Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть внешнюю политику Ирана в к. XVIII- н.XX вв.
Для раскрытия данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть политику европейских держав в Иране в к. XVIII- XIX вв.
Проследить борьбу между Англией и Францией за Иран в к.XVIII- н.XIX в.
Охарактеризовать русско-иранские отношения в к. XVIII- XIX вв.
Проанализировать политику Англии в Иране в пер. пол. XIX в.
Проследить процесс превращения Ирана в полуколонию
Рассмотреть российские и британские интересы в Иране во второй половине XIX- н. XX вв.
Охарактеризовать английские и русские концессии в Иране
Проследить политическое закабаление Ирана в конце XIX – начале XX вв.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В ИРАНЕ В К. XVIII - XIX ВВ………………………………………………………………………...6
Борьба между Англией и Францией за Иран в к.XVIII- н. XIX вв…6
Русско-иранские войны в первой половине XIX в…………………….11
Политика Англии в Иране в начале XIX в……………………………..19
ПРЕВРАЩЕНИЕ ИРАНА В ПОЛУКОЛОНИЮ………………………….25
Российские и британские интересы в Иране во второй половине XIX – начале XX вв…………………………………………………………….25
Английские и русские концессии в Иране…………………………...28
Политическое закабаление Ирана в конце XIX – начале XX вв……...35
ЗАКЛЮЧЕНИ……………………………………………………………………38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
2.2. Английские
и русские концессии в Иране
в конце XIX- начале XX вв.
Главную роль в экономическом закабалении Ирана и в превращении его в полуколонию играли Англия и царская Россия.
На начальном этапе закабаления Ирана Англия, несмотря на сильное противодействие России, добилась больших успехов в своей политике в Иране. Практически уже к концу XIX в. Россия вынуждена была считаться с единоличным господством Англии в южных провинциях Ирана, ограничив зону своего влияния северными районами. В этом соперничестве победила более сильная, экономически и политически развитая держава. Поражение России в русско-японской войне, утрата былого влияния на Балканах нанесли сильный удар ее внешнеполитическому престижу. Русская революция 1905 г. еще более ослабила царское правительство.
Начало иностранным концессиям в Иране положили английские телеграфные концессии. Во время народного антианглийского восстания 1857-1859 гг. в Индии перед Англией встал вопрос об установлении постоянной оперативной связи с Индией.33
Англичане, заинтересованные в установлении прочной связи с Индией, стали усиленно добиваться получения телеграфной концессии в Иране. История получения этой концессии очень характерна и типична для деятельности империалистических государств в этой стране и их борьбы за концессии и монополии. Английские капиталисты неоднократно пытались добиться разрешения у шаха на строительство телеграфа, но постоянно получали отказ.
Выгоды такого изобретения, как телеграф, не заинтересовали шаха, но «одну вещь он понял хорошо — это деньги, которые, как ему казалось, в изобилии имеются в Европе и которых ему всегда недоставало».34
Поэтому,
чтобы ускорить получение концессии,
англичане прибегли к своему старому
и испытанному способу —
Соглашения о телеграфных концессиях были подписаны в 1862, 1865 и в 1872 гг. Английский Департамент индо-европейского телеграфа получил концессию на строительство и эксплуатацию телеграфной линии Ханекин — Тегеран — Бушир. В Бушире линия присоединялась к английскому подводному кабелю Джаск — Маскат — Карачи. «Индо-европейская телеграфная компания» построила телеграфную линию, соединяющую Лондон с Калькуттой через Берлин, Варшаву, Одессу, Керчь, Тифлис, Джульфу, Тебриз, Казвин, Тегеран, Исфахан, Карачи. По конвенции 1901 г. иранское правительство обязалось за счет английской ссуды построить линию Тегеран — Бушир и в Белуджистан через Йезд и Керман.35
Телеграф полностью находился в ведении Индо-европейской компании. Персидскому правительству предоставлялась треть доходов от эксплуатации линии, проходящей по иранской территории, и льготный тариф при подаче телеграмм. В 1879 г. русские капиталисты вслед за англичанами добились концессии на постройку телеграфной линии на севере Ирана между городами Астрабад и Кишляр. Это была небольшая линия, и проходила она не только по северным провинциям. Из девяти основных телеграфных линий, не считая мелких, иранским правительством контролировались лишь две. Еще две эксплуатировались русскими, а остальные — англичанами. К 1920 г. общая протяженность телеграфных линий в Иране достигла 5676 км.36
Строились
же телеграфные линии в
С начала 70-х годов XIX века обостряется борьба между Россией и Англией за концессии на строительство шоссейных и железных дорог в Иране. Это строительство теснейшим образом связывалось с проблемами внутренней и внешней политики государств, имело экономическое и стратегическое значение. В условиях развития товарно-денежных отношений в стране для улучшения экономического положения и расширения торговли Иран, как никогда, нуждался в железнодорожном строительстве и в обновлении существовавших дорог. Из-за отсутствия промышленности и подготовленных кадров Иран полностью зависел от развитых капиталистических стран.
