Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:34, реферат
Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
Стоит отметить, что многие темы, подпадающие под категорию индуистской мифологии, являются не просто рассказами, а повествованиями, в которые индусы глубоко верят..
1. Введение
2. Источники мифов
3. Веды
4. Брахманы
5. Араньяки
6. Упанишады
7. Махабхарата
8. Панчатантра
9. Шакунтала
10. Рамаяна
11. Война в индийских мифах
12. Индра
13. Рудра
14. Конструкция мироздания
15. Пантеон богов
16 Мудрецы
17. Мифические существа
18. Эротический покровитель Индии
19 Информационные источники
Реферат по дисциплине:
«Мировая художественная
культура"
на тему:
"Индийская мифология"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Источники мифов
8. Панчатантра
9. Шакунтала
18. Эротический покровитель Индии
19 Информационные источники
Введение.
Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
Стоит отметить, что многие темы, подпадающие под категорию индуистской мифологии, являются не просто рассказами, а повествованиями, в которые индусы глубоко верят..
Корни мифологии произошли из классического индуизма времен ведической цивилизации, которая стала носителем древнейшей ведической религии. Ведические мифы неразрывно связанны с повериями индийцев. Всего существует четыре Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Аттхарваведа. В некоторых из этих текстов упоминаются мифологические модели и механизмы, которые очень напоминают современные научные теории, да и сам научный процесс.
Индуизм представляет нам множество мнений, касающихся космологии и объяснения некоторых явлений, которые произошли в процессе сотворения вселенной. Самое популярное поверие заключается в том, что вселенная вышла из Хираньягарбхи – золотого яйца. Хираньягарбха плавала в воде в пустоте и темноте небытия. В конце концов, золотое яйцо разбилось и был создан космос. Из верхней части Хираньягарбхи вышла Сварга (верхние миры или небеса), а Притви (нижние миры) – из нижней серебряной части.
В индийской мифологии божество может принимать какие угодно формы. По сути, все персонажи индийских мифов это формы, вылепленные из одной материи.
Источники мифов
Считается, что создание индийской мифологии датируется 7200 годом до нашей эры, когда были исполнены первые гимны Ригведы, восхваляющие элементы природы, такие как: воздух, вода, гром, солнце, огонь и другие. Они нашли отражение в ранних ведических божествах: Вайю (воздух), Варуна (вода), Индра (гром), Сурья (солнце) и Агни (огонь). Согласно мнению современных исследователей через некоторый период времени ведические боги были осмыслены. Следующие несколько тысячелетий в постведийский период и в течение периода Пуран, боги были персонифицированы и приобрели четкие формы и характеристики, а также индивидуальные качества.
Позднее начался период эпических сказаний, когда были сочинены Рамаяна и Махабхарата. Считается, что в них отражены многочисленные исторические события и реальные факты. Современные исследования поддерживают теорию о правдивости эпических сказаний при помощи неоспоримых доказательств, таких, например, как древний мост, соединявший Индию и Шри-Ланку. Как бы то ни было, археологические памятки не отрицают событий, описанных в двух эпических индийских поэмах.
В Пуранах описаны истории, которые имеют более древние мифологические корни, нежели эпические произведения, и относятся к Крета или Сатья юге, первому из четырех огромных периодов времени, из которых состоит Дивья юга, длящаяся более 4 320 тысяч лет. Каждая из Пуран описывает одного или нескольких божеств из огромного списка персонажей индийской мифологии.
Веды – это первостепенные источники индийской мифологии. Существует всего четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Аттхарваведа. В первых трех описаны правила поведения для ежедневной практики, касающиеся не только всех индийцев как личностей, но и таких учреждений, как храмы. Каждая семья браминов (духовных служителей) живет в соответствии с указаниями одной определенной веды.
Бхагаваты (это название относится и к Шримад Бхагаватам или к Бхагавата Пуранам) это, наверное, самые популярные и самые читаемые из Пуран. Они повествуют историю бога Вишну и его инкарнаций (аватар) на земле.
Два великих индийских эпических поэмы: «Рамаяна» и «Махабхарата» рассказывают историю двух особенных воплощений Вишну (Рама-аватар и Кришна-аватар, соответственно). Эти две работы известны под общим именем Итхихааса. И «Махабхарата», и «Рамаяна» являются очень религиозными литературными произведениями. Эти истории глубоко проникают корнями в индийскую философию, это источники притч и сказаний, а также предмета поклонения для индуистов. Сами эпические поэмы были написаны в разные юги или периоды времени. Рамаяна, написанная поэтом и мудрецом Вальмики, описывает жизнь и времена бога Рамы (седьмого аватара Вишну) и приходится на Трета югу, в то время как Махабхарата, описывающая жизнь и времена Пандавов, приходится на Двапара югу, период времени, когда родился Кришна (восьмой аватар Вишну).
Интересно то, что эпические произведения Индии описывают не только взаимоотношения богов и людей, но также упоминают о различных существах, живущих в воде, воздухе, над землей и под землей; о небесных телах и закономерностях, присущих им; о теории перевоплощения. Эпические поэмы богаты на ретроспективы, они говорят о том, что любое событие, произошедшее сегодня, имеет свои корни в прошлом, поэтому предки должны быть ответственны перед потомками.
Ведийская мифология
– это религиозно-
Мифологические представления ведийских ариев относятся к эпохе между серединой II-го и серединой I-го тысячелетия до н.э. Эта эпоха традиционно носит название ведийской. Данное название эпоха получила от текстов, которые являлись священными для того времени, да и впоследствии занимали главное место в индуизме. Речь, конечно, идет о Ведах (в переводе с санскрита обозначает «знание», «знать»), которых всего четыре (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа). Эти книги иначе называют самхитами, то есть собрание гимнов. Ригведа – собрание гимнов. Самаведа – это собрание песнопений. Ядджурведа – это собрание жертвенных формул и толкований. Атхарваведа – собрание магических формул и заклинаний. Атхававеда – это древнейшая книга белой и черной магии. Кстати, первоначально Вед было всего три, Атхарваведа долгое время не признавалась четвертой священной книгой, так как заключала в себе порой опасное магическое знание. Согласно преданию, авторами Вед были риши – святые поэты-мудрецы.
