrep.gov.by/index.php/kratkie_svedenija.html 

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь.

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Совет Республики — палата территориального представительства. От каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь представляет интересы всех граждан Республики Беларусь и состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. [Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь http://www.mfa.gov.by/ru/republic/gosstructure/]  

Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах/ под общ. ред. А.И.Сухарковой. – Мн.: Амалфея, 2002 

Порядок образования палат парламента

Депутаты  палаты представителей (110 человек) избираются гражданами Республики Беларусь в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого  избирательного права  при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области  и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов  базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются  Президентом Республики Беларусь.( Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях/А.И. Курак, 2001г.) 

Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах/ под общ. ред. А.И.Сухарковой. – Мн.: Амалфея, 2002 

3. КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ.

Согласно Конституции  РБ Национальное Собрание РБ является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает  правильная и четкая организация  деятельности, как самого парламента, так и его палат в отдельности. Вопрос организации деятельности Национального  Собрания и каждой из его палат  рассматриваются в самой Конституции  и детально конкретизируются в Регламенте палат Национального Собрания. Регламент, как правило, принимается на первой сессии нового созыва.

Согласно Конституции  Парламент состоит из двух палат - Палаты Представителей и Совета Республики1.

Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет  Республики является палатой территориального представительства. От каждой области  и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ2.

Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия могут  быть продлены на основании закона только в случае войны.

Первая после  выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией  по выборам и проведению республиканских  референдумов и начинает свою работу не позднее, чем за 30 дней после выборов. Отсчет тридцатидневного срока для  созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня проведения первого тура общих  выборов в Республике Беларусь. Если второй тур голосования по выборам  не поводится, отсчет тридцатидневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в  РБ. Отсчет тридцатидневного срока  для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области и города Минска.

Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Первая сессия открывается 2 октября, её продолжительность  не может быть более восьмидесяти дней.

Вторая сессия открывается 2 апреля, её продолжительность  не может быть более девяноста  дней.

Если 2 октября  или 2 апреля приходятся на нерабочий  день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а  также по требованию большинства  не менее 2/3 голосов от полного состава  каждой из палат по определённой повестке дня.

Внеочередные  сессии созываются указами Президента.

Процессуальные  вопросы палат регламентированы регламентами, которые подписываются  председателями палат.

Одним из важных вопросов Регламента является вопрос о кворуме, то есть о количестве присутствующих. Обычно необходимо присутствие более  половины депутатов (50%+1) .Если есть кворум, палата может выносить решения, рассматривать  вопросы, при его отсутствии не может. На самом деле для принятия решения  такого кворума, как правило, не достаточно. Так как большинство решений  принимаются большинством голосов  списочного состава Парламента. Поэтому  бывает, что кворум есть, а для  принятия решения голосов не достаточно. Тем более для конституционных  и некоторых других законов требуется  квалифицированное большинство  голосов (2/3 от полного состава Палаты представителей)1.

Заседания палат  осуществляются открыто. На открытых заседаниях может присутствовать публика, но в  специально отведенных местах. Присутствующие не могут подавать каких-либо реплик, нарушающих порядок. Палаты, если этого  требуют интересы государства, могут  принять решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от полного состава. В  соответствии с Регламентом закрытые заседания могут проходить по предложению Президента, Депутатов  Палаты представителей и Совета Республики, Премьер - министра. На закрытых заседаниях присутствуют лишь его члены и  специально приглашенные лица2.

Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент, его представители, Премьер-министр  и члены правительства могут  выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз  сколько, сколько они этого потребуют.

Одно заседание  в месяц резервируется для  вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов  Правительства.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям  государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Запрос должен быть включен в повестку дня  палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение 20 сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.

Голосование в  Палате представителей и Совете Республики открытое и осуществляется лично  депутатом, членом Совета Республики путём  подачи голоса "за" или "против". Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов1.

Регламенты предусматривают  приглашение на заседания представителей государственных и общественных организаций ни зависимых экспертов, представителей средств массовой информации.

Конституция РБ предусматривает совместные заседания  Палат. В соответствии со статьёй 96 палаты, на первом заседании после  избрания, из своего состава избирают председателей их заместителей. Председатели палат ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат, обеспечивают координацию работы комитетов и  других органов палат, они взаимодействуют  с Президентом, общественными объединениями  и политическими партиями, зарубежными  международными организациями, участвуют  в согласовательных комиссиях. Заместители  председателей помогают председателям  в реализации их функций, а в их отсутствие ведут заседания. Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения  законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Информация о работе История белорусского парламентаризма