Государственные учреждения Российской Империи в период Первой Мировой Войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Первая мировая империалистическая война была войной за передел мира и носила несправедливый и захватнический характер. Как и другие участницы ее, царская Россия имела агрессивные и захватнические цели на Ближнем Востоке и Балканах; русская буржуазия искала рынков сбыта, стремилась нажиться на войне. Царизм и господствующие классы России с помощью войны надеялись выйти из нового революционного кризиса в стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ПЕРИОД ЦЕНРАЛИЗОВАННОГО 6
ГОСУДАРСТВА
Россия вступает в войну 6
Общероссийские буржуазные организации 7
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТОВ 12
2.1. Особое совещание 15
2.2. Кризис царской монархии 18
ГАЛАВА 3. ПЕРЕВОРОТЫ 22
3.1. Министерская чехарда 24
3.2. Заговоры 26
3.3. «Власть Советам» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Источники и используемая литература 33

Файлы: 1 файл

контрольная по истории гос учреждений8.docx

— 56.07 Кб (Скачать)

20

 Сразу же после назначения Штюрмер приступил к подготовке реакционных мероприятий, одновременно он пытался усыпить бдительность буржуазной общественности. 9 февраля была созвана четвертая сессия Государственной думы, которая продолжалась до 20 июня (с перерывом с 4 апреля по 9 мая). Чтобы ослабить оппозиционные настроения "прогрессивного блока", царь, по совету Распутина, решил внешне продемонстрировать "единение" с Думой. Впервые за всю историю существования Государственной думы всех созывов Николай II явился на первое заседание Думы и произнес краткую и бесцветную речь. Этот жест вызвал восторг у думских оппозиционеров. В ответной речи председатель Думы М. Родзянко заявил, что "свершилось великое историческое событие - государь посетил Думу". ** Маневр вполне удался, и речи думских ораторов в эту сессию носили более сдержанный характер.  Дума обсуждала в эту сессию бюджет и второстепенные законопроекты (о реорганизации управления волости, о "народной трезвости" и т. п.). Одновременно новый председатель Совета министров подготовлял ряд мероприятий "нового" реакционного курса. Ставленник Распутина министр внутренних дел А. Н. Хвостов, подготовивший покушение на своего покровителя, был отстранен 3 марта; Штюрмер получил и пост министра внутренних дел. Близкий к думским кругам военный министр А. А. Поливанов был заменен ставленником Распутина генералом Д. С. Шуваевым.  Распутин и царица посоветовали дать покорному им Штюрмеру диктаторские полномочия, и 28 июня царем было дано "высочайшее указание" о необходимости "в целях дальнейшего успешного ведения войны и достижения окончательной победы" согласовывать деятельность всех ведомств, в том числе и Особых совещаний, "под руководством единой власти" председателя Совета министров; последний получил полное право требовать от министров,

** В. П.  Семенников, Монархия перед крушением  (1914 - 1917), М. - Л., 1927, стр. 113.

 

21

председателей Особых совещаний и других чиновников информаций и докладов о состоянии  всех ведомств; ему принадлежало право  окончательного решения дел, он был  единственным докладчиком царю по всем спорным вопросам. При председателе Совета министров, наделенном такими диктаторскими полномочиями, был создан надведомственный орган - Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла; в состав этого органа вошли все министры - председатели Особых совещаний (по обороне, перевозкам и т. п.), ряд начальников главных управлений военного, морского и других министерств.  Особое совещание министров приняло ряд мер, направленных против общественных организаций: были запрещены некоторые съезды, закрыты собрания, стеснена деятельность военно-промышленных комитетов путем фактического прекращения передачи им правительственных заказов и установления правительственного контроля за деятельностью этих комитетов.   Стесняя и ограничивая деятельность буржуазных общественных организаций и учреждений, царизм расширял деятельность Особых совещаний, попавших под контроль председателя Совета министров и Особого совещания министров. Компетенция Особого совещания по обороне была особенно заметно расширена еще в феврале 1916 г. Широкое значение в деятельности Особого совещания по обороне приобрели вопросы распределения между правительственными и частными предприятиями правительственных военных заказов. Особое совещание и его местные органы сосредоточили до 97% всех правительственных заказов, сведя на нет соответствующую функцию военно-промышленных комитетов, вынужденных получать большую часть правительственных заказов из рук того же совещания по обороне.

