Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, реферат
Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
Стоит отметить, что многие темы, подпадающие под категорию индуистской мифологии, являются не просто рассказами, а повествованиями, в которые индусы глубоко верят..
1. Введение
2. Источники мифов
3. Веды
4. Брахманы
5. Араньяки
6. Упанишады
7. Махабхарата
8. Панчатантра
9. Шакунтала
10. Рамаяна
11. Война в индийских мифах
12. Индра
13. Рудра
14. Конструкция мироздания
15. Пантеон богов
16 Мудрецы
17. Мифические существа
18. Эротический покровитель Индии
19 Информационные источники
Конец света, всех миров и иллюзии согласно предсказаниям, случится в конце Калиюги. Господь Шива Натараджа, великий Разрушитель убьет верховного демона всех времен и исполнит танец Тандава (Тандава Нритья) на его спине. Этот мистический танец олицетворяет собой предпоследнюю демонстрацию боевого искусства, благодаря которому будет разрушены все формы материи и энергии, предметы, существа и иллюзии, которые сольются с Верховным Брахманом (жрецом). Калки – последний аватар Вишну, о котором также ходят пророчества появится в конце Калиюги, он будет судить последнюю битву между добром и злом. Согласно преданиям он явится на белом коне, со свитой приверженцев, а также со всеми предыдущими аватарами Вишну, чтобы, наконец, победить зло.
Существует великое множество богов в индуизме, которые разделяются на несколько уровней. Самый верхний уровень представлен троицей: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель, а также их женами-богинями: Сарасвати – покровительницей обучения, Лакшми – богиней богатства во всех его проявлениях и Шакти (также известна как Парвати или Амбика) – богиней храбрости и силы. Их дети тоже являются богами, «курирующими» ту или иную сферу жизни: Ганеша и Сканда. Другие потомки троицы: Кама – бог любви и Рати - богиня страсти. Стоит отметить, что Брахма также считается правителей самого высокого из небес – мира под именем Сатья – так что Брахма представлен в одном из четырнадцати миров в своем истинном обличье, в отличие от Шивы и Вишну, который появляется на земле – последнем из небес – в образе своих аватаров.
Некоторые божества ассоциируются со специфически компонентами мироздания или особыми функциями. Индра – бог грома и молнии – также управляет миром Сварга, Варуна – бог океанов – является одним из самых известных асуров, Агни – бог огня – является посланником между людьми и богами, Кубера – хранитель богатства, Сурья – божество солца, Вайю – бог ветра, а Сома – божество луны и магических чар.
В мире индийских мифов
обитает также множество
Другими необычными обитателями небес являются великие мудрецы. Самый известный из них – Нарада – является посланником богов. Интересно, что мудрецы и демоны, благодаря силе, заработанной многими десятилетиями духовной практики и суровой аскезой, могут оказаться более могущественными, нежели сами боги.
Яма – бог смерти и справедливости – по преданиям живет в Кайласе вместе со своим учителем – Шивой. Он управляет низшим миром Наракой вместе со своей свитой, называемой яма-дута (посланники Ямы), которая приводит ему души умерших на суд. Читрагупта это один из тех неземных существ низшего порядка, которые являются кармическими судьями всех человеческих поступков на земле.
Считается, что некоторые боги имели или имеют воплощения (аватаров) на земле. Одна из обязанностей Вишну, как хранителя мира, это появляться на земле в то время, когда для прояснения ситуации требуется его твердая рука. Эпические повествования или Бхагаваты описывают хронологию десяти главных инкарнаций Вишну (всего их двадцать шесть): Матсья (рыба), Курма (черепаха), Варааха (вепрь), Нарасимха (лев с человеческим лицом), Вамана (карлик-аскет), Парашурама (воинственный жрец-брамин), Рама, Баларама (пастух и брат-близнец Кришны), Кришна и Калки (воин на белой лошади), чье появление будет возвещать о конце эпохи.
Вопреки заблуждениям, воплощения имеет практически каждое главное божество в индуизме. Другое дело, что эти воплощения не бывали на земле. Часто под словом инкарнация подразумевается просто другая форма того или иного божества, как это происходит, например, с Ганешей.
