Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:44, шпаргалка
Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.
Подавление восстания
не смогло остановить общественно-политическое
движение в Беларуси. Все более
активную роль стали играть представители
революционных демократов, выражавших
интересы крестьянства и трудящихся
города. Общественное движение приобретает
социальную направленность, ставит задачи
личного освобождения крестьян, свержение
царизма. Новое поколение революционеров
формировалось из разночинцев. Многие
уроженцы Беларуси учились в Петербурге
и других российских городах, участвовали
там в тайных обществах и кружках,
что оказывало влияние на их политическое
сознание. С другой стороны, на политическую
ситуацию в Беларуси продолжало оказывать
влияние польское национально-освободительное
движение.
Польская эмиграция
не теряла надежды на возобновление
вооруженной борьбы, как они считали,
в «Русской Польше», т.е. в Беларуси.
В 1833 г. представитель польских эмигрантов,
уроженец имения Поречье Слонимского
уезда М. Волович перешел границу
с Россией и сформировал
Студент Виленской
медико-хирургической академии, уроженец
Пинщины, Франц Савич основал
в 1836 г. в Вильно «Демократическое товарищество»,
члены которого пропагандировали идеи
солидарности народов в борьбе против
самодержавия, выступали за освобождение
крестьян и наделение их землей.
Идеалом политического строя
для Савича и его единомышленников
было общество равных возможностей. В
1838 г. «Демократическое общество» было
разгромлено. В 1846 - 1849 гг. в Вильно, Минске,
Гродно, Лиде, Новогрудке, Ошмянах и
других городах действовала тайная
организация «Союз свободных
братьев», насчитывавшая двести человек.
Велась пропаганда среди солдат и
офицеров минского гарнизона.
Наряду с репрессиями
российское правительство провело
в Беларуси ряд политических и
административных мероприятий, направленных
на укрепление здесь своей власти,
быстрейшее слияние западных губерний
с собственно русскими губерниями под
знаменем православия и единой русской
народности. Конфискованные и казенные
имения раздавались русским дворянам
и чиновникам. В 1831 г. в Витебской
и Могилевской губерниях было
прекращено действие Статута Великого
княжества Литовского 1588 г, а в 1840
г. он был отменен в Виленской,
Гродненской и Минской
В целях предупреждения
возможных шляхетских волнений был
проведен так называемый «разбор
шляхты», эта процедура представляла
тотальную проверку документальных
свидетельств о шляхетском происхождении.
Те, кто не мог подтвердить свое
происхождение, лишался дворянского
звания и переводился в
Одним из важнейших
направлений политики царизма была
борьба против католической церкви. Власти
пошли по пути уменьшения количества
духовенства и подрыва его
экономической базы. В 1832 г. был издан
указ о ликвидации некомплектных (малочисленных)
католических монастырей и передачи
их имений в казну. В 1841 г, ссылаясь на
то «как непристойно духовной особе
отрываться от ее прямых священнических
обязанностей», появился ряд указов
о приеме в казну собственности
всех имений высшего православного
и иноверческого духовенства
западных губерний. В 40-е годы секуляризация
церковных владений была в основном
завершена, в результате чего около
100 тыс. ревизских душ пополнили
ряды государственных крестьян. Таким
образом, церковь ставилась в большую
зависимость от государства.
Важным элементом
политической стабильности в регионе
власти считали консолидацию белорусского
населения под эгидой православия
- опоры самодержавия. В 30-е годы власти
склоняют на свою сторону высшее униатское
духовенство во главе с епископом
Иосифом Семашко. 12 февраля 1839 г. на
соборе в Полоцке принимается
решение о присоединении
Культура Беларуси в первой половине XIX в
После присоединения
белорусских земель к России национально-культурное
развитие Беларуси проходило в новых
условиях, связанных с формированием
капиталистических
Отличительной чертой
развития культуры Беларуси было усиление
в первой трети XIX в. ее полонизации.
Это было обусловлено политикой императора
Александра I, которая была направлена
на становление польской государственности,
и нашла поддержку среди польского магнатства
и полонизированной шляхты. Польский язык
был языком абсолютного большинства образованного
населения, языком просвещения, литературы
и театра. Особенно активно, до изгнания
из России в 1820 г., действовали в этом направлении
иезуиты. Они располагали рядом учебных
заведений. Обучение в них велось на польском
языке. Особенно активно действовала Полоцкая
иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом
царя была присвоена степень Академии.
Одновременно в
Беларуси проводилась политика распространения
русской культуры. Эта политика была
осторожной при Екатерине II, либеральной
при Александре I и жесткой и решительной
во времена Николая I. Хотя ее острие было
направлено против влияния польской культуры,
она объективно сдерживала развитие белорусской.
Белорусский язык квалифицировался как
диалектный говор русского. Не одобрявшие
политику русификации, за пределы Беларуси
были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю
службу определили П. Багрима и т.д.
Безусловно, культура
Беларуси отражала социальную структуру
общества. Составными частями ее были
магнатская культура, поместно-дворянская
культура средней и мелкой шляхты,
культура мещан и населения городов
и местечек, крестьянская культура.
