Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:05, контрольная работа
Переосмысление экономических и политических процессов, которые произошли в Германии с позиции современности и их влияние на германо-советские отношения, являются актуальным. Изучение давно минувших событий также имеет большое значение, поскольку через них мы познаем будущие и объясняем современность.
Целью данной работы является исследование германо-советских отношений в 1919-1933 годах.
Введение
1 Рапалльский договор 1922 года и установление отношений между Советской Россией и Веймарской Германией
2 Берлинский договор
3 Германо-советские отношения в конце 20-х – начале 30-х годов
4 Стратегия и тактика в германо-советских отношениях в 1933 году
Заключение
Литература
Переговоры о сотрудничестве между РККА и рейхсвером начались еще в 1922 году. Переговоры в то время велись членом РВС Союза Розенгольцем и, после длительного обмена мнениями, осенью 1923 года приняли конкретную форму договоров:
а) с фирмой Юнкерс о поставке самолетов и постройке на территории СССР авиазаводов;
б) с командованием рейхсвера о совместной постройке завода по выделке иприта (акционерные общества «ВИКО», «Метахим», «Берслоь»). Далее в 1924 году через фирму «Метахим» был принят нашей промышленностью от рейхсвера заказ на 400 000 снарядов для полевых 3-ех дюймовых орудий.
В целях расширения контактов между германским военным ведомством и РККА в феврале 1923 года Германия направила в Москву делегацию, возглавляемую генералом Хасом, руководителем войскового отдела Министерства обороны. В состав делегации был включен специалист по авиационной техники из отдела технического оснащения рейхсвера. А в декабре того же года в Москве было открыто представительство рейхсвера под скромным названием «Московский центр». Его возглавил полковник Томсен. О характере деятельности этой организации говорят, в частности, секретные переговоры, на которых были рассмотрены следующие проблемы:
а) о реконструкции завода подводных лодок в городе Николаеве концерном «Блом унд Фосс»;
б) о создании в России самолетостроительных заводов фирм «Юнкерс» и «Фоккер»;
в) о направлении на работу в советские конструкторские бюро (самолетостроительные, машиностроительные, артиллеристские, боеприпасов и танковые) немецких специалистов.
Таким образом, первый период сотрудничества Германии и СССР имел мало положительных экономических результатов, но положил начало политическому сотрудничеству. Нужно отметить, что отношения этих двух держав строились исключительно на взаимовыгодных и взаимонеобходимых условиях. Обоюдное притяжение объяснялось еще и тем, что, наладив друг с другом дипломатические контакты, Германия и Советская Россия смогли вместе противостоять мировому сообществу в тот период, отвергавшему и не признававшему легитимность существования данных государств. Германия, чувствуя необходимость в сотрудничестве с РСФСР, отказалась не только от интервенции в начале 20-х годов, но и закрепила довольно дружеское расположение подписанием Рапалльского договора, тем самым, заставив страны Антанты придержать послевоенные санкции, а позже и вовсе пересмотреть их в пользу Германии.
В свою очередь Советская Россия, находясь в подобном положении, нашла в Германии выгодного экономического партнера. Германия умелыми дипломатическими шагами смогла добиться наибольшей выгоды из германо-советских отношений, обходя ограничения, налагаемые Версальским договорам. Для немецкого государства Советская Россия была единственным равным и полновесным партнером, с которым Германия смогла выстраивать свою политику в личных интересах, не ущемляя, а напротив, ставя себя в наиболее выгодный ракурс. Самым лучшим и аргументированным доказательством этого является начало тайного военного сотрудничества.
Итак, задачи начала германо-советской дипломатии таковы:
– наладить дипломатические отношения друг с другом, выйти из международной изоляции;
– в условиях международной изоляции, взаимно дополняя друг друга, вести экономическое сотрудничество;
– обходя ограничения мирового сообщества, начать решение собственных внутриполитических проблем и задач;
– поддерживать
друг друга в соперничестве на международной
арене в отношении третьих стран.
