Государства раннего и развитого средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:15, реферат

Краткое описание

«Когда было сотворено вверху - голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын – каган и Истеми – каган. Сев на царство они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен, эпохи их государств и их языков, самый большой письменный памятник тюрков руническая надпись в честь Кюльтегина, прославленного воина из каганского рода.
В 1 тысячелетие н.э началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях, здесь все более и более преобладают тюркоязыческие племена. Первые упоминания этноним «тюрок» относится к 542 году в китайских источниках, и в VI веке этот термин получил широкое распространение. Слово «тюрок» означало союз десяти (позднее двадцати) племён.
Наиболее крупным объединением племён, говоривших на тюркском языке, был огузский племенной союз, в китайских источниках их называют теле – тегрег, «тележники».

Оглавление

Введение
Тюркский каганат (552—756 гг.)
Тюргешский каганат (704—756 гг.).
Карлукское государство (756—940 гг.)
Огузское государство (IX— начало XI вв.)
Кимекский каганат (IX — начало XI вв.)
Государство Караханидов (942—1210 гг.)
Государство каракитаев (1128—1213 гг.).
Улусы найманов и кереитов
Кыпчакское ханство (начало XI в.—1219 г.)

Файлы: 1 файл

ТЕМА 2.docx

— 78.19 Кб (Скачать)

   После падения Кимекского каганата в началеXI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийная знать кыпчаков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и юго-восточной Европы. Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, Приаральских и Прикаспийских степей. С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четвертиXI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). Завладев Мангышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма. В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым вступил в непосредственные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии. Историко-географическую область Дешт-и Кыпчака, обнимавшую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных этнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ельборили. Формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, в разви­тии которого прослеживаются три этапа.

   Первый этап связан с образованием ядра кимекского племен­ного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.

   Второй этап— с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на об­ширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноу­ральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех сновных этнополитических объединений: кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консолидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвязанных и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных телеских, угрофинских, сармато-аланских этнокомпонентов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений.

   С начала XI до начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития, связанный, прежде всего с ростом могущества кыпчакских ханов, власть которых легитимизировалась ханским династийным родом ельборили. Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском ханстве, а также уровень формирования кыпчакского этноса в известной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса. Структура племенного  состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.

   В силу специфики развития исторического процесса в кочевых обществах в таких «вторичных» племенных образованиях сохранялось значение кровнородственных связей, родословных генеалоги 1 древ, подтверждавших общность происхождения, не утрачивались племенные самомнения. В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы, компактные группы которых во второй половине XII в. образовали этнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а также тюркоязычные племена уран, при­шедшие в Х в. на территорию Казахстана из Восточного Туркестана, баят, азкиши и тюргеши. Появление двух последних племен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвижением туда кыпчакских племен, а вместе с ними азкишей и тюргешей. Одним из этнических компонентов кыпчаков также были карлуки, чигили, каи. Формирование кыпчакской народности на территории Казах­стана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипность форм хозяйствования, система общественных отношений и общность языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим полити­ческим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая свою "принадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.

   Расселение. К середине XI в. кыпчакские племена расселялись на обширной территории современного Казахстана— от Алтая и Иртыша на востоке до Итиля (Волги) и Южного Урала на западе, от оз. Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере. Во второй половине XI в. кыпчаки расселялись на Мангышлаке и Устюрте, где совместно с ними кочевали группы огузских племен. На «Малой карте» аль-Идриси отмечен этнотопоним «Степь кыпчаков» (Сахра аль-кыфчак), локализованный между Каспийским и Аральским морями, в соответствии с реалиями, относящимися ко второй половинеXI в. Начальные этапы движения кыпчаков на запад в середине XI в. нашли отражение в географической карте Махмуда Кашгари, на которой места их обитания показаны к западу от Итиля и на северо-запад от Каспийского моря, а сама река Итиль отнесена к стране кыпчаков.

