Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:44, шпаргалка
Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.
В тесной связи с
архитектурой развивалась живопись
и скульптура. Наиболее активно развивалась
иконопись. Она создавалась под
влиянием древнерусского и византийского
искусства. Характерными являются иконы
«Матерь божья Замилованне», «Матерь
божья Иерусалимская», «Матерь божья
Смоленская» и др. С XV в. появляются
произведения светской живописи в жанре
портрета. Распространенным был и такой
вид живописи, как книжная миниатюра -
рисунок на страницах рукописей небольшого
размера и тонкой техникой исполнения.
Скульптурные произведения украшали церкви,
костелы, дворцы феодалов.
Таким образом, XIV - XVI
вв. - это яркий и самобытный период в развитии
белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических
веяний и средневековых религиозных традиций,
расширения культурных связей между белорусским
и другими народами.
Беларусь
в составе Речи
Посполитой (середина
XV - конец XVIII в.)
Люблинская уния. Образование Речи Посполитой
Вопрос об унии был
злободневным для Польши на протяжении
более полутора столетий. Польские
магнаты поднимали вопрос об унии
на четырех сеймах. Шляхту привлекали
земли Великого княжества, чины и
богатства. Она открыто добивалась
инкорпорации Великого княжества Литовского.
Идея унии находила поддержку со стороны
белорусской шляхты, надеявшейся
получить «золотую польскую вольность».
В 1562 г. белорусская шляхта создала
в лагере под Витебском конфедерацию
и обратилась с просьбой к Великому
князю заключить унию с Польшей.
Польская католическая церковь видела
в унии средство расширения своего
влияния на восток.
В 1558 г. Иван Грозный
начал войну с Ливонией. Великий
магистр Ордена Г. Кеттлер обратился
к Великому князю Литовскому и
королю Польскому Сигизмунду II Августу
(1548 - 1572 гг.) с просьбой о помощи. В результате
Орден был поделен на две части: Курляндское
герцогство и литовско-польскую провинцию
Инфлянты. Курляндский герцог признал
себя вассалом Великого князя Литовского.
В связи с этим царь начал войну против
Великого княжества Литовского. В 1563 г.
взял Полоцк и стал именоваться «Великим
князем Полоцким». Он занял северо-восточную
Беларусь, ему открылся путь на столицу
княжества. Государство оказалось на грани
политического краха и военной катастрофы,
под угрозу было поставлено само его существование.
В январе 1569 г. в Люблине
открылся общий сейм. Продолжался
он шесть драматических месяцев.
Каждая сторона ставила свои условия,
которые не принимались другой. Увидев
угрозу насильственного заключения
унии на неприемлемых условиях, послы
Великого княжества Литовского покинули
город. Тогда польская сторона продемонстрировала
силу. Сигизмунд Август II издал указ
о присоединении к Польскому королевству
Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины,
в результате чего почти половина территории
Великого княжества Литовского отошла
к Польше. Оказать сопротивление Польше
княжество не могло. В этих условиях была
сделана попытка начать переговоры с Иваном
IV о мире, но она была безрезультатной.
В этих условиях делегация Великого княжества
Литовского вынуждена была вернуться
в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии
в той форме, которую предлагала Польша.
В соответствии с
этим актом Польское Королевство
и Великое княжество Литовское
объединялись в одно государство - Речь
Посполитую . Единого государя предполагалось
избирать на общем сейме, провозглашая
его Королем Польским, Великим
князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким,
Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским
и Инфлянтским. Отдельное избрание
Великого князя Литовского прекращалось.
Права поляков в княжестве
и жителей княжества в Польше
уравнивались. Для обсуждения общегосударственных
дел предусматривались общие
сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала
суверенитет княжества, но его государственности
окончательно не ликвидировала. Оно
сохранило свое войско, судебную систему,
административный аппарат, печать с
Погоней. Обе части Речи Посполитой
имели самостоятельные названия
и до конца XVII в. - государственные
языки. В княжестве таковым был белорусский.
В результате Люблинской
унии Польша получила большие возможности
для проведения великодержавной
политики в отношении населения
Великого княжества. Политика Речи Посполитой
по насаждению на белорусских землях
католицизма и проведению полонизации
дополнили дифференциацию белорусского
общества этнорелигиозной
Наряду с политическими
ограничениями белорусская
В 1572 г. умер Сигизмунд
II Август, последний Польский Король и
Великий князь Литовский из династии Ягеллонов,
занимавший трон по праву наследования.
