Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:44, шпаргалка
Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.
В XIV - первой половине
XVI в. производительные силы феодализма
обусловили интенсивный процесс отделения
ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось
ростом городов и поселков городского
типа - местечек. Если в начале XV в. в ВКЛ
было известно 83 города, то в конце XV в.
- уже 530. Наиболее крупными городами (свыше
8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск,
Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест.
По своему социально-экономическому
статусу города подразделялись на государственные
(великокняжеские) и частновладельческие,
принадлежавшие отдельным феодалам.
Иногда феодалы скупали участки
в самоуправляющихся городах
и распространяли свою юрисдикцию на
всех, кто жил на этой территории.
Население этих так называемых «юридик»
было неподвластно магистрату. Горожане
стремились избавиться от зависимости
феодалов и получить свободу и
право на самоуправление. С конца
XIV в. князья начали дарить городам право
на самоуправление, так называемое магдебургское
право. Первым получил это право Брест
(1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское
право получили почти все крупнейшие города
Беларуси.
Главным органом
административного руководства
городом был магистрат. Он состоял
из рады (выборного органа) и лавы
(суда). Во главе рады стоял войт,
назначаемый великим князем. Местом
работы рады были ратуши. Основную массу
населения городов составляли ремесленники,
купцы, которых называли горожанами.
Большинство населения
городов занималось ремеслом. В целях
защиты своих экономических интересов
ремесленники объединялись в союзы
по профессиям, которые назывались
цехами. Члены его делились на мастеров,
товарищей, или челядников, и учеников.
Цеха были организацией мастеров. Чтобы
добиться этого звания, необходимо
было в течение нескольких лет
пройти школу ученика и подмастерья.
В эти годы быстро
развивалась торговля как внутренняя,
так и внешняя. Купцы вели торговлю
с Ригой и другими
Такими были основные
особенности социально-
Политическое положение Беларуси в
первой половине XVI в
С конца XV в. Московское
княжество, окончательно освободившись
от золотоордынской зависимости, начало
более активно собирать под свое начало
восточнославянские земли. Идеологическим
обоснованием этой политики была миссия
защиты православной веры. Уже Василий
I Дмитриевич стал именовать себя Великим
князем, государем Московским и «всея
Руси». В 50-х годах XV в. отношения между
двумя государствами регулировались договором
1449 г. Казимира и Василия II, известным как
«Великий акт раздела Руси между Москвою
и Вильно». В 80 - 90-е годы сепаратистские
промосковские настроения в ВКЛ получили
значительный размах. Участились переходы
православной знати на сторону Москвы.
С конца 80-х и 90-е годы в Московское государство
перешли князья Белевские, Бельские, Воротынские,
Вяземские, Можайские, Мерецкие, Шемятичи
вместе со своими уделами, т.е. подвластными
им землями.
Обострились отношения
между ВКЛ и Крымским ханством,
возникшем в 1443 г. после распада
Золотой Орды. Населению южных
и центральных земель княжества
приходилось защищать свои земли
от набегов крымских татар. Кроме
того, великокняжеская казна
Конфронтация между
московским княжеством и ВКЛ привела
сначала к приграничным войнам (1487
- 1494 гг.). В эти годы воеводы Ивана
III нападали и грабили восточные земли
ВКЛ. В 1494 г. было подписано мирное соглашение,
по которому к Московскому государству
отошли Вяземское княжество и земли в
бассейне верхней Оки. Кроме того, князь
ВКЛ Александр женился на дочери Ивана
III Елене. Но и это не сделало союз прочным.
Вскоре, найдя повод, (Александр в одной
из своих грамот не назвал Ивана III «государем
всея Руси») Иван III объявил войну ВКЛ.
14 июня 1500 г. на реке Ведрош, недалеко от
г. Дорогобужа войско ВКЛ потерпело поражение.
Результатом войны явился мирный договор
1503 г, по которому к Москве отошли Чернигов,
Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Путивль,
Стародуб, Мценек, Невель, Велиж и др. В
целом ВКЛ потеряло 19 городов и 70 волостей.
Положение ВКЛ осложнило
восстание в 1508г. Михаила Глинского.
Он выступил против верховной власти
ВКЛ. Целью восстания явилось
«возрождение киевской монархии», т.е.
образование самостоятельного от ВКЛ
государства, ядром которого стали
бы восточные белорусские и
В августе 1508 г. было
подписано соглашение о «вечном
мире» между Московским княжеством
и ВКЛ, закреплявшее границы, сложившиеся
в результате предыдущих войн. В 1512
г. снова возобновились боевые действия.
Московские войска овладели Смоленском
и начали наступление в направлении
Друцка и Орши. 8 сентября 1514 г. под
Оршей 80-тысячная русская армия потерпела
поражение от 30-тысячного войска
ВКЛ, которым командовал гетман Константин
Острожский . Борьба продолжалась с
переменным успехом. Такие города, как
Полоцк, Мстиславль, Витебск, Гомель, Орша,
Рогачев, Смоленск разрушались по несколько
раз. В 1522 г. было подписано пятилетнее
перемирие, которое потом было продлено
еще до 1533 г. В 1534 г. началась новая
война. Смерть Василия III в Московском
государстве подтолкнула ВКЛ к реваншу
за возращение утраченных ранее территорий.
Война продолжалась четыре года. ВКЛ вернуло
только Гомель. Себеж и Заволочье оставались
за Москвой.