2
Берлинский договор
Очевидно, что в контексте международных отношений Рапалльский договор был порождением острого противоречия обоих государств с западными державами. С понижением уровня этого противостояния (хотя бы у одного из участников Рапалльского договора) неизбежно должны были трансформироваться и отношения между Веймарской Германией и Советской Россией. План Дауэса, Локарнские соглашения, вступление Германии в Лигу Наций – все это наряду с другими шагами по восстановлению суверенитета Германии было связано с уменьшением уровня конфронтации между нею и державами-победительницами, с концом политики диктата по отношению к Германии, т.е. со всем, в сохранении чего так было заинтересовано советское руководство.
В
те годы СССР был признан рядом
европейских государств, в том
числе Великобританией и
После
того как вопрос о приглашении Германии
в Лигу Наций стал активно обсуждаться,
Москва перешла к решительным действиям
по дипломатическим каналам. При этом
в конце 1924 г. в ход был пущен такой мощный
козырь, как предложение о совместном
давлении на Польшу с целью удовлетворения
германских территориальных претензий.
Однако вскоре стало ясно, что это предложение
при всей его важности для сторон было
лишь предлогом, чтобы вовлечь германское
правительство в дискуссию о координации
действий по широкому кругу общеполитических
проблем и в первую очередь о предполагаемом
вступлении Германии в Лигу Наций. Последующие
события полностью подтверждают правомочность
такого вывода. 22 декабря коллегия НКИД
выработала тактику в отношении Германии,
отталкиваясь от бесед Коппа и Чичерина
с германским послом в декабре 1924 г., но
при этом создавая впечатление, что вызвавший
особый интерес Берлина к переговорам
польский вопрос поднят не советской,
а немецкой стороной, т.е. что беседы Брокдорф-Ранцау
с Коппом как бы и не было или последний,
по словам Чичерина, выступил либо как
«частное лицо», либо как дипломат, «превысивший
свои полномочия» [7, с.101].
НКИД выдвинул два условия: во-первых,
СССР и Германии следовало взять на себя
обязательство не вступать ни в политические,
ни в экономические блоки, направленные
против другой договаривающейся стороны;
во-вторых, СССР и Германии следовало координировать
действия по вопросу о вступлении в Лигу
Наций. Необходимость форсировать борьбу
против вхождения Германии в Лигу Наций
рассматривалась в Кремле столь актуальной,
что предложения НКИД уже спустя два дня
были рассмотрены и одобрены Политбюро.
Отсутствие длительное время реакции
Берлина на предложения Москвы, выдвинутые
Чичериным в беседе с Брокдорф-Ранцау
в конце декабря 1924 г., объясняется прежде
всего смещением приоритетов во внешней
политике Германии, выступившей в начале
1925 г. с инициативой заключения пакта безопасности
на Западе. Именно эта проблема, от успешного
решения которой во многом зависел вывод
иностранных войск и ослабление военного
контроля над Германией, стала главной
для немецких политиков, в то время как
отношения с СССР все больше занимали
подчиненное положение.
Штреземан поначалу стремился избежать заключения нового политического договора с СССР, полагая, что тот был бы расценен как пренебрежительное отношение к западным державам, и предлагал включить основные положения декабрьских предложений о взаимном нейтралитете в годы войны и мира в преамбулу готовящегося широкого экономического соглашения между двумя странами. Теми же соображениями, по всей видимости, диктовалась и директива МИД склонить русское правительство к тому, чтобы выразить ту же самую идею путем соглашений более позитивного характера, т.е. свободного от духа конфронтации по отношению к третьим государствам.
