Государственные учреждения Российской Империи в период Первой Мировой Войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

Первая мировая империалистическая война была войной за передел мира и носила несправедливый и захватнический характер. Как и другие участницы ее, царская Россия имела агрессивные и захватнические цели на Ближнем Востоке и Балканах; русская буржуазия искала рынков сбыта, стремилась нажиться на войне. Царизм и господствующие классы России с помощью войны надеялись выйти из нового революционного кризиса в стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ПЕРИОД ЦЕНРАЛИЗОВАННОГО 6
ГОСУДАРСТВА
Россия вступает в войну 6
Общероссийские буржуазные организации 7
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТОВ 12
2.1. Особое совещание 15
2.2. Кризис царской монархии 18
ГАЛАВА 3. ПЕРЕВОРОТЫ 22
3.1. Министерская чехарда 24
3.2. Заговоры 26
3.3. «Власть Советам» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Источники и используемая литература 33

Файлы: 1 файл

контрольная по истории гос учреждений8.docx

— 56.07 Кб (Скачать)

Институт права, социального  управления и безопасности

Кафедра философии и  социологии права

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государственных учреждений России»

 

на тему: «Государственные учреждения Российской Империи в период Первой Мировой Войны»

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка Л.А. Михайлова                                       __________(подпись)

 

                                                                                     

 

Проверил:

д.и.н., профессор

С. Л. Бехтерев                                                             __________(подпись)

 

 

 

 

Ижевск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                              3

ГЛАВА 1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АППАРАТ В ПЕРИОД ЦЕНРАЛИЗОВАННОГО        6                         

ГОСУДАРСТВА

    1. Россия вступает в войну                                                                                        6
    2. Общероссийские буржуазные организации                                                    7

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТОВ                                                                      12

2.1. Особое совещание                                                                                                    15

2.2. Кризис царской монархии                                                                                      18  

ГАЛАВА 3. ПЕРЕВОРОТЫ                                                                                                  22

3.1. Министерская чехарда                                                                                             24 

3.2. Заговоры                                                                                                                     26

3.3. «Власть Советам»                                                                                                      28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           32

Источники и используемая литература       33

Приложения            34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

Первая  мировая империалистическая война  была войной за передел мира и носила несправедливый и захватнический характер. Как и другие участницы ее, царская Россия имела агрессивные и захватнические цели на Ближнем Востоке и Балканах; русская буржуазия искала рынков сбыта, стремилась нажиться на войне. Царизм и господствующие классы России с помощью войны надеялись выйти из нового революционного кризиса в стране.

 Россия  вступила в войну 19 июля 1914 г., и первый период истории ее  государственного аппарата (до июля 1915 г.) характеризуется приспособлением  правительственного аппарата к  войне. Это нашло выражение,  прежде всего в создании полевого  военного аппарата, с соответствующими  изменениями в военных учреждениях  в центре (Военное и Морское  министерство) и на местах (военно-окружные  управления). В первый год войны  царизм пытался сосредоточить  в своих руках руководство  и всеми военно-хозяйственными  делами, с незначительным допуском  буржуазной общественности лишь  в военно-санитарное дело (земский  и городской союзы). В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция, итогом которой стало отречение Николая II от престола. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос предстояло Учредительному собранию.

Высшим  органом государственного управления впредь до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции  высшего органа государственной  власти, в том числе законодательные.  Временное правительство считало  себя преемником старой власти, хотя было создано соглашением между временным  комитетом 

4

Государственной думы и Петроградским Советом  рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 г. Возглавил Временное  правительство князь Львов, назначенный  на эту должность царем задним числом одновременно с подписанием  акта об отречении. Положение Временного правительства на протяжении всего  периода отличалось крайней неустойчивостью  из-за частного изменения его состава. Временное правительство, несмотря на стремление сохранить старую государственную  машину, вынуждено было пойти на изменения государственного аппарата. Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений, Особого присутствия  Правительствующего сената, ликвидирована  система политического сыска. Взамен Департамента полиции было создано  Главное управление общественной полиции, ставшее затем Главным управлением  по делам милиции.  Были упразднены должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников, вместо них органами государственного управления стали губернские, городские  и уездные 

комиссары Временного правительства. Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, но были официально упразднены только 6 октября 1917 г.