Внешнеполитическая
ситуация и внутреннее положение
в ВКЛ вынудили правящие круги
предпринять меры по привлечению
белорусской знати к
Формирование
Белорусской народности
Начало формированию
белорусской народности было положено
в период существования союзов племен
и создания на территории Беларуси
Полоцкого, Туровского, Смоленского
и других княжеств. Вхождение белорусских
земель в состав Великого княжества
Литовского создало условия для
дальнейшего формирования белорусской
народности.
Необходимость совместного
противостояния агрессии крестоносцев
и монголо -татар и вхождение
белорусских земель в состав ВКЛ,
способствовало преодолению феодальной
раздробленности, ликвидации локальной
замкнутости отдельных
Экономической основой
образования белоруской народности
являлся рост товарно-денежных отношений,
развитие внутреннего рынка. Увеличение
торгово-ремесленного населения в
городах и местечках, усиление связей
между ними содействовало консолидации
городского населения в сословие
мещан. Все это сказалось на развитии
общности социально-экономической
жизни, языка, культуры и других признаков,
которые характеризуют
Положительное влияние
на формирование белоруской народности
оказало развитие сословно-классовой
структуры феодального
Важную роль в
формировании белорусской народности
сыграл религиозный фактор. Подавляющее
большинство белорусского народа оставалось
православным, что способствовало сохранению
и развитию языковых, культурных традиций,
формировало чувство
В процессе формирования
белорусской народности определились
основные особенности ее хозяйственного
и общественного быта, материальной
и духовной культуры. Это проявилось
в типах жилья, его внутреннем
убранстве, в одежде, пище, обрядах
и обычаях, в профессиональном художественном
творчестве и фольклоре.
Постепенно сложился
менталитет белорусского народа, для
которого было характерным национальная
и религиозная толерантность, гостеприимство,
доброта, мягкосердечность, мудрость,
совестливость, трудолюбие.
С XIII в. язык населения
Беларуси начинает отличаться как от
древнерусского языка, так и языков
русской и украинской народности.
Специфические черты
Название «Белая
Русь» впервые появилось в
конце XIV в. в отношении Полоцкого
княжества, позже оно распространилось
на земли, расположенные в бассейне
Западной Двины и Днепра. С конца
XVI - начало XVII вв. население этих земель
определяло себя «белорусцами». За жителями
центральной и западной частей Беларуси
закрепилось название «литвины». Название
«Беларусь» для обозначения всех
ее земель и народа стало распространяться
только во второй половине XIX в. Термин
«Литва» переместился на северо-запад
и стал служить для обозначения
соседнего балтского народа.
Культура
Беларуси в XIV - XVI
вв
В XIV - XVI вв. духовная
жизнь Великого княжества Литовского
испытывала на себе сильное влияние идей
Возрождения. В этот период в Беларуси,
как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной
культуры. Суть его состояла в бурном росте
и взаимном обогащении культуры европейских
стран, широком изучении и использовании
достижений периода античности, возникновении
сначала кирилличного, а затем и латинско-польского
книгопечатания, проникновении гуманистических
идей в культуру, определенной секуляризацией
духовной жизни, распространении реформационных
идей и движений.
Эпоха Возрождения
на территории Беларуси имела свои
особенности. Экономическое отставание
от передовых стран Европы и господство
феодализма сдерживали всестороннее развитие
светских форм культуры и переход
от средневековой культуры к культуре
нового времени. Специфическими чертами
Возрождения в Беларуси стали
также столкновение западноевропейской
и восточноевропейской
Представителем ренессансной
культуры в Беларуси был первопечатник,
гуманист и просветитель Франциск Скорина
(около 1490 - около 1551 гг.). В центре его
внимания была проблема общества и
человека. Он рассматривал вопросы
смысла жизни, духовности мира, совершенствования
общества и др. В 1521 г. в Праге Ф.
Скорина издал 23 библейские книги
Ветхого Завета. В Вильно он организовал
первую в Беларуси типографию и издал
«Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
Традиции Ф. Скорины
были развиты поэтом-гуманистом Николаем
Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся
своим произведением «Песня о
зубре», в котором с патриотических
и высоких морально-
Крупным вкладом
в культуру Беларуси явилась деятельность
Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые
издал напечатанные на белорусском
языке «Катехизис», «Об оправдании
грешного человека перед богом», «Про
светскую власть», «Новый завет».
Взгляды С. Будного
поддерживал и развивал Василий
Тяпинский (год рождения неизвестен
- умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском
и белорусском языках Евангелие.
В предисловии к нему он обратился
к белорусской знати с просьбой
о духовной и материальной поддержке
белорусской культуры.
Важным явлением
белорусской культуры явилась историко-хроникальная
литература. Наиболее известными произведениями
этого жанра стали «Летописец
великих князей Литовских», «Хроника
Великого княжества Литовского и
Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника
польская, литовская, жемойтская и всей
Руси» М. Старыйковского. Во второй
половине XVI в. на смену традиционному
летописанию пришла историко-мемуарная
литература: «Письма» оршанского старосты
Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского
судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская
хроника».
На процесс становления
и развития белоруской архитектуры
и изобразительного искусства значительно
повлияли древнерусские традиции, а
также лучшие достижения архитектуры
и искусства западноевропейских
стран. Переосмысливая это наследие,
белорусские мастера создали
самобытные памятники в готическом,
романском стиле и стиле