Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:15, реферат
«Когда было сотворено вверху - голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын – каган и Истеми – каган. Сев на царство они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, эпохи их государств и их языков, самый большой письменный памятник тюрков руническая надпись в честь Кюльтегина, прославленного воина из каганского рода.
В 1 тысячелетие н.э началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, здесь все более и более преобладают тюркоязыческие племена. Первые упоминания этноним «тюрок» относится к 542 году в китайских источниках, и в VI веке этот термин получил широкое распространение. Слово «тюрок» означало союз десяти (позднее двадцати) племён.
Наиболее крупным объединением племён, говоривших на тюркском языке, был огузский племенной союз, в китайских источниках их называют теле – тегрег, «тележники».
Введение
Тюркский каганат (552—756 гг.)
Тюргешский каганат (704—756 гг.).
Карлукское государство (756—940 гг.)
Огузское государство (IX— начало XI вв.)
Кимекский каганат (IX — начало XI вв.)
Государство Караханидов (942—1210 гг.)
Государство каракитаев (1128—1213 гг.).
Улусы найманов и кереитов
Кыпчакское ханство (начало XI в.—1219 г.)
О наличии письменности позволяет судить запись арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». По всей вероятности, кимеки писали тростниковыми перьями и пользовались древнетюркским алфавитом. Об этом же говорят находки из Прииртышья и из Тарбагатайских гор— бронзовые зеркала с древнетюркской надписью, датированные IX—Х вв.
ВIX — нач. XI вв. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство— религию христианского толка. Возможно, ислам получил определенное распространение среди кимекской знати. В социальном и культурном отношении кимеки во многом унаследовали и развили традиции, сложившиеся в древнетюркской середине VI—IX вв., а с конца IX — до начала XI вв. они обладали раннефеодальной государственностью.
Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив. Кимекские правители совершали успешные походы на юг. Захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане. Каган кимеков вторгался и в страну енисейских кыргызов. В свою очередь, сопредельные династии и народы совершали нападения на становища кимсков. Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекских земель, порой они доходили до Иртыша.
В начале
Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались.
Взаимные военные набеги кимсков и их
соседей все чаще сменялись мирным общением.
Об этом, в частности, свидетельствуют
многочисленные торговые пути к кимскам,
пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов
из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов
и кыргызов. От Великого шелкового пути
ответвлялась сеть караванных дорог, ведших
к ставке кимекского кагана Кимския (Имския)
на Иртыше. В начале XI в. рухнул Кимекский
каганат. Его падение было вызвано двумя
причинами: центробежными тенденциями
кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению,
усилением в каганате междоусобных распрей,
и миграцией кочевых племен Центральной
Азии, переселение которых относится к
началу XI в.
Родоначальником династии Караханидов принято считать Сатук Богра-хана(915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее— в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Прииссыккулья. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджукидов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.
Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.
В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана. В 1056 г. сын Кадыр-хана Йиналтегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол взошел сын Йиналтегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет(1059—1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну(1075—1102) — владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.
При правлении могущественного султана Санджара (1118—1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов. В начале второй четверти XII в. многочисленный народ каракитаи (киданей) завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владения восточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгрома караханидо-сельджукского войска в1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в1212 г. Хорезмшах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государства Караханидов на этом завершилась.
Государство
Караханидов не было простым повторением
прежних государственных образований.
В отличие от политических устройств кочевых
обществ на территории Казахстана военное
управление было отделено от административного.
Государственно-
Рост самосознания
тюркских этносов при Караханвдах привел
к появлению мусульманской литературы
на тюркском языке. На этом поприще, прежде
всего, были известены Юсуф Баласагуни
и Махмуд Кашгари. В целом Караханидская
эпоха представляла собой качественно
новый этап во всех сферах общества. Лишь
потрясения периода монгольского завоевания
прервали естественный процесс наметившегося
развития.
Формирование каракитаев тесно связано с центрально - азиатскими племенами кидансй. Кидани (ци-дань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Киданьского государства (империю Ляо). В 1125 г. объединенные силы сунского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжурчженям, а другая через земли енисейских кыргызов дошла до р. Эмиль и здесь построила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи. В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его каналов и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал государство в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан. В1137 г. они разбили при Ходженте Махмудхана, владетеля Мавераннахра, а в1141 г. в Катванской степи близ Самарканда— сельджукско - караханидские войска. Каракитаи заняли Бухару и весь центральный Мавераннахр. Особый отряд, направленный в Хорезм, заставил Хорезмшаха выплачивать им ежегодную дань в размере3 тыс. золотых динаров. Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и Восточный Туркестан вошли в пределы государства каракитаев. Династию Караханидов каракитаи превратили в вассалов.
Глава каракитайского
государства носил титул гурхана. Центром
его владений оставался Баласагун. В войске
поддерживалась высокая дисциплина, в
стране введена система подворного обложения—
с каждого дома взимали по одному динару.
Своим приближенным гурхан не раздавал
уделов, так как опасался их усиления и
соперничества. Под их непосредственным
управлением находились южная часть Жетысу,
северо-восточная область Ис-фиджаба,
Кульджинский край. Часть Жетысу к северу
от Или принадлежала карлукским ханам,
в среде которых постоянно присутствовал
представитель гурхана. Первый гурхан
умер в1143 г. В1208 г. к каракитаям бежали
вытесненные Чингисханом из Монголии
найманы во главе с Кучлуком.
В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центрально - азиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно, что они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен «секиз-огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы. Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере— енисейские кыргызы, на востоке— кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге— уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседло земледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов. Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.
Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере— 'меркиты, на востоке— татары, на юге— тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную— севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры. Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни. Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль о наличии генетической связи между кереитами и канглы. Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования— улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.
Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.
К концу
XII в. произошло политическое возвышение
Темучина, который, разгромив татар, в1203
г. покорил кереитов, а в1206 г. одержал победу
над найманами. Разгромленные племена
найманов во главе с Кучлуком прибыли
на Алтай, где соединились с группами кереитов
и меркитов. В 1209 г. каракитаи в неблагоприятное
для них время начали войну с хорезмшахом
Мухаммедом. Государство каракитаев оказалось
в исключительно трудном положении. В1210
г. хорезмшах Мухаммед в союзе с самаркандским
ханом Усманом напал на каракитайское
войско около Таласа. Предводитель каракитаев
Таянку был взят в плен и каракитайские
войска вынуждены были отступить. В 1211
г. Кучлук и союзные с ним ханы пленили
гурхана и лишили его власти. Через два
года последний гурхан Чжилугу скончался.
Государство каракитаев перестало существовать.
Менее чем вековое существование государства
каракитаев не повлияло сколько-нибудь
заметно на экономику, общественную жизнь
и культуру края.
Этноним
«кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском
руническом памятнике, датируемом760 г.
В мусульманских источниках кыпчаки впервые
отмечаются тюркских племен, хронологически
относящихся также к VIII в. После падения
Западно - тюркского каганата в656 г. значительные
группы кыпчаков на севере от Алтайских
гор и в Прииртышье под эгидой кимеков
составили ядро племенного союза. Однако
стремление основных кыпчакских племен
к самоопределению привело их в конце
VIII в. к отделению от кимекской федерации
и передвижению на запад от кимеков. Но
окончательной независимости кыпчаки
не достигли. В IX—Х вв. история кыпчаков
тесно переплелась с историей кимеков.
Кыпчаки находились в политической зависимости
от кимекского кагана, входили в конфедерацию,
а затем в Кимекский каганат.
Информация о работе Государства раннего и развитого средневековья