Были  учреждены Министерство труда, Министерство продовольствия и Министерство призрения. Учредились Экономический совет, Главный  экономический комитет. В августе 1917 г. были упразднены Святейший Синод  и должность обер-прокурора Синода, взамен возникло Министерство вероисповеданий. Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее  избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое  совещание, которое избрало постоянно  действующий орган – Временный  Совет Республики

5

(Предпарламент)  для осуществления контроля над  деятельностью Временного правительства,  однако реально этот орган  не имел никакого значения. На  местах были созданы волостные  земские собрания и управы, упраздняются  волостные сходы и правления,  а также волостные суды. Если  население города превышало 150 тыс. человек, то учреждались  районные думы и управы, руководили  ими советы дум этих городов.  Цель данной работы : проследить  работу гос.учреждений Российской империи на период Первой Мировой Войны и выявить те результаты, которых они достигли за данное веремя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

ГЛАВА 1. ГОС.АППАРАТ В ПЕРИОД ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

1.1.Россия вступает в войну

 За три дня до вступления  России в мировую воину, 16 июля 1914 г., было утверждено Положение  о "Полевом управлении в  военное время", так как действующее  ранее Положение 1890 г., с последующими  дополнениями в период русско-японской  войны, уже достаточно устарело. Положение 1914 г. определило устройство  Ставки верховного главнокомандующего  и всего полевого аппарата  на фронтах. Во главе всех  армий России и громоздкого  полевого аппарата закон ставил  верховного главнокомандующего, при  котором и сосредоточивался весь  аппарат Ставки. Основной структурной  частью в Ставке являлся штаб  ее во главе с начальником.  Основными управлениями штаба  были: управление генерал-квартирмейстера, управление дежурного генерала и управление начальника военных сообщений. Некоторые управления Ставки подчинялись непосредственно начальнику штаба: военно-морское, управление авиации и воздухоплавания и т. д.

 Комплектование руководства  Ставки было неудачным. Верховным главнокомандующим был назначен дядя царя - посредственный кавалерийский генерал великий князь Николай Николаевич, плохо разбиравшийся в современных принципах стратегии и тактики, неспособный обеспечить взаимодействие родов войск, оценить значение техники и т. д. Начальником штаба при нем был назначен генерал Н. Н. Янушевич, занимавший до войны пост начальника Главного управления генерального штаба. В самом начале войны было создано только два фронта: Северо-Западный и Юго-Западный. Уже осенью 1914 г. появляется Кавказский фронт. В 1915 - 1916 гг. число фронтов возрастает. На каждом фронте действовало несколько армий, подразделявшихся на корпуса, корпуса делились на дивизии, дивизии - на бригады, бригады - на полки и т. д. Фронты, армии, корпуса,

7

дивизии имели своих командующих, управления, штабы и т. д. Аппарат  армии был довольно сложным.

 Война вызвала изменения  и в аппарате Военного министерства. С объявлением войны заработал  мобилизационный аппарат. На основании  царского манифеста Главный штаб  разослал приказ с соответствующими  указаниями согласно мобилизационному  расписанию; управления воинских  начальников известили запасных  о мобилизации в армию; воинские  присутствия произвели их медицинское  освидетельствование; военно-окружные  штабы стали формировать призванных  в маршевые батальоны и т.  д. 

 Война на первом этапе  не вызывала никаких изменений  в высшем правительственном аппарате. Собранная на один день 26 июля  Государственная дума прошла  под знаком доверия царскому  правительству. Открывший чрезвычайное  заседание Думы председатель  ее М. В. Родзянко произнес  торжественную речь о "единении  русского царя с верным ему  народом". Его поддержали в  своих выступлениях представители  всех фракций, кроме большевиков. Огласив декларацию, разоблачавшую политику правительства, осудившую войну, и противопоставив ей международную солидарность трудящихся, большевистская фракция покинула заседание Думы, не приняв участия в утверждении военного бюджета.

 Вскоре (6 ноября 1914 г.) члены большевистской фракции были арестованы, судимы в особом присутствии Петроградской судебной палаты с участием сословных заседателей и 13 февраля 1915 г. приговорены по 1-й части статьи 102 Уголовного уложения на пожизненную ссылку в Туруханский край.

1.2.Общероссийские буржуазные организации.