Шива приятен на вид, у него четыре руки, четыре лица и три глаза. Третий глаз, расположенный в центре лба, его огненный взгляд заставляет всех живых существ съеживаться. Иногда третий глаз рисуют символически в виде трех горизонтальных полос; их же и наносят преданные этого бога себе на лоб.
Обычно Вишну изображают как красивого юношу с кожей темно-синего цвета, одетого как древний правитель. В своих четырех руках он держит коническую раковину, диск, палицу и цветок лотоса.
Брахма – «великий создатель». Брахма красного цвета, у него четыре головы, в оригинале их было и все пять, но одна была сожжена третьим глазом Шивы, так как Брахма обратился к нему без должного почтения. В своих четырех руках Брахма держит скипетр, лук, миску для подаяния и манускрипт Риведы. Брахма олицетворяет собой мужское начало, в то время как все остальные боги индуистского пантеона могут являть собой женское. Четыре головы, четыре ноги и четыре руки Брахмы согласно некоторым трактовкам олицетворяют собой четыре Веды.
Брахма участвует и в легенде, касающейся сотворения мира.
Ганеша это одно из самых известных и, пожалуй, самых известных воплощений божественного в индуизме. Отличить его очень просто по слоновьей голове, хотя у него есть масса других атрибутов. Ганеше поклоняются как богу обстоятельств Вигнеша, покровителю наук и искусств, а также богу мудрости и интеллекта. Ему отдают должное в начале каждого обряда или церемонии; перед тем, как начинать что-либо писать, необходимо обратиться к нему, как к покровителю букв. Ганеша это популярный персонаж в индийском искусстве.
Сканда это популярное божество индуизма. Он известен под множеством имен, среди которых Краттикейя (сын Криттики), Кумара, Шанмукха, Муруган и Субмаранья. Муруган это бог войны и покровитель всей земли Тамиль. Образ ассоциируется с павлином (чаще всего, белым или фиолетовым), как с символом мудрости.
Лакшми это индуистская богиня богатства, света, мудрости, лотоса, удачи и везения, красоты, храбрости и плодородия. На нее переносится образ Матери вселенной.
Лакшми – супруга Вишну, она была замужем за всеми его инкарнациями: во времена Рамы она была Ситой, во времена Кришны – Рукмини, когда он явился, как Венкатешвара, она была Аламелу. По верованиям вайшнавов она является богиней-матерью и шакти (энергией) Нараяна.
О появлении богини Лакшми существует древняя легенда. Вспыльчивый мудрец Дурваса как-то подарил Индре – царю богов гирлянду цветов, которая никогда не должна была завять. Индра отдал эту гирлянду своему слону – Айравате. Когда Дурваса увидел такое непочтение к себе, что слон разгуливает с божественной гирляндой на шее, он проклял Индру, говоря, что тот и все боги потеряют свою силу из-за его гордыни и беспечного отношения. Проклятие сбылось: демоны выгнали богов с небес. Побежденные боги пошли искать убежища у Создателя – бога Брахмы, который предложил им вспахтать океан молока – Кширшагар, чтобы получить нектар бессмертия. За помощью боги обратились к Вишну, который принял аватар Курмы (черепахи) и поддержал Мантара Парвата (гору) как ступу в маслобойке, в то время как царь змей Васуки исполнял роль веревки. Боги и демоны под управлением мудрого правителя Бали – Чакраварти, помогали друг другу вспахтать этот молочный океан.
Среди всех божественных даров, которые появились из океана в процессе взбивания, появилась и богиня Лакшми, выбравшая Вишну в роли своего супруга, поэтому только он обладает силой контролировать иллюзию (майю). Эта легенда объясняет и то, почему Лакшми зовется дочерью океана; луна, также возникшая из океана во время пахтания, называется в мифах братом Лакшми. Старшая сестра Лакшми – богиня неудачи Алакшми. Считается, что она тоже вышла из океана молока.
Лакшми изображается как красивая женщина с четырьмя руками, сидящая на лотосе, одетая в роскошные одеяния и украшенная драгоценностями. Выражение ее лица всегда умиротворенное и любящее. Самой главной отличительной чертой Лакшми является то, что она всегда восседает на лотосе. Лотос символизирует неразрывную связь Шри-Лакшми с чистотой и духовной силой.
