Древний Рим

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754\3г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные период. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Дл

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Город Рим 4
§1 Царская власть в Риме 4
§2Городское управление и полиция 5
Глава 2. Литература и искусство 8
§1 Римская драма и поэзия 8
§2 Римская архитектура IV-I вв. до н. э. 10
§3 Скульптура 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

реферат по зарубежной истории.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА – ГИТИС

Продюсерский факультет

Кафедра продюсерства и менеджмента исполнительских искусств

 

 

 

 

Реферат по зарубежной истории

 на тему:

«Древний Рим»

 

студента 1 курса 

очного отделения

Савин Павел

Руководитель:

Харитонович Дмитрий Эдуардович

Срок сдачи работы:

Работа сдана:

Работу принял:

 

Москва 2011 г.

 

Содержание

 

 

Введение

 

История древнего Рима - последний  этап в развитии древнего мира, охватывает  время с начала 1 тысячелетия  до н.э. (754\3г.г. до н.э. - традиционная дата  основания города Рима) до конца V в н.э.  (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные период. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс  становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П  в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для  Ш в н.э.  характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в  1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Уже в древности Рим называли «Вечным» или просто Городом с  большой буквы. Риму больше двух с  половиной тысяч лет. До сих  пор поражает не только красота и величественность уцелевших старинных зданий, но и развалины храмов, дворцов, цирков, общественных бань водопроводов, площадей, дорог, лестниц. Их строили из мрамора, камня, других прочных материалов на века. Таким городом нельзя было не гордиться.

Каждый римлянин знал героев своего родного города и стремился подражать  им. Суровый, дисциплинированный воин, довольствующийся домотканой одеждой, простой едой и напитками, скромным жильем и мебелью – идеал древнего римлянина. Веками хранились предания о таких людях. Римский писатель Тит Ливий донес их до нас: он написал большой труд по истории Рима, начав с первых лет его существования. Очень интересно рассказал о героях Рима Вергилий в поэме «Энеида», названной по имени Энея, главного героя.

 

Глава 1. Город Рим

§1 Царская власть в Риме

 

После Ромула, по свидетельству древнеримских  историков, в Риме правили еще 6 царей: Нума Помпиллий, Тулл Гостиллий, Анк  Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Первых трех царей историки считают  легендарными, а цари «этрусской династии» являлись реальными историческими деятелями, история воцарения которых до сих пор вызывает споры среди ученых. Поэтому этот период в истории Рима называется «царским».

Создается Римская община. По преданию, Ромул придал общине правильную организацию, создал сенат – совет старейшин из 100 человек, которые вместе с царем и народным собранием стали управлять Римом.

Правители этрусской династии создали на территории Италии интересную и своеобразную культуру. Этруски стояли в 7 – 6 веках до н.э. на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме Этрусской династии меняется и облик города, и характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнес город крепостной стеной и провел очень важную реформу – разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил в зависимости  от их состояния права и обязанности населения города.

Последний царь, Тарквиний Гордый, был тираном, он превзошел всех жестокостью и высокомерием. Появилось представление о высшей неделимой власти – «империй» - и внешние знаки ее отличия: царь носит пурпурное одеяние, восседает на троне из слоновой кости, его сопровождает свита лекторов из 24 человек, несущих фасцы – связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Конечно,  римлянам это не нравилось, и они изгнали из города весь царский род, а царскую власть отменили (510 г. до н.э.). Всякий, кто пытался ее восстановить, объявлялся врагом народа и приговаривался к смертной казни.

Вместо  царей стали избирать двух должностных  лиц – консулов. Первыми консулами  римляне избрали Луция Брута  и Коллатина, а римское государство  стало называться «республика», что  в переводе означает «общее дело». Римская община теперь состояла из 2-х сословий: патрициев и плебеев, более поздних переселенцев, которым был закрыт доступ в родовую организацию патрициев и их органы власти.