Весь ход переговоров, связанных с заключением нового политического соглашения, который без преувеличения может быть охарактеризован как период не прекращавшегося давления на Германию, свидетельствовал о разной оценке Берлином и Москвой состояния и перспектив двусторонних отношений. Немецкая сторона исходила из необходимости конкретизации отношений, которую ранее обеспечивал Рапалльский договор. Между тем советские дипломаты по-прежнему утверждали, что «Германия стоит перед выбором: продолжать добиваться совместно с Союзом тех политических целей, которые легли в основу Рапалльского договора, или же отказаться от этой политики...». Реализация же этих целей предполагала, по глубокому убеждению советского руководства, неизбежную конфронтацию с капиталистическим миром, постоянное использование его противоречий для решения международных и внутренних проблем первого в мире государства тоталитарной диктатуры.
В
Москве ни на минуту не забывали о предстоящем
вступлении Германии в Лигу Наций. При
этом форсирование скорейшего согласования
и подписания договора сопровождалось
поисками различных средств, которые могли
бы затруднить путь Германии в Женеву
или, как минимум, осложнить отношения
Берлина с другими государствами. Так,
в начале января 1926 г. коллегия НКИД, проанализировав
международную ситуацию, признала необходимым
«максимальное напряжение усилий для
достижения полного соглашения с Францией»,
а кроме того ставилась задача «особое
внимание уделить укреплению при посредничестве
Франции наших мирных отношений с Польшей».
Параллельно началось муссирование мифа
о нарастающей угрозе войны, которая якобы
тесно связана «с так называемым „замирением
Европы”», т.е. с результатами Локарнской
конференции [9, с. 112]. Так внимание постоянно
акцентировалось с целью противопоставления
одних государств другим на якобы формирующемся,
а после Локарно уже и существующем «едином
фронте буржуазии» против СССР. Перенос
даты приема Германии в Лигу Наций на осень
1926 г. был, несомненно, не без удовольствия
встречен советским руководством. Серьезный
фактор, способный повлиять на отношения
Веймарской республики с западными державами,
был связан с военным сотрудничеством
между Москвой и Берлином. В начале 1926
г, советское руководство оценивало его,
вероятно, как самый сильный свой козырь
в борьбе за удержание Германии в орбите
«духа Рапалло». И он был использован в
конце марта 1926 г., когда в Берлин для ведения
переговоров прибыла советская военная
делегация во главе с заместителем председателя
РВС Уншлихтом, имевшая задачу помимо
обсуждения конкретных предложений произвести
глубокий зондаж в смысле возможности
и перспектив дальнейшей работы. Стороны
достигли соглашения о расширении сотрудничества
в военно-технической области и по линии
контактов между генеральными штабами,
но почти все крупномасштабные предложения
советской делегации о совместном производстве
тяжелого вооружения и моторов были отклонены.
Очевидно, что политическое руководство
страны и прежде всего Штреземан не желали
подвергать риску главное направление
своей международной политики.
Несмотря на афронт в Женеве, немецкие
дипломаты продолжали скрупулезно и жестко
вести переговоры по согласованию отдельных
формулировок договора с СССР, не желая
связывать себя абсолютным нейтралитетом
в отношении любого конфликта, в котором
будет участвовать Советский Союз. На
основании сообщений Крестинского Литвинов
информировал Политбюро, что «немцы не
спешат и что споры по поводу [...] разногласий
могут продлиться нескончаемо долго, в
то время как нам выгодно, наоборот, поскорее
заключить договор» [3, с.122]. Хотя ни Крестинский,
ни Литвинов не допускали, что на Вильгельмштрассе
пойдут на уступки, а Политбюро даже санкционировало
на крайний случай сближение с немецкой
позицией, так как длительная оттяжка
подписания договора нежелательна, все-таки
первым предложил компромиссную формулировку
Штреземан, которую Москва сразу же одобрила.
24 апреля 1926 г. Берлинский договор между
Германией и СССР был подписан.
Представляя собой соглашение о нейтралитете,
но не неограниченном, т.е. предполагающем
миролюбивый образ действий договаривающихся
сторон, Берлинский договор имел отнюдь
не декларативное значение для Германии
и СССР. Берлинский договор укрепил позиции
Германии на международной арене, расширив
свободу ее действий, направленную на
поэтапную ревизию Версальского мира.