В индуизме Сарасвати это одна из трех богинь, составляющих женскую половину Тримурти (троицы). Две другие это Лакшми и Дурга. О Сарасвати речь идее как о богине реки, а в более позднее время появилось обращение к ней как к богине познания, музыки и изящных искусств. Он является супругой Брахмы – индийского бога творения. К ней обращаются как к Шонапунье – «очищенной от крови».
Как богиня реки (воды) Сарасвати олицетворяет плодородие и благополучие. Она ассоциируется с чистотой и творчеством, особенно во всем, что касается общения, например, в литературе и ораторском искусстве.
Богиня Сарасвати обычно изображается как красивая женщина с желтой кожей, облаченная в одежды чистого белого цвета, восседающая на белом лотосе (хотя обычно ее ваханой считается лебедь), что символизирует ее опыт в познании абсолютной Истины. На изображениях у нее обычно четыре руки, каждая из которых представляет аспект человеческой личности в процессе обучения: ум, интеллект, внимание и эгоизм. В этих четырех руках она держит:
- книгу. Это священные Веды, которые представляют собой универсальное, божественное, всеобъемлющее и истинное знание, равно как и ее превосходство в науках и словесности
- мала. Четки из белых
бусин, олицетворяющие силу
- священная вода. Горшочек
священной воды символизирует
силу творчества и силу
- вина. Музыкальный инструмент означает ее превосходство во всех искусствах и науках.
Согласно легенде, Кубера практиковал аскезу тысячу лет, и в награду за это, Творец Брахма подарил ему бессмертие и сделал его богом богатства, хранителем всех сокровищ на земле (нидхи), которое он должен был раздавать тем, кто этого заслужил.
Изображается Кубера маленьким человечком с большим животом. У него три ноги, две руки и всего один глаз.
Индра – хранитель мира - имеет такие качества, как твердость, умеет вызывать дождь, молнию и гром по своему желанию. Индра – божество погоды и войны.
Другой хранитель мира – Варуна источник и поддержка всех живых существ. Варуна управлял небом в ночное время, его явление подобно звезде . Варуна – бог неба, океана и дождя.
Агни это скрытый бог – это божественный огонь в растениях, земле, животных, природе и людях.
Сома- бог луны и его связывают с подземным царством.
Яма - отвечает за устройство загробного мира
Это бог огня, домашнего очага и жертвенного костра. В Ригведе Агни стоит на втором месте по числу посвященных гимнов. Главная функция этого бога – это быть посредником между людьми и богами, ведь только с помощью огня человек сможет отправить свою жертву богам.
Агни прекрасен своим видом, он весь сверкает и золотиться. Он помогает людям во всем и приводит богов на жертвоприношение.
В Ведах под словом риши или мудрецы подразумевают певцов божественных гимнов, вдохновленных поэтов или мудрецов, а также любых других людей, которые могут пробудить божество ритмичной речью или песней. В общем это определение относится к авторам гимнов Ригведы. Более поздние поколения обращались к риши, как к патриархальным мудрецам или святым, занимающим в Индии такое же место, как герои и патриархи в других странах. Составляя отдельный класс существ в ранней мифологической системе, они отличаются от асуров, девов и тем более – смертных людей.
Основными риши, о которых есть упоминание в Ригведе являются: Гритсамада, Вишвамитра, Вамадева, Атрии, Ангирас, Бхарадваджа, Васиштха, Агастья. О мудреце Васиштхе ходит легенда о том, как он приобрел корову по имени Камадеху, которая могла без труда накормить целое войско. Царь Вишвамира, который посетил убежище Васиштхи, был настолько впечатлен коровой, что решил силой увести ее у риши, но духовные возможности Васиштхи не позволили ему пойти силой против мудреца. У Вишвамитры тоже было совсем не мало сил, кроме того, от Шивы он получил божественное оружие, но даже оно оказалось не в силах победить Васиштху. Так Вишвамитра решил сам стать брахмачарьей (монахом-аскетом), покинул свой дом и всю роскошь и отправился в уединение в лес.
После того, как по истечению тысячелетия, его проверил Индра, предложив ему пищи, Брахма заметил его и нарек брахмариши Вишвамитра – то есть «друг всего сущего».
Мудрец Агастья и
его семейство считаются «