Конфессионная неоднородность населения
приводила к культурной дифференциации
по религиозному признаку и часто
носила характер острого противостояния.
По уровню развития, этнической направленности
культура Беларуси в разных регионах
имела отличительные черты.
В соответствии с
реформой просвещения 1803 - 1804 гг. школьная
система строилась по принципу единства
и преемственности. В каждом губернском
городе создавалась гимназия, в уездном
городе - уездное училище, в деревнях
- церковно -приходские школы. Все учебные
заведения белорусских губерний
вошли в состав Виленского учебного
округа и стали подчиняться Виленскому
университету, который осуществлял
контроль за работой школ, его преподаватели
готовили программы обучения, писали
учебники. Кроме государственных, работали
гимназии при католических и базылянских
монастырях, которые давали среднее
образование. Образование евреев, которые
составляли почти половину городского
населения Беларуси, осуществлялось
в талмуд-торах, ходороимах и других
учебных заведениях, которые содержались
на деньги еврейских общин. В них
дети изучали священные книги
иудаизма под руководством раввинов.
После восстания 1830
- 1831 гг. царское правительство меняет
политику в области образования.
1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет.
В Вильно остается Медико-хирургическая
Академия, созданная на базе медицинского
факультета (работает до 1840 г.). Обучение
во всех типах школ переводится на
русский язык. Учителя, не владеющие
русским языком, отстраняются от преподавания.
Русскоязычных учителей для Беларуси
начинает готовить Петербургский учительский
институт и созданная в Витебске
в 1834 г. учительская семинария (работает
до 1839 г.). Среди других событий в
области образования следует
отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой
земледельческой школы, которая
в 1848 г. была преобразована в
Беларусь стала
объектом исследований российских ученых.
Уже в 1773 г. Академия наук послала
сюда две экспедиции во главе с
И. Исленьевым (астрономическая) и И.
Лепехиным (физическая). Интерес к
изучению Беларуси проявили польские
ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель
и др. Значительного развития достигла
астрономия, математика, медицина - в
Виленском университете, агробиология
- в Гори-Горецком земледельческом
институте. Выделились белорусская
археология, этнография, фольклористика,
где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский,
Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи,
А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики,
публикации фольклористов, этнографов
способствовали пробуждению национального
сознания белорусов.
В устном народном творчестве
этого времени нашли отражение
события социальной и политической
жизни. Значительную роль в становлении
белорусской литературы сыграли
Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский
и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных
сборников «Деревенские песни», Ян
Борщевский издал четырехтомный
сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь
в фантастических рассказах» и т.д.
Выдающимися памятниками
В культуре Беларуси
первой половины XlX века значительное
место принадлежало театру. Развивалось
как любительское, так и профессиональное
театральное искусство. Событием в театральной
жизни Беларуси было возникновение первой
труппы белорусского национального театра
В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841
г. состоялась премьера комической оперы
«Рекрутский еврейский набор». Музыку
к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский,
а либретто - В. Дунин-Мартинкевич.
Первая половина
XlX века явилась началом сбора и публикаций
белорусской народной песни, попытки ее
композиторской и концертной обработки.
Большой интерес представляют произведения
А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского.
В имении Залесье на Сморгонщине писал
полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий
след в белорусской музыкальной культуре
оставил классик польской музыки, уроженец
Игуменского уезда С. Манюшко.
Развитие архитектуры
определялось градостроительством: застройкой
центров городов домами специального
и государственного назначения. Для
архитектуры была характерна смена
стиля барокко на классицизм. Об
этом свидетельствует дворец-
Определяющую роль
в развитии живописи сыграли воспитанники
Виленской школы живописи - отделение
изобразительного искусства факультета
литературы и искусства Виленского
университета. Основателем школы
был профессор Ф. Смуглевич. За четверть
века школа подготовила более
двухсот пятидесяти художников, граверов,
скульпторов. Член императорской академии
искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.)
написал портрет А. Чарторийского
, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича
и др. Представитель романтизма В.
Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты
поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки
М Шимановской, а также картину
«Мицкевич на скале Аю-Даг» и др.
Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал
картины исторического жанра
«Смерть Глинского в неволе»,
«Освобождение Т. Костюшко из темницы»,
«Отступление французов через Вильно
в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал
в жанре классического
Таким образом, в
условиях полонизации и русификации
белорусский народ сумел
Беларусь во второй половине XIX в
Реформы 60 - 70-х
гг
Развитие капитализма
в Европе к началу XIX века привело
к смене феодально -абсолютистских монархий
и появлению новых форм государственного
устройства - конституционных монархий,
конституционно-парламентских республик.
В отличие от западно-европейских стран
государственно-политический строй России
к середине XIX в. оставался на уровне средневековья.
Здесь господствовал абсолютизм и крепостное
право. Свидетельством отсталости России
явилось ее поражение в крымской войне
(1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская
крепостническая система проигрывает
западной капиталистической. Это заставило
правительство задуматься над необходимостью
проведения реформ.
Эта необходимость
ярко проявилась в Беларуси. Большинство
ее жителей (74,3%) составляли крестьяне,
которые делились на помещичьих, государственных,
поезуитских, церковных и монастырских.
Попытки помещиков