Государстевнный строй Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:07, реферат

Краткое описание

Древний Рим прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке.

Файлы: 1 файл

Рим.doc

— 173.50 Кб (Скачать)
 

     Древний Рим прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке.

     История Римского государства делится на три периода:

  • царский (середина VIII в. до н.э. – 509г. до н.э.);
  • республиканский (509 – 27 гг. до н.э.);
  • имперский (27г. до н.э. – 476г. н.э.).

I  Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период

Общественные  отношения

      Древнейшее  поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины.  Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив,  связанный  общим  происхождением,  общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

      Со  временем на территории, принадлежащей родам, появились люди,  не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки,  чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди,  изгнанные  за  нарушение   родовых   обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями.  Исконное же население, жившее родами, называлось  патрициями.

      * патриции  действительно были  коренным  гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

      *  плебеи  стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к  "римскому народу",  не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.  

      * патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. 

Государственный строй 

      Носителем верховной  власти  было  племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы  в  жизни  общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя,  занималось важнейшими судебными делами и пр.

      Вторым  органом  демократии был совет старейшин,  сенат (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались "отцами" - patres.

      Согласно  легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний  довел их количество до 300. 

      В период  между  смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

      Первые  реформы "военной демократии" провел Сервий Туллий. Все свободное  население Рима — и члены римских  родов, и плебеи — было разделено  на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

              "пролетарии" - proletarii -  от  слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

      Каждый  разряд выставлял определенное число  вооруженных мужчин, из которых формировались  центурии— сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды —  тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

      Наиболее  важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

      Вторая  часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос.

Государственные должности и замещения 

      Патриции  были полноправными гражданами. Они  распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии  образовывали общее народное собрание  римской общины (куриатные комиции).  Оно принимало или отвергало предложенные ему  законопроекты,  избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопрос  о  смертной  казни, объявляло войну.

      К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.

      В 494 году до н.э. была учреждена должность  плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

      Дел  непосредственного  управления, выработка законопроектов, заключение мир  входили в компетенцию римского совет  старейшин -  сенат . Он  состоял  из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную  аристократию римской общины.

      Военное предводительство,  верховные жреческие и некоторые  судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом.  Исторические предания  называют  первым  рексом римской общины Ромула,   всего насчитывают семь рексов. 
 
 

II  Республиканский Рим 

Общественные  отношения

      Период  республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

      Основным  социальным делением в Риме стало  деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

      Свободные в Риме распадались на две социально-классовые  группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии.

      Правовое  положение личности в Риме характеризовалось  тремя статусами — свободы, гражданства  и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

      Рабы  в период республики превращаются в  основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границейК концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

      Рабы  были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая  часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

      Независимо  от того, какое место занимал раб  в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий — часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным.

      По  статусу гражданства свободное  население Рима делилось на граждан  и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

      В среде рабовладельцев в конце III—II в. до н.э. возникают привилегированные  сословия нобилей и всадников.

      В высшее сословие (нобили) входили самые  знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие.

      Второе  сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней  руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности.

      По  мере расширения пределов Римского государства  число свободных пополнялось  за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

      Второй  категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов. 

Информация о работе Государстевнный строй Древнего Рима