Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:40, контрольная работа
Цель работы состоит в выявлении сущности федеративного государства.
В задачи исследования данной темы входит:
- рассмотреть особенности Российского федерализма;
- определить сущность федеративных отношений в России;
- выявить наиболее существенные проблемы реформирования федеративных отношений в России.
Введение
1. Российская федерация как федеративное государство
1.1 Основные этапы развития федеративного государства в России
1.2 Понятие и сущность федеративного государства
1.3 Принципы образования федеративной системы
2. Федеративные отношения в Российской Федерации
2.1 Сущность федеративных отношений в Российском государстве
2.2 Проблемы реформирования федеративных отношений в России
Заключение
Список используемой литературы и нормативных актов
Оглавление
Введение
1. Российская федерация как федеративное государство
1.1 Основные этапы развития федеративного государства в России
1.2 Понятие и сущность федеративного государства
1.3 Принципы образования федеративной системы
2. Федеративные отношения в Российской Федерации
2.1 Сущность федеративных отношений в Российском государстве
2.2 Проблемы реформирования федеративных отношений в России
Заключение
Список используемой литературы и нормативных актов
Введение
Государство является всеохватывающей политической организацией общества, которая обладает специальным аппаратом управления, обладает суверенитетом, представляет интересы общества и осуществляет управление им в целях достижения общесоциальных интересов.
Изучение государства - сложнейший процесс, так как государство является настолько многоликим социальным образованием, что невозможно рассматривать какой-либо из его элементов в отдельности. Государство - целостное явление, его составляющие находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Именно эта система обеспечивает непрерывное функционирование механизма государства.
В процессе изучения какого-либо правового или государственного явления необходимо раскрыть сущность данного понятия, определить его социальное назначение, выделить главные признаки и дать основные характеристики. Исследование сущности государства невозможно без изучения устройства государства. Важно знать в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами -- в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации -- унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики -- субъекты РФ.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент ни одно современное государство невозможно представить без возможности создания федерации. Основы создания стабильной экономической системы, правового государства, демократического и в то же время централизованного управления государством, обеспечение территориальной целостности и нерушимости государственных границ - все это становится возможным только при наличии развитого федеративного государства. Поэтому целесообразно будет рассмотреть данный вопрос более основательно и подробно.
Цель работы состоит в выявлении сущности федеративного государства.
В задачи исследования данной темы входит:
- рассмотреть особенности Российского федерализма;
- определить сущность федеративных отношений в России;
- выявить наиболее существенные проблемы реформирования федеративных отношений в России.
1. Российская федерация как федеративное государство
1.1 Основные этапы развития федеративного государства в России
Вновь образованное после Октябрьской революции 1917 г. Государство - РСФСР - уже по самому своему наименованию было задумано как федеративное. Причем первоначально федерация в России стала складываться как договорная. 23 марта 1919 г. было заключено Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономной Башкирии1. Однако договорной процесс образования новой федерации в советский период на этом и остановился. К тому же первая российская автономия - Туркестанская АССР - была образована в 1918 г. центральными органами государственной власти. В дальнейшем был выбран путь не федерализации, а автономизации отдельных частей России. Поэтому официальное название государства - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) не вполне соответствовало действительному положению дел.
Первой автономией в 1918 г. стала Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР). В настоящее время на этой территории находятся независимые государства Средней Азии - Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В 1919 г. была образована Башкирская АССР - ныне Республика Башкортостан в составе Российской Федерации (РФ). В 1920 г. - Татарская АССР (ныне Республика Татарстан в составе РФ), а также Киргизская (Казахская) АССР - ныне независимое государство - Казахстан и Крымская АССР - ныне автономная республика в составе независимой Украины. В 1921 г. - Дагестанская АССР - ныне одна из российских республик, а также Горская АССР на территории Северного Кавказа - ныне российские республики: Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чечня. В 1922 г. образуется Якутская АССР - ныне Республика Саха (Якутия) в составе РФ. Кроме АССР, в то время образовывались и так называемые трудовые коммуны. Всего их было две - Трудовая Коммуна Немцев Поволжья (1918 г.) и Карельская Трудовая Коммуна (1920 г.). Впоследствии они были преобразованы в АССР. АССР Немцев Поволжья была упразднена в 1941 г. и более не восстанавливалась. Карельская АССР в 1940 г. была преобразована в союзную Карело-Финскую ССР. В 1956 г. она вновь вошла в состав РСФСР в качестве АССР. Ныне Карелия - республика в составе РФ.
В 1920 г. образуется еще одна форма автономии - автономная область. В этом же году были образованы Чувашская, Калмыцкая, Марийская автономные области и автономная область Вотякского народа (современное наименование - Удмуртия). Впоследствии все они были преобразованы в АССР. Ныне все они являются российскими республиками (бывшая Марийская АССР входит в РФ под названием Республика Марий Эл). В 1921 г. была образована автономная область Коми, преобразованная впоследствии в АССР, - ныне Республика Коми в составе РФ и Ойротская автономная область, впоследствии Горно-Алтайская автономная область - ныне Республика Алтай в составе РФ. Была образована и Еврейская автономная область - ныне единственный субъект РФ, сохранивший наименование автономной области.