 

22

 ГЛАВА 3.ПЕРЕВОРОТЫ

Война ускорила оформление в России государственно-монополистического капитализма, выражавшегося в сближении  и объединении отдельных звеньев  государственного аппарата с капиталистическими монополиями. Однако существенной особенностью этого государственно-монополистического капитализма в России было то, что, за немногим исключением, это не привело  к подчинению государственного аппарата капиталистическим монополиям.  Даже накануне падения самодержавие и царская бюрократия, охраняя  и защищая интересы помещиков  и капиталистов, не допускали и  мысли о какой-либо самостоятельности  буржуазии и ее органов. В лучшем случае допускалась лишь старая форма "соучастия" представителей буржуазии в правительственных учреждениях при явном преобладании царских чиновников.  Планам придворной камарильи, ведущей тайные переговоры с агентами Германии и Австро-Венгрии о заключении сепаратного мира, мешал министр иностранных дел С. Д. Сазонов, сторонник союзников и продолжения войны.  Опасаясь противодействия союзных правительств Англии и Франции и буржуазной оппозиции, правительство долго не решалось сменить его. По ходатайству царицы, Распутина и Штюрмера Николай II 7 июня, наконец, отставил Сазонова официально "по состоянию здоровья", "пошатнувшегося под влиянием непосильного труда". Пост министра иностранных дел достался также Штюрмеру.  Распутинская клика подыскивала подходящую кандидатуру на пост министра внутренних дел, более энергичного и молодого, чем Штюрмер. Таким кандидатом оказался товарищ председателя Государственной думы, помещик, фабрикант и банкир А. Д. Протопопов, который летом 1916 г. во главе русской "парламентской" делегации (членов Государственной думы и Государственного совета) совершил поездку в Англию, а на обратном пути в

23

Стокгольме имел тайное свидание с советником германского посольства Варбургом. Пользуясь покровительством друзей Распутина - "тибетского доктора" Бадмаева и генерала П. Г. Курлова, А. Д. Протопопов был рекомендован царю, который 16 сентября 1916 г. назначил его исполняющим должность министра внутренних дел (Окончательно А. Д. Протопопов был утвержден министром 20 декабря 1916 г.). Он вошел в распутинский кружок и стал получать указания от Распутина и царицы непосредственно, оттеснив Штюрмера от руководства в правительстве. Протопопов пользовался большим доверием у Распутина. "Что скажет Калинин (Кличка Протопопова в распутинском кружке.), то пусть и будет, а вы его еще раз кашей покормите",- иносказательно поучал царя и царицу Распутин. *

 Административно-полицейский  гнет в стране особенно возрос  к осени 1916 г. Новый министр  внутренних дел Д. М. Протопопов  давал указания об увеличении  репрессий за забастовки и  аграрные волнения, настаивал на "обуздании" печати. Товарищ  министра внутренних дел, друг  и помощник Протопопова, П. Г. Курлов распорядился на случай народных волнений в городах вооружить полицию пулеметами.  Одновременно Министерство внутренних дел способствовало освобождению осужденных ранее за темные финансовые комбинации и подозрение в шпионаже банкиров Рубинштейна, Гепнера и др. В числе других был фактически реабилитирован и Сухомлинов.

1 ноября  начались заседания Государственной  думы. На первом же заседании  член бюро прогрессивного блока  П. Н. Милюков выступил с  резкой речью, направленной против "темных сил". В очень осторожной  форме он говорил о предательстве  при дворе, намекая на саму  царицу и ее окружение. Сообщая  каждый факт неумелой и продажной  политики правительства, Милюков  обращался с вопросом к притихшему  переполненному залу Думы с

*"За  кулисами царизма. Архив тибетского  врача Бадмаева", Л., 1925, стр. 45. 