 

§2 Городское управление и полиция

 

Город, разросшийся, становившийся все более многолюдным, превратившийся в столицу мира, требовал к себе внимания как к городу. Август это понимал и создал муниципальных магистратов. На первых порах ими оказались старые республиканские власти. Между преторами (их было при Августе сначала – десять, потом – двенадцать), эдилами (их шесть) и народными трибунами (их десять) происходит жеребьевка: кому из них ведать в этом году тем или иным районом. Магистрату, которому выпал такой-то район, поручен общий верховный надзор за ним: он дает "начальникам кварталов" разрешение на постройку часовен Ларам и гению императора и ревизует их строительную деятельность, совершает в своем районе положенные жертвоприношения. Из единственной надписи, касающейся их "муниципальной" деятельности, мы узнаем, что они обязаны следить, чтобы участок, на котором Домициан возвел алтарь, не застраивался и не засаживался, а в праздник Волканалий (23 августа) – приносить в жертву Вулкану, богу огня, "рыжего теленка и кабана".

Управление  всем городом находилось в руках  префекта города. При Августе должность эта была временной и случайной: префект города замещал императора во время его длительного отсутствия; Тиберий сделал ее постоянной; префекта назначает император, и он остается в своей должности столько лет, сколько угодно императору, – иногда пожизненно, иногда несколько лет. Рядом с ним стоят лица, ведающие разными отраслями городского хозяйства, но постепенно, в течение двух веков империи, все эти отрасли собираются в его руках: префект города становится единоначальным распорядителем всех городских дел, которому остальные только помогают и стоят к нему в положении подручных, хотя бы и высокого ранга.

Префекту  города подчинена римская полиция: три "городских когорты". Они  были созданы Августом, но организацию  свою получили при Тиберии, который, не вводя эти когорты в состав преторианской гвардии, добавил их к ней как некий придаток, распорядившись числить их после девяти преторианских когорт и обозначать цифрами, следующими за девяткой. И помещение им было отведено на Виминале, в Преторианском лагере. Караульные посты этих когорт разбросаны по всему Риму: префект города "должен расставить их, дабы охранять покой населения и получать сведения о всех городских происшествиях". В каждой когорте состояло по тысяче человек; кавалерии не было.

Первоначально эти полицейские части набирались в Италии; после реорганизации римского гарнизона Веспасианом в них могли поступать легионеры, и с этого времени мы встречаем в городских когортах уроженцев Нарбонской провинции, Белгики, Норика, Македонии, Нижней Паннонии. Перевод из армии в этот полицейский корпус означает и повышение по службе, и улучшение материального положения: жалованье полицейский получает большее, чем солдат-легионер. Срок службы двадцатилетний; когортой командует трибун, чаще всего назначаемый из пожарных частей: это человек, знакомый с городом и его жизнью; он уже нес полицейскую службу, и перевод в городские когорты – для него продвижение по службе: впереди маячит трибунат в преторианских когортах. Когорты разбиты на центурии и во главе центурий стоят "городские центурионы" служившие раньше или в армии, или в пожарном корпусе. Они по чину ниже центурионов-преторианцев и ниже легионных примипилов (старших центурионов).

 

Глава 3. Литература и искусство

§1 Римская драма и поэзия

 

На становление  и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Первые  собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого.

Первым  римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в до н. э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.

Крупнейшим  римским писателем конца III - начала II в. до н. э. был Тит Макций Плавт (254 - 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от своих предшественников он работал только в одном жанре - комедийном, но зато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.

Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полу Менандром. Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическое развитие по ходу действий.

Если Плавт и Теренний были крупнейшими сочинителями комедий, то Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.

Произведения всех перечисленных  писателей были поэтическими, написанными  в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия  и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.

§2 Римская архитектура IV-I вв. до н. э.

 

Развитие римской архитектуры  было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например,  храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

Пожар Рима после взятия его галлами  уничтожил большую часть городских  зданий. После пожара Рим вновь  застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен  новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Новый этап городского строительства начался со II в до н.э.: застраиваются пустыри, свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э. многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате римских завоеваний разного  рода богатства потекли в Рим  и италийские города. Это вызвало  подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Информация о работе Древний Рим