В самом начале войны, в июле - августе 1914 г., по инициативе буржуазии и  обуржуазившихся помещиков были созданы общероссийские общественные организации: Всероссийский земский  и Всероссийский городской союзы,

8

которые получили первоначально скромные права в области военно-санитарного  дела.  Всероссийский земский  союз объединил земские учреждения 41 губернии. Его высшим органом являлся  съезд уполномоченных земств (по два  уполномоченных от каждой земской губернии: от губернского земского собрания и  губернской земской управы). Между  съездами дела союза ведались Главным  комитетом из 10 членов, во главе с  главноуполномоченным. Первым главноуполномоченным Всероссийского земского союза был связанный с буржуазией помещик князь Г. Е. Львов. Роль местных органов выполняли чаще всего губернские земские управы. Всероссийский городской союз имел аналогичное устройство и функции. Он состоял из съезда уполномоченных от органов городского "самоуправления", Главного комитета из 10 человек, областных, городских и фронтовых комитетов. Главноуполномоченным этого союза был городской голова Москвы крупный капиталист М. В. Челноков, а его товарищами А. И. Гучков и М. И. Терещенко. Уже в ходе войны эти союзы стали расширять свою компетенцию от заведования военно-санитарным делом до снабжения армии всем необходимым. В структуре главных комитетов этих союзов появляются такие отделы, как заготовительный, продовольственный, эвакуационный, санитарный, врачебно-питательных пунктов и т. д. Руководящая роль в союзах принадлежала буржуазии и связанным с капиталистической деятельностью помещикам, заинтересованным в обогащении на военно-хозяйственных делах. Несмотря на скромные хозяйственно-административные функции союзов, их создание и дальнейшее расширение их прав и функций свидетельствовали о возросшем значении буржуазии в управлении царской России.

 Для государственного аппарата  России во время войны с  лета 1915 до начала 1916 г. характерны  были расцвет деятельности общественных  организаций и первые симптомы  общего кризиса самодержавия.

9

 Поражение  русской армии весной и летом  1915 г. усилило германофильские  настроения при царском дворе.  В придворном кружке, во главе  которого стояли императрица  Александра Федоровна и Григорий  Распутин, уже в это время считали,  что путем заключения сепаратного  мира с Германией можно выйти  из хозяйственных трудностей, пресечь  оппозиционные настроения буржуазии,  расправиться с возраставшим  массовым движением и таким  путем укрепить монархический  строй в России.

 Опасаясь  противодействия Ставки, царица  уговорила Николая II приобрести  замену высшего руководства армией, и 23 августа царь сместил с  поста верховного главнокомандующего  великого князя Николая Николаевича  и назначил на этот пост  себя. Эта смена ослабила военное  руководство русской армией. Новый  начальник штаба Ставки М. В.  Алексеев в отличие от слабо  компетентного в военно-оперативных  вопросах царя был опытным  и способным генералом, но и  он не мог обеспечить улучшение  верховного командования: заискивая  перед царем и царицей, Алексеев  не был достаточно самостоятельным  в своих действиях. Таким образом,  в условиях расширения масштаба  военных операций (в августе были  созданы еще два фронта - Северный  и Западный) русская армия была фактически обезглавлена.

На втором году войны армия и тыл были глубоко взволнованы и возмущены  слухами о деятельности немецкого  шпионского центра, нити которого вели в Военное министерство. Материалы  следствия вели к военному министру В. А. Сухомлинову; были арестованы некоторые его друзья, но царь по-прежнему оказывал ему доверие. Только поражения армии весной - летом 1915 г. и настроения общественного мнения заставили царя 18 июня отстранить Сухомлинова; его заменил близкий к думским кругам генерал А. А. Поливанов (После отставки Сухомлинов находился на свободе 10 месяцев.). Вслед за этим были сделаны и другие уступки буржуазной общественности. После

10

длительного перерыва 19 июля 1915 г. была созвана и  Государственная дума (После однодневного заседания 19 июля 1914 г. она собиралась только на три дня в январе 1915 г. ). Чтобы создать видимость заботы о нуждах населения, Дума учредила 3 августа очередную комиссию для прекращения ненормального вздорожания предметов первой необходимости. В то же время создается и другая комиссия - "по борьбе с немецким засильем"; вся деятельность этой комиссии свелась к разжиганию шовинизма, вдохновлению погромов, национальных и религиозных преследований. Поражения на фронте усилили оппозиционные настроения в обеих "палатах" российского "парламента": Государственной думе и Государственном совете. К середине августа в их составе сложился так называемый "прогрессивный блок"; в его состав вошло 2/3 состава Думы (из 422 членов - 235) - фракции националистов, центра, левых октябристов, октябристов, прогрессистов и кадетов, а в Государственном совете - центр, беспартийные и академическая группа.

Информация о работе Государственные учреждения Российской Империи в период Первой Мировой Войны