В июле 1872 г. английский подданный барон Ю. Рейтер получил от шаха кабальную и разорительную для Ирана концессию сроком на 70 лет: монопольное право на строительство железных дорог и трамвайных линий, на эксплуатацию нефти и других ископаемых, а также на проведение всех ирригационных работ и др.38
Соглашение о концессии вызвало резкий протест царского правительства. Шаху были направлены послания Александра II, министерства иностранных дел России и посланника в Тегеране с ультимативными требованиями отмены концессии. Во время пребывания Насер-эд-Дин-шаха в Петербурге осенью 1873 г. был фактически решен вопрос об отмене концессии Рейтера.
Осуществление концессии требовало больших капиталов, которые Рейтер не мог предоставить лично. В результате Рейтер не смог начать работы в Иране до истечения 15-месячного срока, как было оговорено в концессии. Это и явилось формальной причиной ликвидации концессии.
5 декабря 1873 г. Насер-эд-Дин-шах расторг договор о концессии. Царское правительство решило взять инициативу железнодорожного строительства в Иране в свои руки. Вначале оно поддержало проект концессии генерал-майора Фалькенгайна, русского инженера, строившего дороги в Грузию. После длительной дипломатической борьбы в декабре 1874 г. концессия была подписана шахом. Концессия была подписана, но у России не было денег для строительства дороги. К тому же внешнеполитические осложнения, такие, как русско-турецкая война, требовали значительных средств, и концессия была предана забвению.39
В 1890 г. официально было подписано русско-иранское соглашение о не строительстве железных дорог в Иране в течение 10 лет. В 1900 г. оно было продлено еще на 10 лет. Соглашение было поддержано Англией. Английские капиталисты были заинтересованы в строительстве железных дорог в Иране с целью его экономического и политического закабаления, но для них было весьма важно, чтобы не существовало никакого железнодорожного пути в Индию, который мог бы быть захвачен во время войны Россией или другой державой. Соглашение о нестроительстве железных дорог явилось ярким примером политики империалистических государств в Иране, которые исходили только из своих интересов вопреки экономическому развитию страны. Отсутствие железных дорог надолго задержало экономическое развитие Ирана. Отрицательные последствия этого колониального сговора России и Англии сказывались на экономическом, политическом и культурном развитии Ирана еще в течение многих десятилетий. Строительство железных дорог в Иране фактически было заморожено почти на 30 лет. В этом важном для судеб страны вопросе шахское правительство продемонстрировало полную потерю своей самостоятельности.
Важную роль для упрочения позиций Англии в Иране сыграло получение концессии на судоходство по р. Карун. В 1888 г. английская фирма «Браться Линч» получила от Ирана концессию на организацию судоходства по единственной в Иране судоходной р. Карун в нижнем ее течении.40
Начиная
с 80-х годов политическая активность
английских представителей в Тегеране
возросла и в январе 1889 г., несмотря
на противодействие российского
посланника, Дж. Рейтер, Кавам од-Доуле
и Амин ос-Солтане подписали
Договор о предоставлении данной концессии носил кабальный для Ирана характер и был типичным неравноправным договором сильной капиталистической державы со слаборазвитой зависимой страной. Английским капиталистам удалось навязать такие условия концессии, которые создавали самую благоприятную почву для деятельности банка в Иране.