После него короли стали избираться сеймом,
что часто приводило к так называемым
бескоролевьям, которые тянулись от смерти
одного монарха до избрания другого. После
очередного бескоролевья на престол был
избран Стефан Баторий (1576 - 1586 гг.). В 1579
г. войска Речи Посполитой под руководством
Стефана Батория взяли Полоцк, Велиж, Усвяты
и Великие Луки, в 1582 г. начали осаждать
Псков, но занять его не удалось. В 1582 г.
Ливонская война завершилась Ям-Запольским
миром, по которому к Речи Посполитой перешла
вся Ливония, Полоцк и Велиж.
В конце XVI - первой
четверти XVII в. В правящих кругах Речи
Посполитой была популярной идея присоединения
к ней Московского княжества. Ее поддерживали
и великокняжеские политики, рассчитывавшие,
что в новом огромном евроазиатском государственном
образовании княжеству будет принадлежать
лидирующая роль. От дипломатических способов
осуществления этой идеи - выдвижения
на трон речи Посполитой кандидатуры Ивана
IV и его сына Федора в 1573 и 1587 гг. - перешли
к военным походам Лжедмитриев на восток
в 1604 и 1607 гг. В военную компанию 1609 г. войско
Речи Посполитой вернуло в состав княжества
Смоленск, а в 1610 - 1612 гг. овладело самой
Москвой, но было изгнано народным ополчением
под руководством Д. Пожарского и К. Минина.
В войне 1633 - 1634 гг. Россия попыталась взять
реванш за Смоленск, но потерпела неудачу,
и Полянский мир покинул границы прежними.
Тем не менее, в конце XVI - первой половине
XVII в. доминирующая роль в Восточной Европе
перешла от Великого княжества Литовского,
а затем Речи Посполитой, к их сопернику
- Московскому государству.
Церковь и религия в Беларуси в XVI в
К концу XII в. в Европе
сложились две большие религиозные зоны:
восточная, православно-византийская
и западная, римско-католическая. Граница
между ними проходила по Западному Бугу.
Беларусь стала местом встречи и взаимодействия
этих религий, что определило уникальное
историческое положение ее в Европе, обусловило
индивидуальность ее культуры и конфессиональную
особенность, наложило особый отпечаток
на менталитет белорусского народа.
До XIV в. в Беларуси
нераздельно господствовала православная
церковь. Кревская уния эту монополию
нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием
руководящих кругов государства. Ягайло
обязал окатоличить все население Литвы.
Через полтора года после Кревской унии
было создано Виленское католическое
епископство, которому Великие Литовские
князья пожертвовали огромные земельные
владения. Важную роль в распространении
католической веры играли монашеские
ордена францисканцев, августинов, бернардинцев
и др. К середине XVI в. католическая церковь
укрепилась в Литве и пограничных с ней
районах северо-западных белорусских
земель. Несмотря на то, что позиции православия
все более потеснялись, оно по-прежнему
задавало тон в духовной жизни общества.
В XVI в. христианство
постиг кризис: в католицизме он проявился
Реформацией, а в православии - ересями.
С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стали
распространяться в Великом княжестве
Литовском. Основным направлением реформации
в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной
основой была феодальная знать, часть
средней и мелкой шляхты. Среди простого
народа идеи западноевропейской Реформации
не получили сколько-нибудь широкого распространения.
Первую реформаторскую
общину создал в Бресте магнат Николай
Радзивилл Черный. Затем такие
общины были созданы в Несвеже, Клецке,
Заславле, Минске, Витебске, Полоцке
и других городах и местечках.
В XVI - первой половине XVII вв. на территории
Беларуси было создано восемьдесят пять
кальвинистских и семь арианских общин.
В 60-е гг. из кальвинизма
выделилось радикальное течение - антитринитаризм,
которое требовало социальных преобразований,
осуждало крепостничество. Наиболее известными
деятелями антитринитаризма были Сымон
Будный, Якуб Калиновка, Павел из Визны,
Петр Ганенза.
Реформация содействовала
повышению духовно-культурной жизни.