   Кыпчакские ханы расширили на юге пределы своего государст­ва, достигнув окрестностей г. Тараз, где возвели укрепление Канджек Сенгир, пограничное с Караханидами. Естественной границей между кыпчакскими правителями и Караханидами являлись оз. Балхаш и озера Алакольской котловины,

   Восточные рубежи охватывали правобережье Иртыша и склоны Алтайских гор. Махмуд Кашгари разместил имеков (кимеков) в бассейне Иртыша, на их древней территории, которые носили название «Имекские степи». ВXII в. кыпчакские племена на Алтае и в верховьях Иртыша граничили с найманами, канглы и кереитами.                                      

На северо-востоке  кыпчаки были связаны с саяно-алтайским  очагом цивилизации и культуры, носителями которой были кыр-гызы, хакасы и др. племена. Северные границы Кыпчакского  ханства проходили по лесостепной  зоне, отделяющей нынешнюю казахскую  степь от Западной Сибири. На северо-западе кыпчаки вошли в этнокультурный и политический контакт с населением Поволжья и Приуралья. Взаимодействие кыпчакских племен с булгарами и башкирами во второй половине XI — начале XIII вв. развивалось в направлении кыпчакского языкового и культурного влияния. Этническая территория кыпчакских племен в пределах их этнополитического объединения была относительно стабильной, за исключением юго-западных рубежей, где начиная с 30-х гг. XII в. довольно активную политику стало проводить государство Хорезмшахов.

   Образование ханства. Бурные события первой половины XI в., в ходе которых кыпчакская аристократия значительно расширила территорию расселения племен Восточного Дешт-и Кыпчака, приведшие к войнам и столкновениям с державой огузов на Сырдарье, со среднеазиатскими династиями Сельджукидов, Хорезм­шахов и Караханидов, а также необходимость обеспечения внешней безопасности, стали объективной причиной образования государства у кыпчаков. Политические устои Кыпчакского ханства значительно укрепились в серединеXI в. после миграции многочисленных группировок кыпчакских и куманских племен, создававших почву для центробежных устремлений в Дешт-и Кыпчаке. Со 2-й половины XI в. по 1-ю треть XII в. наблюдаются относительная стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Это позволяет полагать, что в кыпчакской этносоциальной общности были верховные ханы, распространявшие свою власть на все ханство. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ельборили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана, ведавший ханским имуществом и ханской армией. В военно-административном отношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось на два крыла: правое— со ставкой на р. Урале на месте города Сарайчик и левое резиденцией в городе Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства, скорее всего, находился в Тургайских степях. Военной организации и военно-административной системам управления придавалось исключительное значение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболее органичными и удобными для кочевого способа существования. Рельефно была выражена строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки (ханы, тарханы, баска­ки, беки, баи), наряду с этим роды и племена также разделялись по своей социальной значимости.

   Кыпчакское общество было социально и сословие неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Основным богатством служило число лошадей. Многие в стране кыпчаков, как сообщают письменные источники, владели несколькими тысячами прекюсных лошадей, а некоторые из них 10- и более-тысячными табунами. Посягание на собственность строго каралось, считалось наказуемым, по устоявшимся нормам обычного права (торе). Скот, находившийся в частной собственности кыпчакских семейств, отмечался родоплеменными метками (тамгами). 

Обладая огромными  стадами, аристократия была и фактическим собственником пастбищ, на которых содержался этот скот, хотя юридически собственность и не фиксировалась. Право распоряжения пастбищами и регулирования перекочевками принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати. На другом полюсе находились непосредственные производите­ли— скотоводы. Рядовые общинники были в своей основной массе свободными. Однако через отдачу себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявлялась их зависимость от власть имущих. С потерей скота, а следовательно и возможности кочевать, свободный общинник переходил в категорию оседлых жите­лей (ятуков). Но как только у бедного ятука появлялось достаточное количество скота, он снова переходил в лоно кочевого хозяйства. Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных. Рабы шли главным образом на продажу, и лишь часть их использовалась в хозяйстве в качестве слуг. Таким образом, Кыпчакское ханство было сложившимся ранне феодальным государством, продолжившим и развившим традиции древнетюркской государственности.