Брахманы – это важнейшие тексты в индуистской традиции и естественно важнейший источник по древнеиндийской мифологии и религии, а также зачатками древнеиндийской философской мысли. Термин брахман имеет четыре основных значения. Во-первых брахман – это представитель высшей варны, варны брахманов. В Индии до сих пор неформально сохраняется деление общества по варновому и кастовому признаку. Так вот, варн всего четыре – брахманы (жреческие функции), кшатрии (управленческие функции), вайшьи (производители, то есть ремесленники, земледельцы, торговцы и т.д.) и шудры (низшая варна, представители занимаются не чистой работой, например, разделывают туши, убирают нечистоты и т.д.). Во-вторых Брахман – это один из богов-творцов, верховное божество. В-третьих брахман – это молитва, молитвенное изречение. И, наконец, в-четвертых, брахманы – это сборники текстов ритуального назначения, собственно то, о чем мы говорим.
Брахманы создавались
Следующим источником по
древнеиндийской и индийской мифологии и религии
являются араньяки или в переводе с санскрита
«лесные книги». Названы они так из-за
их предназначения – это тексты для удалившихся
в лес. Здесь следует упомянуть о четырех
«жизненных стадиях» (ашрамах) любого
индуса. Каждый индус, а тем более арий
ведийского периода был обязан пройти
через четыре стадии: 1)брахмачарин (ученичество);
2)грихастха (домохозяин, когда необходимо
обзавестись семьей и обеспечить ей достойное
проживание); 3) ванапрастха («лесной отшельник»,
когда домохозяин периодически удаляется
в лес для размышлений и совершения определенных
жертвоприношений в одиночестве); 4) саньясин
(человек окончательно уходит из дома
и ведет образ жизни странника, навсегда
отказываясь от жизни мирского человека).
Араньяки часто связывают с третьей стадией,
они составлялись приблизительно в VII-VI
веках до н.э. и примыкают к брахманам.
С одной стороны араньяки – это тексты,
тесно связаные с ведийской религией,
содержащие мифологические сюжеты и описание
жертвоприношений.
Следующий свод текстов,
дающий значительный материал по индийской
мифологии – это Упанишады. Термин
упанишада буквально
На протяжении всех Упанишад прослеживается попытка иначе осмыслить содержание ведических текстов, то есть Ригведы и др. Известные мифологические сюжеты Вед оказываются содержащими скрытый смысл, действительно подлинный. Боги все больше заняты различными философскими размышлениями и часто практикуют йогу для достижения высшего знания. Боги становятся символами различных частей священного знания.
В Упанишадах развивается учение о сансаре, то есть о перерождении душ. Согласно этому учению все в мире обладает душой, даже камень. Каждая душа рождается и умирает, а затем появляется вновь в мире в новом теле, или воплощении в зависимости от совершенных в прошлой жизни плохих и хороших поступков. Если душа рождается в камне, значит, она особенно грешна, но благодаря праведному поведению она может вернуть себе впоследствии человеческий облик.
Махабхарата- это произведение, относящееся к великому индийскому эпосу. Эта эпическая поэма почитается каждым индусом на протяжении всего своего существования. Махабхарат – это сокровищница индийской культуры, которая может нам поведать о религии, истории, науке, философии древнего периода, но также может служить настольной книги в жизни отдельного человека, подсказывая как правильно поступать в том или ином случае.
Махабхарата создавалась
в период между VII и V веками до н.э. В
основу эпоса легли предания о
действительно происходивших
Главным сюжетом поэмы является история о затяжной распре между двумя царскими родами – Куру и Пандавами, гибели в результате Великой битвы Кауравов и последовавшем за этими событиями отказе Пандавов от престола за который собственно и шла борьба. Слово Махабхарата переводится с санскрита как «Великая Битва между потомками Бхараты», так как Пандавы и Кауравы были потомками царя Бхараты, то есть это два родственных рода, которые в погоне за славой и богатством дошли до братоубийственной войны. Пандавам и Кауравам помогают различные боги, то, наставляя их, то даруя различные чудесные способности, помогающие выжить и победить врага. Кульминацией поэмы становится Великая Битва произошедшая на поле Куру, в которой побеждают Пандавы, истребляя почти всех Кауравов. Кауравы выступают отрицательными героями, часто предававшими нравственные принципы и нарушающими установления обычая. В результате немногочисленные Пандавы и Кауравы примиряются, но примирение достигнуто слишком большими жертвами и они понимают это, поэтому Пандавы отказываются от престола, причинившего столько бед.
В этом эпосе бог Кришна, который являясь ипостасью Вишну, был отправлен к людям по просьбе Матери-Земли, которая изнывала под тяжестью большого количества неправедных людей. Кришна пообещал дать облегчение Земле истребив множество людей, поэтому став другом Арджуны из рода Пандавов, всячески способствовал развязыванию кровопролитной войны. Такая позиция Кришны не подвергается осуждению, так как человек состоит из бессмертной души и смертного тела. Душу нельзя уничтожить. Погибшие воины, выполняя свой долг, получат лучшее рождение в следующей жизни, а Земля отдохнет. Таким образом, Кришна выполнил свое задание и помог людям разобраться в действительных ценностях.
Махабхарата состоит
из 18 книг. На фоне основного сюжета
разворачиваются