В это время распространились
гуманистические идеи, увеличилось
число грамотных. Особую роль в этом
играли школы и книгопечатание. Были
основаны типографии в Бресте, Несвиже,
Любче, Лоске, Тяпино. Публиковались
религиозно-публицистические произведения
и педагогическая литература. В Беларуси
находили приют беглецы, которые
пострадали за новую веру в других
странах. С учением о единстве
божества выступил Феодосий Косой со
своими единомышленниками, убежавший
в Беларусь из Москвы. Они выступали
против иконопечатания, необходимости
церкви, призывали к неподчинению
светским и церковным властям.
Увидев, что движение
выходит из-под контроля, феодалы
в 70-х гг. стали отходить от Реформации.
В XVII в. она сходит с исторической арены
в Великом княжестве Литовском. Программу
выхода из реформационного кризиса Ватикан
разрабатывает на Тридентском соборе.
Ставку в спасении католической церкви
он сделал на Орден иезуитов, созданный
в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских
стран, охваченных Реформацией, и влияли
на мир в угодном для римской курии направлении.
Впервые в Великом
княжестве (в Вильно) они появились
в 1569 г. по приглашению католического
епископа В. Протасевича. Хорошо организованные,
грамотные, отличные ораторы, они сразу
же завоевали авторитет у
Католицизм в иезуитах
нашел как бы второе дыхание и
стал вытеснять лютеранство, кальвинизм,
унитаризм и другие религиозные
течения. Через пять лет после
приезда иезуитов в Вильно в католичество
перешло шесть тысяч человек.
В конце XVI в. высшие слои общества
уже в массовом порядке меняли протестантскую
веру на католицизм. К концу XVII в. Контрреформация
в княжестве победила.
Балансирование Беларуси
на протяжении столетий между христианским
Востоком и католическим Западом
обусловило необходимость поиска компромиссов
и живучесть здесь идеи церковно-религиозной
унии. В конце XVI в. в такой унии были
заинтересованы три силы. Ватикан, намеревавшийся
присоединением миллионов верующих на
востоке Европы компенсировать потери
своих позиций во время Реформации. Правящие
круги, разрываемые религиозной конфронтацией
Речи Посполитой, стремились с помощью
унии консолидировать общество и укрепить
свое государство. Лидеры белорусско-украинского
православия искали пути вывода из упадка
своей церкви, позиции которой подорвала
Люблинская уния, Реформация и Контрреформация.
Претензии созданного в 1589 г. Московского
патриархата на духовную власть над белорусско-украинскими
землями Речи Посполитой толкали их в
сторону католического Запада, который
дал образец выхода из кризиса и оздоровления
костела. Отдельные представители высшего
православного духовенства рассчитывали,
что уния откроет им путь в Сенат, а также
выведет церковь из-под контроля светских
учреждений и отдельных лиц.
Подготовка унии
продолжалась 5 лет. В 1591 г. группа православных
епископов обратилась к Королю и
Великому князю Сигизмунду III с письмом
о необходимости заключения унии. Летом
1595 г. епископы К. Тарлецкий и И. Пацей,
подписав вместе с другими иерархами акт
об унии, выехали с этим документом к Папе
в Рим. Климент VIII с радостью принял послов
и дал свое благословение и согласие на
унию. В честь этого была выбита медаль
с надписью «На соединение русских». Сигизмунд
III Король Польский, в свою очередь, в 1595
г. издал универсал, в котором православная
церковь в Речи Посполитой объявлялась
соединенной с католической.
В 1596 г. в Бресте состоялся
Собор белорусско-украинского
Папа Римский и
правительство Речи Посполитой сочли
унию состоявшейся. По ее условиям, православная
церковь подчинялась Папе Римскому,
приняла католическую догматику, сохранив
православную обрядность. Новая вера
отделилась от православной и не слилась
с католичеством. В этом была ее специфика.
Брестская церковная уния была призвана
заложить основу объединения народов-поляков
и белорусов, католиков и православных.
Однако она не принесла в Беларусь
мира и согласия. В Беларуси началось
насильственное насаждение униатства
и католицизма. Религиозная жизнь
стала сопровождаться борьбой. В
закрытии православных храмов и монастырей,
в насильственном насаждении унии особенно
отличился полоцкий униатский архиепископ
Иосафат Кунцевич. В 1623 г. в Витебске
вспыхнуло восстание, Кунцевич и
его сподвижники были убиты. Над
восставшими была учинена жестокая расправа.