Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:40, контрольная работа
С развалом Советского Союза атмосфера гражданской войны витает в воздухе. Десятки региональных конфликтов ставили страну на грань войны: Приднестровье, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Чечня (декабрь 1994-октябрь 1996 гг.). В странах бывшего социалистического лагеря, например в Югославии, гражданская война между Сербией и косовскими албанцами в настоящее время готова превратиться в новую большую войну. Все это требует от нынешних политических лидеров всех стран выдержки, сдержанности, готовности идти на компромисс.
Введение
Причины Гражданской войны в России. Столкновение альтернативных вариантов построения российской государственности.
Этапы Гражданской войны и интервенции.
Экономическая политика советского правительства в 1918–1920 гг.
Причины победы советской власти и поражения белого движения в Гражданской войне.
Заключение
Список литературы
- конец 1920 г.
- "большая гражданская
война между массовыми
-1921-1922 гг. - постепенное затухание
гражданской войны, ее
Безусловно, и подход Ю.А.
Полякова далеко не совершенен. Но он,
на мой взгляд, представляет собой
более высокий уровень
Вместе с тем, в учебно-методической литературе для школьников выделяется два этапа гражданской войны в России:
Первый этап – с 25 октября 1917 г. по май 1918 г.
Второй этап – с лета 1918 г. до конца 1920 г.
Таким образом, причины гражданской
войны в нашей стране нельзя сводить
к поискам однозначных ее виновников,
а следует рассматривать как
результат многоэтапного
Падение самодержавия обнажило глубину социально-политических противоречий в построении российской государственности и одновременно породило невероятных размеров социальную активность всего российского общества. В условиях раскола властных структур и отсутствия легитимной власти выбор генерального направления общественного развития зависел от расстановки основных социальных сил: буржуазии, рабочего класса и крестьянства, выражавших свои интересы через деятельность политических партий.
Единственной крупной либеральной партией в России оставались лишь кадеты, превратившиеся из оппозиционной партии в правящую. Под влиянием революционных событий кадеты отказались от традиционной ориентации на конституционную монархию, выступив за парламентскую республику. Однако в аграрном вопросе кадеты по-прежнему выступали за выкуп государством и крестьянами помещичьих земель, были против немедленного введения 8-часового рабочего дня и отстаивали войну до победного конца.
Самой массовой партией стали эсеры, численность которых определялась от 400 до 1200 тысяч человек. Популярность партии определялась её лозунгами о превращении России в федеративную республику свободных наций, ликвидации помещичьего землевладения и распределении земли между крестьянами по «уравнительному принципу». В отличие от кадет эсеры стремились к немедленному заключению мира без аннексий и контрибуции.
Одной из самых влиятельных партий в «послефевральской» России были меньшевики (к осени 1917 года их численность превышала 200 тысяч человек.) Несмотря на крайнюю разобщённость, они настаивали на создании демократической республики, праве наций на самоопределение, конфискации помещичьих земель и передаче их в распоряжение органов местного самоуправления.
Крайне левые позиции занимал большевики, численность которых к осени 1917 года доходила до 200-215 тысяч человек. Их программа перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической была нацелена на установление республики Советов рабочих и солдатских депутатов.
Столкновение альтернативных вариантов построения российской государственности было направлено на возрождение «Великой и Единой России», что связывалось с обязательным восстановлением и соблюдением территориальной целостности российского государства и довоенных границ 1914 г. Сама же «целостность» толковалась и как тождественное понятие «Великороссия» со всеми вытекавшими отсюда последствиями, заключавшимися в выражении «Россия - тюрьма народов», и как «простое сожительство областей». Наконец, существовала и еще одна точка зрения, согласно которой будущая Россия - это «единство и борьба центральной и краевых властей», олицетворявших собой центростремительные и центробежные силы и обеспечивавшие одновременно и «замкнутое в себе движение», и «новый мощный взмах» в истории российской государственности.
С подачи прокадетствующих политиков
«Великая Россия» мыслилась как
демократическое государство, которое
должно базироваться на принципах «народовластия»
(«вся власть исходит от народа и
осуществляется выборными учреждениями»),
«ликвидации сословных и
Однако концептуальное осмысление этих идей было далеко от своей завершенности. Речь, скорее всего, шла об общих и весьма расплывчатых контурах конечной цели борьбы. Их активное использование в годы Гражданской войны отчасти было связано с необходимостью идеологически противостоять большевистским установкам на прекращение Первой мировой войны и развертывание «мировой революции». Диалектическое соединение Белого и большевистского движений, признаваемое всеми с разницей лишь в выявлении «зачинателя» этого «взаимодействия», проявлялось в общей логике развития Гражданской войны.
Политический бонапартизм как отказ от реставрации свергнутого революцией строя был неизбежен. И он проявлялся в форме идей «непредрешенства», согласно которым будущая форма правления определялась только созванным в постбольшевистской России Учредительным собранием. Его характеристики были довольно туманными. Ясно было лишь одно: новое законодательное представительство не должно было повторить опыта, разогнанного большевиками Учредительного собрания.