   Политические взаимоотношения кыпчаков. В1065г. правитель сельджуков Алп Арслан совершил поход на Мангышлак против кыпчаков. Добившись от кыпчаков изъявления покорности, сельджукский султан совершил поход на Дженд и Сауран. В результате этой военной кампании часть кыпчакских племен временно попала в зависимость от сельджукидов Хорасана. В конце последней четверти XI в. на Мангышлаке и восточном побережье Каспийского моря по-прежнему властвовали кыпчаки, в политической зависимости от которых находились отдельные группы огузских и туркменских племен. В 1096 г. племена кыпчакского объединения во главе с «могущественным» ханом совершили поход на Хорезм. Однако покровители хорезмшахов сельджукиды вынудили их возвратиться на Мангышлак. Судя по опосредованным сведениям Махмуда Кашгари кыпчакская военно-кочевая знать, находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского улуса, в свою очередь кимеки с берегов Иртыша совершали набеги в пределы тюркской мусульманской державы в. Семиречье.

   В конце XI — начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XII в. они стали ареной упорной борьбы между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями Средней Азии, пытавшимися, во что бы ни стало овладеть ею. Под флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевал Дженд, а затем продвинулся на север, присоединив к своим владениям Мангышлак.

В   1133 г. кыпчаки потерпели поражение от Атсыза, предпринявшего поход из Дженда в глубь Дешт-и Кыпчака. Источники не содержат никаких дополнительных сведений о причинах первого крупного поражения. По существу с этого времени (второй трети XII в.) началась раздробленность Кыпчакского ханства, вызванная рядом причин, основными из которых стали: формирование прохорезмийской ориентации среди знати кыпчакских племен, сложение крупного объединения канглы, усиление междоусобной динас-тайной борьбы за власть. Со второй половины X II в., в особенности с эпохи правления Текеша (1172—1200), проводилась целенаправленная политика на сближение с кыпчакской знатью. Предводители племенных группировок кыпчаков, канглы, имеков, уран стали привлекаться на службу хорезмшахами. Правящая знать Кыпчакского ханства и династии Хорезмшахов вступала между собой в родственные связи. Кыпчакский хан Джанкеши выдал свою дочь Теркен-хатун за хорезмшаха Текеша. Согласно средневековым традициям, отношения свойства как «союз мира и родства» на разных уровнях межэтнических связей имели исключительно важное значение. Они повлекли за собой целую систему реальных и нередко тесных связей, проявлявшихся в общественно-политической обоюдной поддержке.

   Однако в целом политическая ситуация в регионе характеризо­валась крайней нестабильностью, которая вызывалась и поддерживалась хорезмшахами в результате проводимой ими политики, направленной на подрыв устоев независимого Кыпчакского улуса. В этих целях из представителей кыпчакской аристократии они создали замкнутое военное сословие, поддерживавшее устремления хорезмшахов. Идеологической основой такой линии была исламизация кыпчаков, прежде всего их знати. Между тем значительные группировки кыпчакских племен оставались вне ислама до концаXII в. Пространство между Джендом и Фарабом до конца XII в. считалось областью языческих кыпчаков.

   Согласно установившейся традиции, правители Хорезма брали жен из ханских родов канглы и кыпчаков. Объединение племени канглы во 2-й половинеXII — нач.XIII вв. представляло большую политическую силу, стремившуюся к самоопределению, тем самым не способствовавшую политическому единству Кыпчакского ханст­ва. Как известно, главную военную опору хорезмшахов составляли группировки канглы и кыпчаков. В начале XIII в. важную роль при дворе хорезмшахов играл предводитель канглы Амин Малик, на дочери которого был женат хорезмшах Ала ад-дин Мухаммед. Кыпчакская аристократия, наделенная хорезмшахами государствен­ными и военными должностями, отстаивала интересы последних. В кыпчакском обществе усилились внутренние противоречия, вызванные прохорезмийской ориентацией значительных групп кыпчаков, а также соперничеством за верховную власть. В этой обстановке хорезмшахи искусно разжигали и поддерживали враж­ду между кыпчакскими вождями.

Информация о работе Государства раннего и развитого средневековья