История Беларусии с Древних времен

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

Файлы: 1 файл

История Беларусии.docx

— 146.89 Кб (Скачать)

В конце XIX в. термин «Белорусы» и этноним «белорусы» окончательно закрепились за всей этнической территорией белорусов. Однако термин «белорусы» не приобрел еще общенационального содержания. Существовали региональные названия (полешуки), конфессионализмы (русские и поляки), жители некоторых частей Беларуси называли себя «тутэйшыми».  

Ускорение темпов экономического развития, расширение капиталистического предпринимательства, развитие торговли и путей сообщения, интенсивное  железнодорожное строительство  способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона, что сыграло основополагающую роль в формировании белорусской нации, хотя этот процесс тормозился рядом  факторов. Запрещение евреям селиться вне городов, невозможность найти  в них работу для большого количества безземельных и малоземельных крестьян деформировали национальный и социальный состав городского населения. Белорусская  национальная буржуазия представляла лишь небольшую прослойку в местной  многонациональной буржуазии. Земельный, торговый, промышленный и банковский капиталы находились в собственности  польских, русских и еврейских  промышленников и купцов. 84,5% купцов пяти западных губерний составляли евреи, 10,7% - русские и только 1,7% были белорусами. 51% фабрик и заводов являлись собственностью еврейской буржуазии. Белорусская  аграрная буржуазия, разделенная по вероисповеданию на православных и  католиков, в значительной степени  полонизированная, не осознавала своей  национальной принадлежности и часто  враждебно относилась к проявлениям  национального движения. Буржуазия  сформировалась под патронажем государственной  власти и царской бюрократии, поэтому  экономическая и политическая независимость  ее мало интересовали. Слабость национальной экономической элиты - буржуазии  и дворянства - стала причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.  

Процесс формирования белорусской нации сдерживался  общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно перешел на путь интенсивной  русификации. Основой ее стало создание социальной базы этой политики - расширение русского землевладения, продажи земли  на льготных условиях приглашенным на службу в Беларусь российским чиновникам. Школа целиком была переведена на русский язык обучения. Православный священник, государственный чиновник, школа, официальная печать настойчиво доказывали белорусам, что они - русские  и не имеют никаких отличий, кроме  локально-диалектных. В этом направлении  важную роль сыграла идеология «западнорусизма», которую во второй половине XIX в. возглавил профессор Петербургской академии, белорус по происхождению, М. Коялович.  

Важнейшим признаком  нации является наличие единого  языка, посредством которого обеспечивается политическая, экономическая и культурная жизнь народа. Старобелорусский язык фактически стал мертвым. После присоединения  к России официальное положение  государственного занял русский  язык, однако практически до восстания 1863 г. в общественно-культурной жизни  господствовал польский язык. Русская, как и польская общественно-политическая жизнь не воспринимала существование  белорусов как самостоятельного этноса и отрицательно относилась к  попыткам литературного творчества на белорусском языке. Сдерживающим фактором в развитии белорусского языка  явился запрет в конце 50-х годов  XIX в. печатания белорусских книг латинским шрифтом.  

В новых исторических условиях источником развития белорусского языка явилось устное народное творчество, а формирование его происходило  в жанрах художественной литературы и публицистики. Создание экономической  общности и развитие хозяйственных  связей привели к постепенному стиранию различий местных диалектов, появлению  единого, понятного всей нации языка. Помимо этого, он обогащался новыми словами  и терминами. Постепенно шел процесс  создания графической системы, правописных  и грамматических норм, обогащения лексики белорусского литературного  языка. В целом процесс этот шел  медленно. Только в начале XX в. появилась белорусская периодическая печать. Быстрое развитие белорусского языка, его фонетических, лексических и грамматических норм произошло с приходом в литературу Ф. Богушевича, Я. Лучины, Л. Гуриновича, Я. Купалы, Я. Коласа, Тетки и др.  

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в., вопреки неблагоприятным политико-историческим условия, сформировались основные признаки белорусской нации, консолидации которой не помешали ни социально -классовые противоречия, ни борьба, обострившаяся с появлением рабочего класса и буржуазии.  

С процессом формирования белорусской нации непосредственно  связано также развитие культуры Беларуси во второй половине XIX в, отразившей характер и место национального направления. 

Культура  Беларуси в 60 - 90 гг. XIX в 

Школьная реформа 1864 г. демократизировала и расширила  сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных  губерниях России. После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори - Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская  гимназии, а также все школы  на польском языке. В Беларуси действовали  специальные «Временные правила  для народных школ», разработанные  Н. Муравьевым и утвержденные царем  в мае 1864 г. Согласно им начальные  школы отдавались под контроль православного  духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика - этим ограничивался круг изучавшихся  в них предметов. С позиций  идеологии самодержавия, православия  и народности изучалась история  родного края.  

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась  на 8 - 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари. Чтобы  исправить положение в Молодечно, Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как  в год все семинарии выпускали  всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым  начальные народные школы, учрежденные  реформой 1864 г, закрывались. Их место  занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся  местным духовенством.  

Медленно развивалось  и среднее образование. В 1868 г. в  Беларуси было восемнадцать средних  учебных заведений: шесть мужских  и четыре женских гимназии, две  прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и  Земледельческое училище. Всего  в средних учебных заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7% всех жителей Беларуси.  

Под особым контролем  находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя  цензура. Официальная правительственная  печать была представлена газетами «Губернские  ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы  по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича  и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца  и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось  ни одного белорусского художественного  произведения. На белорусском языке  был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра «Про богатство и бедность». В 1892 г. в Тильзите вышла брошюра  «Дядька Антон, или Беседа обо  всем, что болит, а почему болит - не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели  свет три брошюры: «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый  приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете». Все  они адресовались белорусскому крестьянину  и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали  к борьбе.  

Новое оживление  в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов - Ф. Богушевича (1840 - 1900 гг.), Я. Лучины (1851 - 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 - 1894 гг.), А. Обуховича (1840 - 1898 гг.) и  др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской  бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и  культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма  он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник  стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник - «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть  лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.  

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 - 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 - 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.  

На развитие белорусской  культуры большое влияние оказало  театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены  М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители - певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин  и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а  также «Общество любителей изящных  искусств». Большое значение приобрела  деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о  жизни и творчестве известных  композиторов и исполнителей, открывали  музыкальные учебные заведения  и библиотеки.  

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры - под барокко, костелы - в стиле неоготики, православные церкви - в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.  
 

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными  изменениями в политической и  социально -экономической сферах жизни  белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального  самосознания, созреванием необходимых  предпосылок для собственной  национальной государственности. 

KMPlayer

Информация о работе История Беларусии с Древних времен