Понятно и другое: «непредрешенство»
могло выступить главным
В то же время вся история Белого движения представляла собой период «поисков» (зачастую судорожных) способов и средств свержения большевиков, которые менялись в зависимости от региона, лидеров и этапов борьбы. Проблема «извлечения опыта» из побед и поражений как таковая отсутствовала, хотя говорилось о ней много. Состояние эйфории от успехов сменялось «поисками виновника поражения» (как правило, персонифицированного), чтобы в будущем сделать якобы все наоборот, но при этом прийти все к тому, же результату. Все теоретико-политические построения как «комбинации из того, что было, что есть и что хотелось бы», разбивались о реальную действительность и объяснялись личными симпатиями обсуждавших, тем более что практически все лидеры Белого движения были довольно заметными фигурами российской истории конца XIX – начала XX вв.
Модель белого государственного устройства России, контурно обозначенная в косвенных рассуждениях лидеров, нередко предназначенных для потомков, сочетала в себе тоталитарные и демократические начала, тем самым создавая широкое поле для политических комбинаций в пользу диктатуры «во имя Великой России и грядущей национальной демократии».
Выбор международного союзника теоретически был настолько же многовариантен и непредсказуем, если не учитывать, что круг их все же ограничивался противоборствующими силами Первой мировой войны, предлагавшими помощь белым в борьбе одновременно и «за» Россию, и «против» нее. Противоречие между желанием и невозможностью быть принципиальными в вопросе внешнеполитической ориентации не могло не сказаться на исходе борьбы. Союзником становился тот, кто мог оказать конкретную поддержку в данный момент.
Чрезвычайное многообразие политических
режимов как результат различия
их социально-сословных обликов, технологии
захвата и удержания власти, а
также идеологического
Возникшие на обломках и из обломков самодержавия и элементов политической системы периода Временного правительства, они несли в себе код прежних экономических интересов и культурных ценностей, намереваясь с его помощью и путем неизбежного обновления обеспечить не только динамизм, но и определенную стабилизацию желаемых контуров новой политической системы. Отсюда на одних территориях политический режим мог быть сведен лишь к строго установленному распорядку жизни (и то, скорее всего, к его «наметке»), а на других, где имелись «зачатки» нового политического обустройства, - к ее функциональной стороне. Следует еще добавить, что некоторые из белых правлений вообще были обязаны своим возникновением интервентам, а потому были лишены права иметь даже собственные вооруженные силы и должны были опираться на иноземные штыки.
Довольно сложно говорить о белых режимах как о совокупности методов, приемов и способов осуществления государственной власти, впрочем, как и о том, как в них проявлялись признаки правового механизма. Ни один из них нельзя однозначно охарактеризовать как режим, который бы:
- устанавливался законодательно;
- специфическим образом
- представлял особый порядок правового регулирования;
- создавал конкретную степень
благоприятности либо
При подобной многовариантности типологизации белых режимов крайне затруднено изучение их от простого к более сложному и более совершенному. Не без основания старейшина русского народничества Н.В. Чайковский огорчался, что из всех «попыток возрождать… национальное государство получается не величественное здание, а руина», потому что все «построения» идут «по-разному без общего плана, скопом, кто во что горазд».
Можно говорить лишь о проявлении в их деятельности отдельных «общих» тенденций, постоянно учитывая индивидуальность конкретного правления.
Каждый приход к власти белых был своеобразным явлением как в развитии противобольшевистского движения в целом, так и в границах политических событий отдельно взятого региона и даже населенного пункта. Единого сценария не было и быть не могло. Каждый белый лидер оказывался на «троне» по-своему, в зависимости от конкретных условий и форм противобольшевистского движения в тех или иных конкретных территориальных и временных границах. Но фактически все без исключения белые вожди, в большинстве своем - командующие региональными вооруженными формированиями, претендовали на право если уж не быть, то хотя бы именоваться диктаторами.
Это упорное стремление к диктаторству наталкивалось на отсутствие понимания его сути. Диктатура расценивалась чуть ли не как основное средство «для рождения новых мыслей и углубления тех или иных назревших в обществе идей». Совершенно не учитывалось, что она лишь проводит в жизнь те установки, достаточно четкие и ясные, которые та или иная группа общественно-политических деятелей может осуществить, только взяв власть в свои руки. Отсутствие у белых конкретной «созидательной» программы сводило на «нет» саму идею твердой власти.
Другим не менее важным обстоятельством
было то, что диктатор всегда, если следовать
«классической схеме», являлся главным
действующим лицом в
Еще больше вопросов возникает при использовании бонапартистской терминологии для характеристики российских диктаторов. Ни один из них не мог похвастаться тем, что не нуждался в PR-кампаниях («салонной рекламе» и «опереточных церемониймейстерах»). Возглавляемые ими режимы был полным отрицанием старой легитимной власти дореволюционного образца. В отличие от «классического» Наполеона, новоявленные диктаторы окружали себя не порожденными революцией «новыми героями», а «стаей мундирных павлинов старого образца».
Поэтому вполне естественно, что почти
все белые претенденты в «
Основанием легитимности белых режимов гораздо чаще выступали мотивы страха и надежды, нежели авторитеты нравов, личности или ориентация на подчинение при выполнении установленных правил. В условиях военного противоборства с большевистским режимом доминировала тенденция открытой экспроприации политической власти и сосредоточения всех политических средств в распоряжении единственной высшей инстанции – военного диктатора.
Другое дело, что ни одному из белых вождей так и не удалось создать собственного аппарата управления. Политический процесс экспроприации у белых сопровождался сложностями, связанными с появлением так называемых «политиков по совместительству»: бывшие царские генералы вынуждены были вступить на ниву политической деятельности в силу необходимости.
Информация о работе Гражданская война и интервенция в России в 1918-1920 гг