Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:26, реферат
Цель работы - изучение и оценка теоретических воззрений М. М. Сперанского на право и государство, их последующего воплощения в проектах и практике государственных преобразований, а также характеристика его роли в правовом, политическом и социально-экономическом развитии Российской империи Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- исследование процесса формирования государственно-правовых взглядов Сперанского с учетом влияния политико-правовой мысли Запада, а также социально-экономической и политической обстановки в Российской империи в конце XVIII - начале XIX вв.
- анализ теоретических воззрений Сперанского на важнейшие проблемы права и государства, нашедших отражение в записках и проектах государственных реформ общеимперского характера,
- исследование состояния системы российского законодательства к началу XIX в. и предшествующих попыток его систематизации на протяжении XVIII столетия, анализ причин их неудач;
- выявление теоретических, методологических и практических основ, результатов и значения систематизации законодательства Российской империи под руководством М. М. Сперанского.
Жизнь показала, что труды всех бывших комиссий сводились к выписке старых законов по отраслям права. И тогда снова к этой деятельности был привлечён Сперанский. 8 августа 1808 года последовал указ Александра I о назначении его в комиссию по выработке Уложения.
Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению Сперанского создаётся специальный комитет по рассмотрению проекта Гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Завадовского, Н. Н. Новосильцева, князя Чарторыского, графа Северина-Потоцкого и сенаторов Алексеева и Корнеева. Бесперспективная работа отделения по гражданскому праву заставила Сперанского в секрете от Розенкампфа создать под своим руководством небольшую группу для параллельной работы над проектом гражданского уложения. Сперанский понимал, что такие институты, как право собственности, обязательственное право, наследственное право и др., должны быть разработаны самым тщательным образом с учётом опыта стран Европы и с учётом обычаев и традиций России.
1 января 1810 года комиссия по разработке Уложения законов была преобразована в комиссию при Государственном совете, а её совет был упразднён. Сперанский был назначен директором (новый титул) комиссии. Розенкампф продолжал работать, но всё, что он передавал на рассмотрение, переделывалось Сперанским заново.
Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект Гражданского уложения. Сам автор вносил проекты глав и сопровождал их нужными объяснениями. 14 декабря того же года проект первых двух частей был напечатан полностью для окончательного рассмотрения.
Государственный совет при рассмотрении первых частей Уложения требовал от Сперанского по каждой статье ссылки на действующие или забытые русские законы. Естественно, что подобные требования нельзя было полностью удовлетворить, так как вновь народившиеся социально-экономические отношения вряд ли всегда можно было регулировать правовыми нормами, принятыми в период раннего феодализма. И тем не менее Сперанский вынужден был после своей редакции, как от него требовалось, приводить аналогичные правовые нормы из огромного моря законов, указов и других источников. Так, статья проекта Уложения гласит: «Договор составляется по взаимному согласию договаривающихся лиц». Казалось бы, всё чётко и ясно. Однако по требованию Государственного совета эту статью Уложения он вынужден был сопровождать главой из X Уложения царя Алексея Михайловича.
Вторым узаконением, следовавшим за указанной статьёй, были высочайше утверждённые правила, «постановленные министром внутренних дел в руководство при рассмотрении условий отношений между помещиками и крестьянами». И так по каждой статье. Вряд ли такой подход к созданию Гражданского уложения способствовал быстрейшей его разработке.
Невзирая на все трудности, комиссия Сперанского за один год работы продвинула вперёд дело подготовки не только Гражданского уложения, была разработана также большая часть судебных уставов.
Хотя проект Уложения был напечатан для членов Государственного совета, текст его получил весьма широкую огласку. Также первый проект имел многие недостатками, в нём были противоречия, встречались сложные формулировки. Нельзя лишь забывать, что вершился этот труд очень оперативно.
В Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь возобновились прения по представленным проектам комиссии. Из 1343 статей, рассмотренных в 49 заседаниях Совета, остались без изменений 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие договорные, семейно-брачные и наследственные отношения. И тогда было признано целесообразным вновь рассмотреть обе первые части, а затем найдено было «ещё более полезным» и совсем отложить рассмотрение проекта под предлогом необходимости составления предварительного Свода действующего законодательства.