24

вопросом: "Что  это - глупость или измена?" * Речь Милюкова задала тон прениям.  Выступивший от имени всего "прогрессивного блока" Шидловский заявил, что правительство "в настоящем составе" не способно справиться с революцией и "должно уступить место лицам, объединенным одинаковым    

пониманием  задач и переживаемого момента  и готовым в своей деятельности опираться на большинство Государственной  думы и провести в жизнь его  программу" ** К ноябрю 1916 г. репутация Штюрмера в глазах придворной камарильи расценивалась очень невысоко; считалось, что он не оправдал возлагаемых на него надежд. 10 ноября Штюрмер получил отставку с поста председателя Совета министров. Не посоветовавшись с Распутиным и царицей, Николай II назначил на этот пост А. Ф. Трепова, представителя "полицейской" династии Треповых, брата "диктатора" 1905 г. Д. Ф. Трепова; за А. Ф. Треповым был сохранен пост министра путей сообщения, полученный им еще в октябре 1915 г.  Это назначение вызвало раздражение и Распутина, и Протопопова; между последним и Треповым возникла открытая борьба за влияние в Совете министров. Борьба различных влияний, ведомственные пререкания и ссоры в составе самого правительства снижали роль Совета министров, призванного координировать и направлять деятельность всех министерств и ведомств России. Характерным признаком разложения правительственного аппарата явилась во время войны так называемая "министерская чехарда", т. е. частые смены министров.

3.1.Министерская  чехарда

За 31 1/2 месяц  с начала войны и до Февральской  революции в России сменились  четыре председателя Совета министров, шесть министров внутренних дел, три министра юстиции, три государственных контролера, два *"Государственная дума IV созыва. Стенографический отчет". Сессия V, 1916, стр. 38. **"Государственная дума IV созыва. Стенографический отчет". Сессия V, 1916, стр.134.

 

 

25

министра  торговли и промышленности, четыре министра земледелия, три министра путей сообщения, четыре обер-прокурора Синода, четыре военных министра и три министра иностранных дел.  Из всего состава правительства сохраняли свои посты в течение всей войны министр финансов П. Л. Барк (январь 1914 - февраль 1917 г.) и морской министр И. К. Григорович (1911 - 1917). "Министерская чехарда" началась фактически с лета 1915 г. Об изменениях в руководстве наиболее важными ведомствами России свидетельствует таблица: См. приложение 1*

В условиях глубокого хозяйственного и политического  кризиса, переживаемого Россией  в 1916 г., в среде ее господствующих верхов созрели два заговора. Вдохновителями первого заговора явились императрица  Александра Федоровна и Распутин. Опираясь на придворные и черносотенные круги России, они добивались заключения сепаратного мира с Германией и Австро-Венгрией для того, чтобы расправиться с революционным движением, подавить оппозиционное движение буржуазии и упрочить позиции самодержавия.  Для этого предлагалось введение в стране военного, а в столицах и крупных городах осадного положения, назначение министров и губернаторов из особо преданных лиц, милитаризация заводов, закрытие органов левой печати, назначение правительственных чиновников в земский и городской союзы и военно-промышленные комитеты и т. п. В проведении этой программы большое место отводилось министру внутренних дел Протопопову, который заявлял: "Я спасу Россию. Я чувствую, что я призван вытащить Россию из беды, спасти". *Заговорщики толкали царя на быстрейшую реализацию этой программы. "Я глубоко убеждена, что близятся великие и прекрасные дни твоего царствования и существования России,- писала Александра Федоровна  *"Былое", кн. 21, 1923, стр. 238.

26

царю за 2 1/2 месяца до падения самодержавия.- Только сохрани бодрость духа... Покажи всем, что ты властелин, и твоя воля будет исполнена". "Будь Петром Первым, Иваном Грозным, Павлом, сокруши их всех"*,- призывала она несколько дней спустя.

3.2.Заговоры

Заговорщики были недовольны нерешительностью царя. Распутин не раз говорил, что царь "негож" и что "папаша ничего не понимает... что право, что лево" **.В целях реализации реакционной программы правительство 16 декабря прекратило заседания Государственной думы, запретило земский и городской съезды, а когда они собрались явочным порядком, произвело аресты некоторых деятелей; арестованы были члены рабочих групп военно-промышленных комитетов. Другой заговор созрел в среде буржуазии и думского оппозиционного "прогрессивного блока". Буржуазия России не желала мириться с планами придворной камарильи, клонящимися не только к заключению сепаратного мира, но и к возвращению к формам правления XIX в.

