Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:59, доклад
В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:
как источник содержания правовых норм;
как способ (форма) образования норм права;
как источник познания права.
Источники Римского Частного права.
1)Понятие источников права в юр. Науке Др. Рима. Основные виды источников римского права
В юридической и историко-
как источник содержания правовых норм;
как способ (форма) образования норм права;
как источник познания права.
Институции Гая к источникам права относят:
законы;
сенатусконсульты;
конституции императоров;
эдикты магистратов;
деятельность юристов.
В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.
В Институциях Юстиниана
закон и другие нормы, исходящие
от государственных органов и
зафиксированные ими в
нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).
По признаку письменной и
устной формы источников
В более широком смысле к источникам права относятся многочисленные правовые и другие памятники, содержащие юридические нормы и иные данные о праве. В первую очередь к ним можно отнести кодификацию Юстиниана, произведения римских юристов, историков, философов, ораторов, поэтов и др. К источникам права в широком смысле причисляют также папирусы с текстами отдельных договоров и надписи на дереве, камне и т. д.
Итак, к источникам римского права можно отнести:
Обычное право.
Законы.
Эдикты магистрата.
Деятельность юристов.
Сенатусконсульты.
2)Обычное право и законы
Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. В современной теории права под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством и качестве общеобязательного правила.
Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.
Нормы обычного права включали:
обычаи предков (mo res maiorum);
обычную практику (usus);
обычаи жрецов (com mentarii pontificum);
обычаи, сложившиеся в практике магистратов (commentarii magistratuum).
В императорский период обычное право именуется термином «consuetude».
Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.
Наряду с обычным правом уже в древний период в Риме в качестве источника права применялись законы (leges). Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые народными собраниями и утверждаемые Сенатом.
В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.
Законы XII таблиц содержат множество конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать. Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т. е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права. Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название.
Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления. Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами.
Обычное право – это совокупность неписаных правил поведения и обычаев, которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного, традиционного применения и санкционирования государством. В отличие от простого обычая обычное право признается государством и им же защищается.
Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права. Обычаи складывались в практике предков, жрецов и магистратов. Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах. Однако, не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону. Подразумевалось, что он его дополняет и оживляет. Безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указания закона.
Для своего признания в качестве правового требования, т. е. дающего основание для защиты судом, обычай должен был отвечать некоторым дополнительным критериям:
1) он должен
выражать продолжительную
2) он должен
выражать однообразную
3) он должен
воплощать неотложную и
4) специфику
правового применения обычая
составляло то, что ссылающийся
на обычай должен сам
Важную особенность римского правового обычая составила, особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования.
Законы
законы – акты народных собраний. Структура закона:
– надпись – имена инициаторов закона, вид народного собрания, причина издания;
– содержание закона;
– санкция.
Закон - "писаное право"
Развитие Древнего Рима потребовало более определенных и динамичных форм правообразования. На место обычного права пришел закон – "писаное право". Для признания правового предписания в качестве закона, необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е., так или иначе, воплощал весь римский народ, чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: «Законы – это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и др. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия-Горация и т. п. Закон должен был содержать определенные элементы, исходя из чего, в формуле закона различали три составные части:
1) введение или указатель обстоятельств издания - имена инициаторов закона и вид народного собрания;
2) нормативное
предписание, включающее в
3) последствия нарушения закона (sanktio), где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителя.
Эти части закона существуют и в настоящее время как структурные элементы современной правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). В зависимости от направляющего действия санкции как гарантии соблюдения закона различались законы:
1) несовершенные
– не содержащие в себе
2) совершенные – санкция которых объявляла недействительным противозаконный акт;
3) менее совершенные – санкция которых указывала на взыскание штрафа при сохранении юридической силы противозаконного акта;
4) более совершенные – санкция которых предусматривала и недействительность противозаконного акта, и взыскание штрафа.
