Древний Рим

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, проанализировать его признаки в разные периоды истории Рима, а также исследовать основные этапы развития государства.

Оглавление

1. Введение
2. История возникновения Древнего Рима
3. Государственное устройство Древнего Рима в царский период
4. Государственное устройство Древнего Рима в период республики
5. Государственное устройство Древнего Рима в период империи
6. Падение Римской империи
7. Заключение
8. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история зарубежных.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики.

Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии, исполнительная власть принадлежала магистрам. Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический  характер. В ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное  дело, вопросы культа. Римские магистры были выборные, коллегиальные, краткосрочные и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся верховная военная и гражданская власть сроком на 6 месяцев.


Государственное устройство Древнего Рима в период империи

 

С 30-х годов до н.э. начинается новая историческая эпоха – эпоха Римской империи, которая пришла на смену Римской республике. Она ослабила внешнюю агрессию, эксплуатация провинций стала принимать более организованный характер. Императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

Таким образом, с 27 г. до н.э. и до 476 г. н.э. Рим переживает период империи, распадающийся на период принципата (27 до н.э. – 193 н.э.) и домината (193–476 гг. н.э.).

 

Принципат

 

Период империи с середины I в. до н.э. до конца V в. н.э. делился на принципат, когда формально продолжали функционировать все республиканские учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса – первого гражданина республики, – императора, и доминат, когда была сформирована новая система управления во главе с императором. (13)

Период принципата охватывает время с 27г. до н.э. до 193г. н.э. Принцепсы сената сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания, магистратуры, но фактическая  власть находилась в руках принцепса. Таким образом, переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью, избранию на важные должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в полный упадок. Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенными явлениями стали подкуп сенаторов, разгон собраний, насилие над их участниками и прочие – признаки разложения комиции. Император Август  реформировал  комиции  в демократическом духе, но отнял у собраний судебную власть. Кроме того, комиции лишились своего исконного права избирать на должность магистратов.

Сенат уже при Августе наполнился провинциальной знатью, всем  обязанной принцепсу. Из органа власти, распространяющейся на "город Рим", сенат превратился в общеимперский институт. Положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие  обеспечивалось его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается правило "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

4.2. Доминат

 

В III в. н.э. (с 284г.) со времени императора Диоклетиана в Риме устанавливается режим неограниченной монархии – доминат. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Среди этих ведомств особое место занимали:  государственный совет при императоре, финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии.

Среди многих реформ и законов империи особого внимания историко-правовой науки заслуживают реформы императоров периода домината – Диоклетиана и Константина.

Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284г. н.э. (284–305гг. н.э.). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами. Первая касалась государственного устройства огромной империи.  Эта реформа может быть сведена к следующему:

1) Верховная власть была  разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул "август", занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи – Западной и Восточной. Августы избирали себе  соправителей, которым присваивался титул "цезарь.

2) Армия, увеличенная на треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, обеспечивала внутреннюю безопасность;

3) В результате административной реформы были разукрупнены провинции; 

4) Провинции в свою очередь были объединены в диоцезы, которых 12;

5) Разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель  империи была теперь уже окончательно лишена своего особенного значения и положения.

Экономическая политика Диоклетиана дает пример активного государственного вмешательства в сферу экономики. Диоклетиан ввел единый прямой налог – поземельно-подушный. Он взыскивался в натуральной форме: зерном, мясом, шерстью. Размер обложения был значительно увеличен. Пытаясь остановить рост цен на товары и услуги, Диоклетиан в 301г. издал эдикт, установивший максимальные цены на пшеницу, рожь, мак и прочие продаваемые товары.

Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством, так как землевладелец нес ответственность за поступление налогов от крестьян.

Начатые Диоклетианом реформы продолжил император Константин (285–337гг. н.э.), известный церковной политикой, благоприятной для христиан, ранее гонимых государством. При  Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов..