4. 2. Свод законов Российской Империи
Находясь в Пензе и Сибири, Сперанский особенно остро чувствовал отсутствие чёткого законодательства. В докладах на высочайшее имя он убедительно доказывал необходимость безотлагательного создания Свода законов. В противном случае, писал он, в центре и на местах будут продолжаться произвол, взяточничество и беззаконие. Сперанский резко критиковал комиссию по составлению законов, труды которой оказались совершенно бесплодными.
Предлагалось, чтобы Государственный совет в определённый день заслушивал материалы комиссии по частям. Совет должен их «рассматривать и судить», т.е. оценка деятельности комиссии и вносимых ею предложений должна осуществляться не частным лицом, а государственным органом коллегиально.
В январе 1826 г. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с предложениями продолжить работу по наведению порядка в Российском законодательстве. Прежде всего надо было составить так называемое «Полное собрание законов», затем «Свода законов» и, наконец, «Уложение».
Венцом всей работы Сперанский видел Уложение, в котором всё законодательство должно было быть переработано на основе общих принципов и состояния действующего права с учётом общественно-политического развития страны. Однако Николай I отверг мысль Сперанского о составлении Уложения, потому что эта мысль казалась ему «слишком отвлечённою, слишком теоретическою»[26].
Как же были организованы работы по кодификации?
Первое стадией (в отличие от плана, который он составил при Александре I) должно быть «Полное собрание законов». Создав «Полное собрание законов», Сперанский пошёл дальше в своей кодификационной работе, то есть до составления Свода законов. Сперанский хотел, чтобы Свод был русским Corpus juris, «общим составом законов и в таком качестве должен он обнимать все части законодательства во всей их совокупности». Также из Свода исключались законы, отменённые силой позднейших постановлений. Законы вводились в состав Свода буквально из тех источников, на которых они основывались. Позже было решено отдать отдельные статьи на рассмотрение министерств и Государственного совета.
Началась огромная, изнурительная работа по ревизии Свода. При министерстве юстиции образован был особый комитет для выполнения большого объёма работы.
19 января 1833 года состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный Свод законов. Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 года, а затем должен был вступить в силу в полном объёме Свод законов Российской империи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великие исторические эпохи воспитывают и призывают к рулю государственной власти людей вдающегося ума и воли, одержимых грандиозными общественными идеями. По-разному складываются судьбы общественных и государственных деятелей, имена которых вошли в историю. Один, прожив короткую блистательную жизнь, навсегда оставляет след в памяти народной. Другой остается либо автором одного произведения, написанного в молодости , либо создателем чего-то исключительного. Третий становится представителем и выразителем тех начал, которые, даже не осуществленные до конца, оказывают благотворное влияние на последующую общественную жизнь. Последнее целиком относится к судьбе Михаила Михайловича Сперанского.
Дальновидные проекты Сперанского не получили практического воплощения в жизнь. Ни одна из реформ государственного аппарата, проведенных в этот период, ни в какой степени не задевала основ феодально-абсолютистского строя. Даже ничтожные ограничения произвола самодержавной власти, которые иные из этих реформ юридически предоставляли высшим государственным органам империи, фактически немедленно попирались самодержцем, отбрасывая реформированные учреждения к прежнему состоянию. Из-за своей противоречивой политики Александра I называли двуликим. Так о нем писал русский историк П.Н. Милюков: «Царь не мог согласиться с реформой, ограничившей бы его личную власть. Его либерализм был поверхностным. Его мягкость была тактической, угловой и под маской благожелательности скрывалась презрение и недоверие к людям. Неспособность выйти из порочного круга, созданного этим противоречием, была свойственна не только Александру I. Социальный портрет высшей бюрократии убедительно свидетельствует о том, что именно она, которая должна была намечать пути выхода из этого противоречия, не имела к тому никаких стимулов.
Великий реформатор огромное идейное наследство оставил потомкам. К сожалению, большинство проектов Сперанского или вообще остались на бумаге или воплотились в жизнь со значительными изменениями. Из масштабного плана преобразований, задуманного им, была реализована лишь небольшая его часть. М. М. Сперанский тщетно уговаривал Александра I ввести новую систему государственного правления, «фундаментальные и непременные законы», гарантирующие прогрессивное развитие страны. Его план государственного преобразования так и не был приведен в жизнь полностью. На политическую арену явился Аракчеев.