Активизация английской политики в Иране в конце XIX в., получение ряда важных концессий значительно укрепили влияние Англии в этой стране. Южные районы Ирана фактически превратились в сферу безраздельного господства английского капитализма. Усилилось влияние англичан и на шахское правительство.
Экономическое закабаление Ирана русскими капиталистами шло, прежде всего, по линии расширения торговли и создания русских предприятий в стране. Наиболее крупным торгово-промышленным предприятием являлось рыболовное хозяйство Лианозовых. В 1873 г. С.М. Лианозов получил у персидского правительства концессию на право ловли рыбы в южной части Каспийского моря.41 Фирма Лианозова представляла собой крупное, хорошо оснащенное, современное промышленное предприятие. Существование крупного предприятия на юге Каспийского моря способствовало развитию морского и речного промысла, увеличению объема русско-иранской торговли. Ежегодно из России ввозилось для нужд фирмы товаров более чем на 150 тыс. руб.
Наиболее
видными российскими
отделениями в Тегеране, Реште, Мешхеде и других крупных городах. 20 ноября 1890 г. он добился у шаха получения концессии на организацию страхового и транспортного дела по всей территории Ирана сроком на 75 лет. Эта концессия давала России большие привилегии в области строительства шоссейных и колесных дорог не только на севере страны, но и по всему Ирану.42
Одной
из наиболее важных концессий России
в Иране являлась организация
Учетно-ссудного банка. Банк был создан
с целью противодействия
Открытие
русского банка в Тегеране свидетельствовало
об активизации экономической
Важнейшим фактором, с помощью которого России удалось укрепить свои позиции в Иране в конце XIX — начале XX в., явились займы, предоставленные царским правительством Ирану. В 1900 г. Россия предоставила Ирану заем в сумме 22, 5 млн. р. Под залог доходов с северных таможен Ирана и на условиях погашения английского займа 1892 г. в сумме 500 тыс. ф. ст., получения в дальнейшем займов только у России и продления еще на 10 лет, до 1910 г., обязательства не строить железных дорог. В 1902 г. Иран получил у России новый заем в сумме 164 млн. р.43
Таким
образом последние годы XIX — начало
XX в. оказали решающее влияние на экономическое
и политическое развитие Ирана. В эти годы,
как Англия, так и Россия достигли значительных
успехов в освоении персидского рынка,
заняли монопольное положение соответственно
на юге и севере страны. Рост иностранного
влияния, повышение активности в борьбе
за экономическое и политическое преобладание
в Иране привели к резкому обострению
англо-русского соперничества. Это соперничество
двух капиталистических держав отрицательно
сказалось на положении Ирана в целом.
Оно на долгие годы замедлило естественный
ход социально-экономического развития
страны.
Усиление политической зависимости от империалистических государств, а также расширение деятельности иностранного капитала позволили России и Англии окончательно поставить Ирана в полуколониальное положение.
Одновременно
с усилением экономической
Важным орудием политического влияния царской России в Иране была персидская казачья бригада, организованная в 1879 г. В этом году по просьбе шаха в Тегеране прибыл подполковник русского генерального штаба Доманович, три казачьих офицера и пять урядников. Они организовали по образцу русских казачьих полков регулярный конный полк, который в последствии разросся до размеров бригады, а во время первой мировой войны – до размеров дивизии. Командовал иранской казачьей бригадой русский офицер, обычно полковник генерального штаба, подчинявшийся непосредственно шаху. Русские офицеры-инструкторы занимали также и некоторые другие командные посты в бригаде. Иранский офицерский, унтер-офицерский и отчасти даже рядовой состав бригады комплектовался главным образом из ханских сыновей. Вскоре казачья бригада превратилась в единственную в Иране дисциплинированную и боеспособную регулярную воинскую часть и стала играть роль шахской гвардии.44