. Падение Римской империи

 

В середине  III  в.  Римская  империя  находилась  в  состоянии  кризиса. В это время христианство получило широкое распространение. Христианская религия создавала мировоззренческую основу средневековья. Социально-экономические и политические процессы тоже готовили наступление новой эпохи. Крупное поместье стало основной ячейкой общества. Наряду с рабами в поместье работали колоны – мелкие зависимые от землевладельца арендаторы, труд которых был гораздо выгоднее, так как часть результатов труда оставалась в их распоряжении. Начинают складываться три сословия средневекового общества: духовенство, светские земледельцы и трудящиеся – крестьяне. В результате натурализации хозяйства и ослабления связей между частями империи усиливается местная администрация. Попытки императорской власти противостоять этому процессу не имели успеха.

Ослаблению центральной власти способствовала также угроза со стороны варваров – гуннов и германцев. Варвары совершали набеги, а также селились на территории империи с согласия императоров в качестве "союзников". Все это привело к падению сопротивляемости Рима внешней агрессии. В IV  в.  Римская  империя разделилась на Западную и Восточную (Византию).

В середине VI века Восточная империя сделала грандиозное усилие восстановить былую Римскую державу. Своеобразие Византии заключалось в том, что в ней сохранилась сильная императорская власть.

Западно-Римская империя в IV–V вв. вела непрерывную борьбу с варварами. Их племенные союзы внедрялись в общественный и политический строй империи и из внешнего фактора постепенно превратились во  внутренний фактор ее дальнейшей истории. Император Юстиниан (527–565гг.) начал большие войны на Западе. Но это нечеловеческое напряжение сил привело, в конце концов, к полному истощению казны, восстаниям и практически к потере  почти всех завоеваний.

В 476г. после отречения последнего императора Западная Римская империя прекратила свое существование.

В истории  476г. стал важным рубежом, концом древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-экономической формации.


Заключение

 

Римская цивилизация представляет собой прогрессивный тип развития. История развития Римского государства, римской демократии, служит источником для развития многих современных государств. Ведь именно демократизация политического строя Рима привлекает внимание ученых.

Периоды развития характеризуются положительной динамикой развития государства. Именно Рим являлся первой цивилизацией основанной на требовании соблюдения хорошо разработанных законов. Темпы экономического развития Римского государства превосходили динамику развития древневосточных государств. За период развития Римское государство достигло определенных успехов, из них можно выделить важные события:

              -  впервые получили развитие частнособственнические отношения;

              - сложилась развитая система товарно-денежных отношений: производство было ориентировано преимущественно на рынок;

              - наблюдалось многообразие развитых государственных форм:  демократия, аристократическая республика, древнегреческая тирания, империя.

              За свою историю Рим продемонстрировал превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы.

После падения Римской империи возникли новые государства, новые политические образования, в рамках которых началось формирование феодальных общественно-экономичечских отношений. И хотя падение власти западно-римского императора, уже давно потерявшего престиж и влияние, не воспринималось современниками как крупное событие, во всемирной истории 476 год стал важнейшим рубежом, концом древнего мира, рабовладельческой социально-экономической формации, и началом средневекового периода всемирной истории, феодальной общественно-экономической формации.


Список использованной литературы

 

1.      Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего Рима. - М.: - 2009г.

2.      Егоров А.Б. Римское государство и право. Царский период и эпоха Республики. Учебное пособие. - СПб.: - 2006г.

3.      Исаев М.А. История государства и права Зарубежных стран. - М.: - 2011г.

4.      История древнего Рима. Учебник (Под ред. Кузищина В.И.) - М.: - 2004г.

5.      Крушило Ю.С.  Хрестоматия по истории древнего мира. -  М., - 2006г.

6.      Новицкий И. Б. Римское право. - М.: - 2008г.

7.      Нечай Ф.М. Образование Римского государства. - Минск, - 2006г.

8.      Покровский И.А. История римского права. - М.: - 2004г.

9.        Сафаров Р.А. Римское право. - М.: - 2008г.

10. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. - М.: - 2004г.

11. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. - М.: - 2005г.

12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. (Под ред. Батыра К.И. и Поликарповой Е.В.) - М.: - 2008г.

16

 



Информация о работе Древний Рим