И все же нельзя не отметить, что влияние идей Сперанского на современников было несравненно большим, чем возможное влияние его конкретных проектов на государственное устройство империи.
Сперанский одним из первых заговорил о разделении властей, о гражданских правах и свободах, о привлечении населения к управлению страной, о расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом. Некоторые из предложенных Сперанским идей, например, об ограничении прав дворянства и о постепенной отмене крепостного права, были настолько революционны, что общество того времени оказалось просто не готово воспринять их. Частично идеи Сперанского осуществил Александр II, по инициативе которого было отменено крепостное право и проведена судебная реформа 1864 г.
Проект реформы государственного устройства, «Свод законов Российской империи», «Полное собрание законов», составленные Сперанским, поражают своей полнотой и систематичностью. Он тесно связал память о себе с развитием русского законодательства, государственно-правовых институтов. О нем сказано: «История не может не вписать этого имени на свои страницы».
В Сперанском Россия потеряла «государственного человека». Никто в истории государства российского так точно не понимал роль государства в жизни народа, как он. Недаром Солженицын цитирует в знаменитой статье «Как нам обустроить Россию: посильные соображения» слова Сперанского о том, что цель государства – сохранение в обществе нравственности, что возможно, когда оно существует по гуманитарным законам [27].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIХ / С. В. Мироненко. – М. : Наука ,1989. – 240 с.
2. Миронов, Г. Е. История государства российского: Историко-библиографические очерки: XIХ век / Г. Е. Миронов. – М. : Книжная палата, 1995. – 734 с.
3. Дружинин, Н. М. Избранные труды: Социально-экономическая история России / Н. М. Дружинин. – М.,1987.
4. Минаева, Н. В. М. М. Сперанский в воспоминаниях современников / Н. В. Минаева. М. : Собрание, 2009. – 344 с.
5. Корф М. А. Жизнь графа Сперанского: т.1 –2 / М. А. Корф. СПб.,1861. – 308 с.
URL: http://dlib.rsl.ru/view.php?
6. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы / А. Е. Пресняков. М. : Книга, 1990. – 464 с.
7. Сперанский, М. М. Руководство к познанию законов / М. М Сперанский. М. : Наука, 2002. – 680 с.
9. Томсинов, В. А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М. М. Сперанского / В. А. Томсинов – М: Молодая гвардия, 1991. – 332с.
10. Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского / С. А Чибиряев. М. : Воскресенье, 1993. – 238 с.
31
[1] Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М.,1990. С.180.
[2] Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 184-185.
[3] Там же. С.190-191.
[4] Чибиряев С. А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского. М.,1993. С 40-41.
[5] Дружинин Н. М. Избранные труды: Социально-экономическая история России. М.,1987. С. 261.
[6] Чибиряев С. А. Указ. соч. С 46.
[7] Там же. С. 47.
[8] Чибиряев С. А. Указ. соч С 54.
[9] Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале 19 в. М.,1989.С. 29.
[10] Пресняков А. Е. Российские самодежцы.-М.,1990. С172-173.
[11] Там же.- С.173-174.
[12] Чибиряев С. А. Указ. соч С. 59.
[13] Мироненко С. В. Указ.соч. С.29-30.
[14] Миронов Г. Е. Указ.соч. С.80.
[15] Мироненко С. В.Указ. соч. С .32.
[16] Мироненко С. В.Указ. соч.. С.30.
[17] Там же.
[18] Чибиряев С. А. Указ. соч. С. 90.
[19] Там же. С.31.
[20] Чибиряев С. А. Указ. соч. С. 101.
[21] Там же. С. 101.
[22] Чибиряев С. А. Указ. соч. С. 92-93.
[23] Чибиряев С. А. Указ. соч. С. 93.
[24] Чибиряев С. А. Указ. соч. С. 151.
[25] Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. Т. 1-2. СПб., 1861. Т.2. С. 147 – 148.
[26] Чибиряев С. А. Указ. соч. С. 158 - 159.
[27] Миронов Г. Е. Указ. соч. С. 86.
Информация о работе Государственно-правовая концепция Сперанского