Заговорщиков  из думского "прогрессивного блока" поддерживали некоторые видные и  популярные генералы (командующие фронтами - Н. В. Рузский, А. А. Брусилов, командир конного корпуса Крымов), а также  французский посол М. Палеолог и  английский посол Д. Бьюкенен.  Опасаясь, что открытый государственный переворот  может вызвать революцию, заговорщики  остановились на варианте "дворцового переворота", в результате которого Николай II должен быть арестован, вынужден отречься от престола в пользу своего брата Михаила, близкого к буржуазным кругам, готового к выполнению программы "прогрессивного блока" и продолжению  войны до победного конца.

*"Переписка...", т. V, стр. 154, 188 (письма от 4 и 14 декабря) 

**"Падение  царского режима", т. II, Л. - М, 1925, стр. 58.)

 

27

 Заговорщики  из буржуазно-дворянских оппозиционистов решили обезглавить придворную камарилью. Группка заговорщиков (Ф. Юсупов, Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович) под предлогом пьяного кутежа в ночь с 16 на 17 декабря заманили Распутина в дом царского родственника Феликса Юсупова и убили его.  Убийство Распутина укрепило позиции Протопопова, оставшегося теперь единственным советником царицы. Настаивавший ранее на его удалении председатель Совета министров А. Ф. Трепов был отставлен 27 декабря 1916 г. Пост председателя Совета министров получил никчемный князь Н. Д. Голицын, занимавший ранее посты члена Главного управления Красного креста и председателя Комитета по оказанию помощи русским военнопленным. Впоследствии он сам признавался, что у него не было никакой политической программы: "Я был совершенно не подготовлен к политической деятельности... Я по убеждениям был всегда монархист, был верноподданным, но никогда не выступал в Государственном совете с речами..."* Таков был последний председатель Совета министров царского самодержавия.  В начале 1917 г. положение в стране усложнилось. Особенно тяжело обстояло дело с продовольственным снабжением городов, население которых фактически голодало.  Растерянный Голицын настоял перед царем о скорейшем созыве Государственной думы 14 февраля (первоначально ее предполагалось собрать 21 февраля). "Прогрессивный блок", с одной стороны, придворная группировка во главе с царицей и Протопоповым, с другой, готовились к осуществлению своих планов. Осуществлению их помешало выступление народных масс в начале 1917 г., которое привело в феврале к буржуазно-демократической революции и падению самодержавия в России.

Стачечное движение, охватившее всю страну с начала 1917 г. под лозунгами "Долой войну!", "Хлеба!", "Долой самодержавие!", переросло в столице во

*"Падение  царского режима", т. II, Л. - М., 1925, стр. 256.

28

 всеобщую  политическую стачку 25 февраля; 26 - 27 февраля на сторону народа 

переходят войска. Царский правительственный аппарат  был парализован. На улицах Петрограда шли аресты полицейских и жандармов, разгромы полицейских участков, охранных отделений, жандармского управления, окружного  суда. С 28 февраля начались аресты царских  министров; многие из них, в том числе  сам Н. Д. Голицын, были арестованы на своих квартирах. Совет министров  перестал существовать.

3.3.Власть Советам

 Вечером  27 февраля в Петрограде в Таврическом  дворце собралось первое заседание  Совета рабочих депутатов, избранного  рабочими города. Одновременно на "неофициальное" заседание  собралась и Государственная  дума. Фактически именно в эти  дни вооруженным восстанием рабочего  класса, который увлек за собой  крестьянские и солдатские массы,  было свергнуто самодержавие.  В конце февраля - начале марта  по всей стране возникли Советы  рабочих, солдатских и крестьянских  депутатов. В силу определенных  конкретно-исторических условий  (преобладания крестьянства в  стране, политической неопытности  масс, недостаточной сознательности  питерского пролетариата в годы  войны, отсутствия в Петрограде  и других крупнейших центрах  России достаточного количества  большевистских кадров и т.  д.) руководство в этих Советах  оказалось в руках соглашателей - меньшевиков и эсеров. Соглашательский  состав руководства Петроградского  Совета и привел к образованию  2 марта буржуазного Временного  правительства.  Отказавшись под  давлением масс от монархической  формы правления, буржуазия и  помещики стремились и после  падения самодержавия сохранить  старый государственный аппарат  в его основных звеньях. "Главное  для помещиков и капиталистов  в настоящее время, когда они  убедились в силе революционных  масс, - писал В. И. Ленин,- отстоять  наиболее существенные учреждения 

Информация о работе Государственные учреждения Российской Империи в период Первой Мировой Войны