В 1921 г. из состава РСФСР вышел обширный Дальневосточный регион от Байкала до Тихого океана, где образуется самостоятельное государство - Дальневосточная Республика (ДВР). В составе ДВР была образована национальная Бурят-Монгольская автономная область. В 1922 г. ДВР объединяется с РСФСР, а в 1923 г. на базе объединения бурят-монгольских районов ДВР и РСФСР была создана Бурят-Монгольская АССР - ныне Республика Бурятия в составе РФ.
В 1921 - 1924 гг. происходит постепенное расформирование Горской АССР на Северном Кавказе. В результате этого процесса возникли Кабардино-Балкарская автономная область (1921 г.), Чеченская, Карачаево-Черкесская, Северо-Осетинская и Ингушская автономная области (1922 г.). Все они, за исключением Карачаево-Черкесии, впоследствии были преобразованы в АССР, а ныне все они, в том числе и Карачаево-Черкесия, - республики в составе РФ.
В 1928 г. создается Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. Впоследствии округ был преобразован в АССР, а ныне Мордовия - республика в составе РФ. В это же время создаются Адыгейская автономная область в составе Азово-Черноморского, впоследствии Краснодарского края, в настоящее время - Республика Адыгея в составе РФ и Хакасская автономная область в составе Красноярского края - ныне также российская республика - Хакасия. В 1944 г. в состав РСФСР вошла на правах автономной области Тувинская Народная Республика, преобразованная в 1961 г. в АССР. В настоящее время это Республика Тыва в составе РФ.
В 1925 г. появляется еще одна форма автономии
народов Севера - национальный округ (после
принятия Конституции 1978 г. - автономный
округ). Создаются 10 таких округов - Агинский
Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский,
Ненецкий, Долгано-Ненецкий (Таймырский),
Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский,
Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий.
Особенностью автономных округов и автономных
областей в составе РСФСР стало то, что
они входили в состав соответствующих
краев или областей РСФСР. Вся остальная
территория РСФСР состояла из краев и
областей, являющихся обычными административно-
Процессы преобразования государственного устройства начались в 1990 г. В течение 1990 - 1991 гг. все АССР провозгласили свой государственный суверенитет: из названия АССР было исключено слово «автономная» и они стали именоваться просто республиками в составе России2, правовой статус автономных областей, кроме Еврейской автономной области, был повышен до статуса республики3. Все автономные области, в том числе и Еврейская, вышли из состава соответствующих краев и стали входить в Российскую Федерацию непосредственно. Многие республики изменили свои наименования в соответствии со своими национальными языками: Башкортостан, Марий Эл, Татарстан. Другие республики стали использовать двойное наименование на национальном и русском языках: Саха (Якутия), Калмыкия - Хальмг-Тангч, Чувашская Республика - Чаваш Республики. Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на две республики - Чеченскую и Ингушскую. Таким образом, к моменту принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. в составе России уже имелась 21 республика и осталась одна автономная область. Были сохранены все 6 краев и 49 областей4.
Одной из проблем государственного устройства, доставшихся Российской Федерации от РСФСР, является наличие автономных округов, входящих в состав края или области. Складывается парадоксальная ситуация, когда один равноправный субъект Федерации входит в состав другого равноправного субъекта. Эта проблема постепенно разрешается посредством объединения нескольких субъектов Федерации в один субъект в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.5. Так, с 1 декабря 2005 г. в результате объединения Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкого автономного округа образован новый субъект РФ - Пермский край. С 1 января 2007 г. в составе РФ образован новый субъект в результате объединения Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов с присвоением новому субъекту наименования - Красноярский край. С 1 июля 2007 г. в результате объединения Камчатской области и входящего в его состав Камчатского края образован новый субъект РФ - Камчатский край. С 1 января 2008 г. в составе РФ образован новый субъект в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с присвоением новому субъекту наименования - Иркутская область. С 1 марта 2008 г. в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа образован новый субъект РФ - Забайкальский край. В ст. 65 Конституции внесены соответствующие изменения и дополнения6.
1.2 Понятие и сущность федеративного государства
Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в состав союзного государства.
Несмотря на многоликость и специфические особенности каждой федерации, можно выделить черты, характеризующие все федеративные государства.
1. Любая федеративная система
выступает как единое союзное государство,
состоит и двух или более относительно
самостоятельных государств и государственных
образований. Каждое из них, будучи субъектом
федерации, имеет свое собственное административно-
2. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность.
3. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и республиканский (уровень штата, кантона, земли и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (в большинстве стран это верхняя палата). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.
4. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина независимо от того, на территории какого субъекта федерации он проживает, один и тот же.