После Рапалло Запад постоянно опасался,
что за официальным текстом соглашений
между Берлином и Москвой может скрываться
нечто большее, и одно это уже побуждало
делать уступки немецким политикам, независимо
от того, насколько реально выступало
из-за их спины набиравшее силу тоталитарное
государство на Востоке — слишком нежелательной
для Европы была даже вероятность сближения
Германии и СССР. Эти опасения учитывались
и активно использовались германской
дипломатией, стремившейся создать впечатление
большей близости с Россией, чем это было
на самом деле.
Западный
гарантийный пакт (Локарно) дополнялся
не аналогичным гарантийным пактом
на востоке Европы, а только Берлинским
договором, что должно было успокоить
СССР, но при этом сохраняло открытым
вопрос о ревизии восточных границ Германии,
как, впрочем, и западных Советского Союза.
Таким образом, устанавливалась, хотя
и временная, но несомненная общность
интересов обеих держав в отношении третьих
стран, прежде всего Польши. Берлинский
договор стал для Германии своего рода
предохранительным средством, если и не
исключившим в перспективе франко-советского
и особенно польско-советского сближения,
то, по крайней мере, затруднившим этот
процесс в нежелательный для Берлина период.
Новое политическое соглашение с СССР
в целом не вызвало сколько-нибудь серьезного
раздражения у западных держав, увидевших
в нем не переиздание конфронтационного
Рапалльского договора, а нечто вполне
согласующееся с обязательствами по Локарнскому
соглашению и перед Лигой Наций. Ведь Берлинский
договор не дополнил и не развил, a de facto
заменил Рапалльский, отразив весь комплекс
произошедших перемен на международной
арене и прежде всего в политике Германии.
Оценивая результативность советской
внешней политики, необходимо иметь в
виду, что ее цели и задачи формулировались
не только и даже не столько с учетом реального
соотношения сил в мире, наличия потенциальных
или конкретных угроз и т.д., сколько под
влиянием сложившихся в Кремле стереотипов,
экстраполировавших цели и методы классовой
борьбы внутри страны на международную
арену. Последнее неизбежно обусловливало
постановку трудноразрешимых или вообще
нереальных задач – например, помешать
вступлению Германии в Лигу Наций.
Таким
образом, Берлинский договор как юридически
закреплявший обоюдную заинтересованность
в дальнейшем развитии отношений в различных
сферах и создававший для этого определенный
политический каркас, а также дополнительно
стимулировавший влиятельные группы интересов
в Германии (промышленники, рейхсвер) к
расширению сотрудничества с Советским
Союзом, имел большое значение для Москвы.
Договор, рожденный стремлением Москвы
сохранить конфронтацию и противостояние
в Европе даже через военный союз двух
государств, в итоге в известной мере способствовал
ослаблению или, как минимум, зафиксировал
реальное ослабление этой конфронтации.
3
Германо-советские отношения
в конце 20-х – начале 30-х
годов
За
всю историю Веймарской республики
не было другого такого периода, когда
германо-советские отношения
обстановки, связанное с ослаблением Версальской
системы и, соответственно, с укреплением
позиций Германии, с другой. Причем свою
лепту в фактическое замораживание этого
сотрудничества в 1927 г. внесла не только
немецкая сторона в лице Штреземана, но
и советское руководство. Последнее решило
отказаться как от совместных с немцами
военно-промышленных предприятий, так
и от дальнейшей организации военных школ,
прервав незавершенные переговоры по
этим вопросам. Подоплеку столь неожиданно
жесткого решения Политбюро раскрыл Крестинский:
в основе этого решения лежало представление,
что «Германия постепенно входит, по мнению
наших военных, в фарватер английской
политики» [6, с. 117]. Возникший перерыв в
военном сотрудничестве удалось преодолеть
только к началу 1928 г., но и после этого
в московских высших кругах еще не раз
возвращались к вопросу о целесообразности
сотрудничества с немцами в данной сфере.
Информация о работе Германо-советские отношения: от Рапалло до прихода Гитлера к власти