Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:44, шпаргалка
Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.
После смерти Изяслава
в Полоцке княжили его сыновья
и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое
княжество достигло при князе
Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее)
(1044-1101 гг.). В это время расширились
границы княжества. Оно занимало
территорию теперешней Витебской области,
северную часть Минской и несколько
соседних районов. В вассальной зависимости
от княжества были земли, которые
простирались по нижнему течению
Западной Двины, где находились города
Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали
торговый путь «из варяг в греки»,
собирали дань с балтских племен.
Между Полоцком и
Киевом велась борьба, которая продолжалась
с перерывами более 100 лет. Полоцкие
князья дважды занимали Новгород, вели
борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г.
произошла битва на реке Немига,
шла война с Владимиром Мономахом.
В 1127г. сын Мономаха Великий князь
Киевский Изяслав организовал большой
поход коалиции южно-русских князей
против Полоцка. Затем полоцкая земля
распалась на удельные княжества: Полоцкое,
Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское
и др.
Во второй половине
XII в. в восточную Прибалтику стали проникать
крестоносцы. Предки латышей и эстонцев
к этому времени не имели своей государственности
и были язычниками. Северная опасность
со стороны немецких крестовых орденов
была замаскирована миссионерской деятельностью.
В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил
немцу Мейнарду вести христианскую работу
среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев
интересовало не столько миссионерство,
сколько завоевание новых земель в Прибалтике.
В 1201 г. при епископе
Асберте (с разрешения полоцкого
князя) была построена крепость Рига.
В 1202 г. здесь был создан при помощи
римского папы орден меченосцев, который
в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление
немецких крестоносцев в Прибалтике
стало угрожать полоцким князьям
потерей этих земель. Поэтому летом
1203 г. дружина Полоцкого князя
Владимира Всеславича осадила немецкие
крепости Икскюль и Гольм. Но этот
поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы
захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили
и сожгли Герцике.
Чтобы противостоять
опасности, Полоцк и Витебск установили
связь с Новгородской землей, что
позволило им нанести поражение
шведам на Неве в 1240 г., и 5 апреля 1242 г. разбить
немецких крестоносцев на Чудском озере.
В 1260 г. литовцы вместе с русскими
и белорусскими войсками нанесли
поражение крестоносцам на озере
Дурбе. Таким образом, коалиции всех
сил северной части Европы удалось
отстоять свою независимость.
Туровское княжество
образовалось на территории южной Беларуси
в бассейне Припяти и ее притоков.
Столица княжества - город Туров
упоминается в летописи под 980 г.
До конца X в. Туровское княжество развивалось
как самостоятельное. Здесь руководила
династия князей. С конца X в. в Турове княжит
сын Великого князя Киевского Святополк,
который вел борьбу за самостоятельность
княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством
владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого)
и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло
к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII
ст. Туровским княжеством овладел Юрий
Ярославович, который вернул княжество
династии князя Изяслава. Особенностью
общественно-политического строя Туровского
княжества было наличие в городе и князя,
и посадника, что было еще характерно только
для Новгорода Великого.
В это время жители
Беларуси оказали упорное сопротивление
монголо-татарам, когда они, опустошая
Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад.
Фланговые отряды Батыя прошли через
южную часть Беларуси, опустошили
и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест.
В середине и второй половине XIII
в. монголо-татары еще не раз осуществляли
набеги на белорусские и литовские земли,
но завоевать и подчинить их им не удалось.
В конце XII - начале XIV в. Туровская земля
была целиком присоединена к Великому
княжеству Литовскому.
Культура
Беларуси в X - XIII вв
В тесной связи с
государствообразующими процессами в
IX - XIII вв. шло развитие культуры. В своей
основе она соединяла языческую и греко-византийскую
традицию. Язычество сближало славянские
общности кривичей, дреговичей, радимичей
с местным населением - балтами. Силы, с
которыми человек не мог справиться, древние
славяне наделяли качествами живых существ
(водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли
обряды, связанные с разными моментами
сельскохозяйственных работ. Они становились
целыми календарными циклами: прилет птиц,
гуканье весны, вербная неделя, юрьев день,
купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д.
С языческих богов больше всего поклонялись
богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко
был представлен у наших предков культ
солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала
и Ярило.
Христианство появилось
в Палестине во времена Римской
империи в среде бедного
Восточнославянские
княжества приняли византийскую
церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир
принял христианство и в р. Днепр
крестил жителей Киева. На Руси появилось
духовенство, во главе которого стал
митрополит, ему подчинялись епископы.
Русское духовенство всегда поддерживало
светскую власть. Церковь получила
десятую часть государственных
доходов. На Беларуси также стало
распространяться христианство, его
вначале принимали высшие слои общества,
а затем и остальные люди. В
992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. -
Туровская епархии.
Благотворным было
влияние христианства на распространение
письменности и образования. Важными
культурно-просветительскими
Основным жанром
раннесредневековой письменной культуры
стало летописание. Одним из первых
памятников летописания является «Повесть
временных лет». Продолжением ее явились
местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская,
Новгородская, Суздальская. Имеются
данные о том, что летописи составлялись
в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое
распространение получила каноническая
литература, жития и поучения: «Туровское
евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие
евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой»,
«Житие Авраамия Смоленского», «Слова
Кирилла Туровского: «Притча о
душе и теле», «Про слепого и хромого»
и др.