Для принятия, закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
В республиканский период (до I в. н. э.) все законы принимались только народным собранием и именовались "leges" (например, lex Aquilia - Аквилиев закон). Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Тем не менее, в республиканском Риме законов издавалось не так много; получили огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов. Консерватизму, характеризующему римское право, эти, последние формы правообразования соответствовали гораздо более чем издание новых законов.
Из 800 известных нам законов наиболее значительными являются Законы XII таблиц. Они были приняты народным собранием в середине V в. до н. э. и действовали примерно три века. Хотя они находятся за хронологическими рамками классического периода, следует о них упомянуть отдельно, т. к. на них воспитывалось правосознание многих поколений римлян. Законы XII таблиц являлись основой цивильного права и имели огромное значение в развитии римского права. С изданием Законов XII таблиц значимость прежде всесильной понтификальной юстиции упала, заключительный удар по ней был нанесен в 304 г. до н. э. опубликованием календаря судебных дней и форм судебных исков Гнеем Флавием. После этого жреческая аристократия сохранила только полномочия толкования писаного права, в рамках норм законов и только в целях наилучшего следования им в судебных делах. Из этой функции понтификов, основанной уже не на религиозном авторитете, а на лучшем знании права, стала формироваться консультационная юриспруденция и собственно литература права, служащая дополнением и комментарием к нормативному уровню права.
Кроме законов XII таблиц, важное значение для гражданского права имеют: lex Poetelia (Поетелиев закон), IV в. до н. э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lex Aquilia (Аквилиев закон), примерно III в. до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lex Falcidia (Фальцидиев закон), I в. до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.
В эпоху принципата (с I в. н. э.) народные собрания не соответствовали новому строю и поэтому потеряли былое значение. Главенствующее положение народных собраний в правотворческом процессе занимает сенат, не имевший в период республики законодательной власти. Его компетенция выражалась формулой: «сенат полагает, советует, рекомендует», а его акты имели значение инструкций магистратам. Тем не менее, постановления сената (сенатусконсульты) становятся основными источниками права, поскольку теперь они чаще всего являлись правовой формой предложений принцепса, содержащихся в его речах или письменных представлениях, который лишь прикрывался видимостью республиканских форм.
Окончательное укрепление императорской власти и наступление эпохи абсолютной монархии (с III в. н. э.) привело к тому, что законом стало считаться только единоличное распоряжение императора ("конституции"). Различают 4 вида императорских распоряжений ("конституций"):
• эдикты – носили общий характер и обращались к населению;
• рескрипты – ответы императора на вопросы о толковании и применении права, исходившие от частных и должностных лиц;
• мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам;
• декреты – решения императора по спорным делам, рассмотренным им лично.
Названные формы правотворческой деятельности императора имеют различную юридическую природу. Легальная основа эдиктов и мандатов зиждется не столько на высшей власти императора, сколько на принадлежавшем всем магистратам праве издавать общие распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение. В соответствии с этим эдикты и мандаты теряли силу с окончанием функций издавшего их императора. Они также не формировали цивильного права, основой которого были республиканские законы. Напротив, поскольку декреты и рескрипты есть акты по толкованию и применению права, то их легальная основа выводится из этого, последнего. Поэтому действие декретов и рескриптов не может ограничиваться сроком, а так как в них интерпретируется и цивильное и преторское право, то и восполняют они обе эти системы. Описанное различие между формами выражения воли императора сглаживается во II в. н. э., когда действие конституций императоров выводится из их высшей власти. В период доминанта (с конца III в. н. э. до середины 4 в. н. э.) единственной формой законодательства становится императорский эдикт. Мандаты выходят из употребления, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отношении соответствующих дел.
Императорские конституции имели значительное влияние на развитие римского права главным образом потому, что в их разработке участвовали выдающиеся юристы. Существует несколько кодификаций императорских конституций: не официальные (составленные частными лицами) – Грегориана и Гермогениана; официальная – императором Феодосием.