Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:00, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, проанализировать его признаки в разные периоды истории Рима, а также исследовать основные этапы развития государства.
1. Введение
2. История возникновения Древнего Рима
3. Государственное устройство Древнего Рима в царский период
4. Государственное устройство Древнего Рима в период республики
5. Государственное устройство Древнего Рима в период империи
6. Падение Римской империи
7. Заключение
8. Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. История возникновения Древнего Рима
3. Государственное устройство Древнего Рима в царский период
4. Государственное устройство Древнего Рима в период республики
5. Государственное устройство Древнего Рима в период империи
6. Падение Римской империи
7. Заключение
8. Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Римское государство сложилось гораздо позже других древних государств. Но, несмотря на этот факт, оно достигло значительных результатов в экономической и политической областях, а так же в области культурного наследия. Изучение истории римского общества подразумевает исследование основных сторон его развития и выявления специфических, присущих только Риму черт. Продолжительность римской истории составляет более 12 веков. В течение этого времени Рим быстро развивался. Развитие империи привело к тому, что Рим в короткий срок подчинил себе всю Италию, а также большую территорию Средиземноморского бассейна. Именно специфика процесса развития древнеримской государственности определяет актуальность темы, так как Рим на.
Цель данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, проанализировать его признаки в разные периоды истории Рима, а также исследовать основные этапы развития государства. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
- анализ признаков государства Древнего Рима;
- рассмотрение предпосылок возникновения государства;
- изучение этапов развития государства;
- анализ становления государства.
История возникновения Древнего Рима
Современная наука обнаружила неоспоримое родство между главными народами Европы и Азии - народами, составляющими арийскую группу. Это родство объясняется тем, что все они в какое-то отдаленное время выделились из одной общей прародины.
На своей прародине, до своего разделения, арийцы достигли известной степени культурности и общественности, так как история Европейских народов начинается далеко за пределами их позднейших Европейских поселений.
В общей массе арийцев, влившихся в Европу, различают пять основных групп: греки, италики, кельты, германцы, славяне.
Италики не представляли единой, сплоченной массы. Они распадались на множество мелких племен, из которых слагаются две группы: латины и умбро-сабеллы. Латины пришли раньше умбро-сабеллов и заняли более удобную часть средней Италии - равнину Лациума. (11) Каждая община имела укрепленный пункт, где население укрывалось от вражеских набегов, и где находилась общинная святыня. Со временем здесь же начинают строить и постоянные жилища; так возникает город, который делается средоточием всей жизни общины.
Одной из описанных латинских общин был Рим. Подробности его древнейшей истории не могут быть восстановлены, так как римское предание лишено исторической достоверности. Рим на заре своей истории не представлял ничего грандиозного: не более 5 кв. миль и не более 10 тысяч жителей.
В составе Латинского союза в более раннюю эпоху Рим занимает положение одной из рядовых общин. Первенствующей общиной он не был. Однако, значение Рима начинает возрастать. Возможно, этому способствовало как самое географическое положение Рима, так и слияние трех соседних общин в одну.
Между Римом и другой общиной возникает соперничество за гегемонию в союзе, и борьба на этой почве заканчивается полной победой Рима. Но эта победа не разрушает Латинского союза и не делает Рима обладателем всей союзной территории. Он лишь вступает на место предыдущей общины. Продолжают существовать общелатинские празднества и народные собрания, сохраняется принципиальная независимость отдельных общин. Постепенно усиливаясь, Рим накладывает свою руку на эту независимость - значение общелатинских собраний постепенно падает: Рим приобретает привычку навязывать союзникам свои решения. В таком положении находится Латинский союз к концу первого периода Римской истории.
К середине VI века до н.э. Рим становится городом: там появляются монументальные храмы и общественные здания из камня, мощеная рыночная площадь у подножия Палатина (Форум), внутренняя цитадель на Капитолии, холме с отвесными склонами, и даже каменные стены вокруг города, которые в то время встречались нечасто. Они охватывали территорию площадью в 420га. Это означало, что Рим стал одним из самых крупных и многолюдных городов Италии.
В ранний период развития у древнего Рима наблюдались признаки государственности. Понятие государства, его характеристика отражается при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. То есть, анализ признаков государства углубляет знания о нем, как о важнейшем общественно-политическом институте. Признаки государства таковы:
Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. Его заменил принцип территориальной организации, который был в Древнем Риме. По мнению современных историков, в Риме перед переходом к цивилизации и государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались только те, кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий и 300 родов.
Публичная власть. Публичной она называется потому, что не совпадает с обществом, выступает от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была общественная власть, она исходила от всего рода, использовалось для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых составляются органы управления и принуждения. Наличие публичной власти также имелось в Древнем Риме. Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями, но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии.
Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Сложно говорить о наличии в Древнем Риме суверенитета государственной власти. Цари Древнего Рима являлись патриархальными владыками своего народа, в руках царя сосредоточивалось начальство над народом во всех сторонах его существования кроме религии и общественного мнения. Это свидетельствует о том, что в Царский период в Риме было не зрелое, а раннее государство. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей.
Государственное устройство Древнего Рима в царский период
Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством. Обладателем верховной власти в общине Рима был царь - представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.
Царь (rex) является верховным владыкой государства. В его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.
Рим не является династической монархией. Возможно, что в доисторическую эпоху Рим знал царскую власть, переходившую по наследству, но с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.
После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди управляют государством до тех пор, пока не будет выбран кандидат в цари. Сенат предлагает выбранного кандидата народному собранию, которое и облекает его властью.
Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись как представители родов, членами сената. Ha это указывает совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.
Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы. Заключения сената не обязательны для царя, но они имеют большую фактическую силу.
По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается в утверждении сената.
Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, то есть собрание всех взрослых полноправных граждан. В основу организации этих народных собраний положено деление на курии. Народное собрание созывается по инициативе царя, который вносит туда предложения. Эти предложения в собрании не оспариваются, а принимаются или отвергаются открытой подачей голосов. Далее в народном собрании происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые акты частноправовой жизни — усыновление и завещание. Так же в собраниях решались и важные вопросы текущей внутренней и внешней политики — например, вопрос об объявлении войны, заключении мира и т. п.
Патриархальный характер древне-римского государственного строя исключает теорию о юридических правах народных собраний по отношению к царю. Фактически царь во всех важных случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его верховная власть ничем не была связана.
Ввиду наличия всех элементов, характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Так же, спорным является и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план военный элемент, другие - религиозный элемент. Все споры находят объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода все элементы заключены вместе и что еще к не сложившемуся строю нельзя применять нынешних категорий.
Государственное устройство Древнего Рима в период республики
Данный период республики (конец VI в. до н.э. – середина I в. до н.э.) характеризуется борьбой плебеев и патрициев. Борьба завершилась полным уравниванием обоих сословий в правах и слиянием патрицианско-плебейской верхушки. В ходе борьбы сложилась новая сословная структура римского общества: нобилитет, состоящая из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами.
Организация государственной власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась.
На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Документа не было, но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.
Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями:
Наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники);
Делением населения не по кровному родству;
Налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц.
Высшим государственным органом считается – народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (куриатные, центруриатные, трибутные).
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. - предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.
Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику, разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.
Магистратом избирался только богатый человек. Высшими магистратами считались – цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год. Власть магистратов: высшая и общая.