О распространении
письменности на Беларуси свидетельствуют
надписи на свинцовой печати полоцкого
князя Изяслава, знаменитом кресте
Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах
XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске.
В Бресте обнаружен самшитовый гребень
с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до
«Л»), берестяные грамоты, найденные в
Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности
Беларуси являются надписи на камнях-валунах
(«Борисовы» и «Роговолодов» камни).
Мировым достижениям
соответствовало строительство
храмов, их архитектура, роспись, убранство.
Храмы были не только культовыми сооружениями,
в них размещались архивы, государственная
казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе
князя Всеслава был построен в Полоцке
Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах
(близ Полоцка) сооружена Борисоглебская
церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский
собор, известный также под названием
Спасского или Спасо-Ефросиньевского.
Для этого собора по заказу Ефросиньи
Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал
в 1161 г. непревзойденный образец прикладного
искусства - крест, обложенный золотыми
и серебрянными пластинами с миниатюрными
изображениями христианских святых, выполненными
многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась
Борисоглебская, или Коложская, церковь
в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена
вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества
в Беларуси.
В духовно-культурной
жизни Беларуси того времени яркой
личностью выступает Кирилл Туровский
(возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был
высокообразованным человеком, блестящим
литератором, выдающимся религиозным
деятелем. Сохранилось тридцать молитв,
восемь «слов», три поучения, два
канона, написанных К.Туровским. За выдающееся
ораторское искусство современники
называли его «Златоустом». По желанию
горожан и князя Юрия Кирилл стал
туровским епископом.
Личностью, оставившей
заметный след в культурной жизни
Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая
(возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава
Чародея. Вначале переписывала книги,
после постриглась в монашки,
поселилась в келье Софийской
церкви в Полоцке, где продолжала
переписывать книги, позже создавала
летописи и собственные писания.
В дальнейшем стала игуменьей
монастыря Св. Спаса в Полоцке,
построила мужской монастырь. В
конце жизни Ефросиния
Декоративно-прикладное
искусство развивалось под
2.Белорусские
земли в составе
Великого княжества
Литовского (середина
XIII - середина XVI в.)
Образование
Великого княжества
Литовского, Русского,
Жемойтского
Процесс образования
одного из крупнейших государств Восточной
Европы эпохи Средневековья - Великого
княжества Литовского, Русского, Жемойтского
и других земель - был сложным
и длительным по времени. Окончательно
территориальные границы
Исторические реалии
XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому
политическому объединению населения
как тех, так и других земель. Именно их
единство позволило сохранить на то время
в значительной степени этническую чистоту,
а вполне допустимо, и само существование
этносов, населявших этот регион, в условиях
противостояния агрессорам с северо-запада
(крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары).
Известны совместные выступления балто-славянских
дружин против крестоносцев и их союзника
Конрада Мазовецкого.
Чувствительными были
и внутренние объединительные тенденции.
Двадцать небольших удельных княжеств,
которые образовались в результате
распада Полоцкого и Туровского
княжеств, вели междоусобную борьбу. На
балтских землях государственности
не было. Здесь возникают племенные
союзы, появляются князья (кунигасы), которые
имели сильные военные дружины. Они оказывали
сопротивление крестоносцам и одновременно
сами совершали набеги на земли ослабленной
Руси. Внутренняя борьба между племенными
союзами возвышала личности некоторых
князей. Одним из таких князей был Миндовг
.
В такой ситуации
ряд земель повели этнично-объединительную
деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-
В середине XIII в. в балто-восточных
землях происходит возвышение Новогрудка
(совр. Новогрудок). Новогрудок был основан
Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился
под влиянием Киева, а затем галицко-волынских
князей. Урожайные земли Понеманья, относительно
безопасное географическое положение
в условиях постоянной внешней угрозы
привлекли сюда переселенцев из других
районов и обусловили подъем производительных
сил.
Первым князем - претендентом
на роль создателя Литовской державы
был литовский князь Миндовг.
Летописная Литва располагалась
на современных восточнолитовских
и северозападных белорусских землях.
Во второй половине 40-х гг. XIII в. Миндовг
стал князем в Новогрудке, где, согласно
Густынской летописи, принял в 1246 г. православную
веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х
- начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя
Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая,
что этот шаг вызовет отрицательную реакцию
со стороны галицко-волынских князей,
Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом,
по дипломатическим соображениям принимает
католичество и коронуется в Новогрудке.
Этим актом весь тогдашний католический
мир признал правомочность и независимость
Великого княжества Литовского, уравнял
его с другими европейскими странами.
Крестоносцы оказались
ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского
войска трижды обрушивалась на Новогрудские
земли. Неудачи Миндовга привели
к замене его на новогрудском княжеском
троне сыном Войшелком. В это
время из Жемойтии исходит вторая
попытка объединения
Полоцк и князь
Товтивилл, племянник Миндовга, тоже
намеревался воспользоваться