Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:05, контрольная работа
Переосмысление экономических и политических процессов, которые произошли в Германии с позиции современности и их влияние на германо-советские отношения, являются актуальным. Изучение давно минувших событий также имеет большое значение, поскольку через них мы познаем будущие и объясняем современность.
Целью данной работы является исследование германо-советских отношений в 1919-1933 годах.
Введение
1 Рапалльский договор 1922 года и установление отношений между Советской Россией и Веймарской Германией
2 Берлинский договор
3 Германо-советские отношения в конце 20-х – начале 30-х годов
4 Стратегия и тактика в германо-советских отношениях в 1933 году
Заключение
Литература
Германо-советские
отношения: от Рапалло
до прихода Гитлера
к власти
Введение
1
Рапалльский договор 1922 года и
установление отношений между
Советской Россией и
2
Берлинский договор
3
Германо-советские отношения в
конце 20-х – начале 30-х годов
4
Стратегия и тактика в германо-
Заключение
Литература
Введение
Переход
от войны к миру в европейских
странах оказался длительным. Заключение
мирных договоров, образование новых государств
на развалинах империй, спад социальных
движений диктовали построение и налаживание
новых межгосударственных связей. Прекращение
антисоветской интервенции и начало нормализации
отношений Советской России с Западом
открыли пути к периоду формирования новой
системы и тактики международных отношений.
Можно сказать, что начался длительный
этап нормализации жизни в мире. Раньше
всего его результаты стали ощутимы в
странах-победительницах, однако Германия,
несмотря на то, что она находилась в оковах
послевоенного бремени, являлась в 20-е
годы государством, чья экономика развивалась
относительно быстрыми темпами, и следовательно
создавались все необходимые предпосылки
и условия для необходимых и взаимовыгодных
внешнеполитических контактов.
В политическом развитии первая половина
20-х годов для Германии характеризуется
крайней неустойчивостью. Внешнеполитический
курс государства был подчинен целям выхода
из политической и экономической изоляции,
а так же стремлению обрести собственную
независимость в корректировке курса
и принятия решений на международной арене.
Послевоенная слабость Германии обусловила
необходимость поиска союзника для реализации
и осуществления экономических проектов
и внешнеполитической борьбы (за пересмотр
Версальского мира). Лишенная всех своих
колоний, Германия усматривала в Советской
России в первую очередь неплохую сырьевую
базу и широкий рынок сбыта своей продукции.
В тоже время Россия, нуждавшаяся в оборудовании
и технике, специалистах и всякого рода
технических разработках, видела большую
выгоду для себя в сотрудничестве с Германией.
В политическом плане для обеих сторон
это был шаг к выходу из международной
изоляции. Кроме того, для Германии сотрудничество
с Советской Россией стало «прессом»,
давившем на страны-победительницы, и
возможностью с помощью такого нажима
корректировать курс международных отношений
в наиболее угодном русле.
Переосмысление экономических и политических процессов, которые произошли в Германии с позиции современности и их влияние на германо-советские отношения, являются актуальным. Изучение давно минувших событий также имеет большое значение, поскольку через них мы познаем будущие и объясняем современность.
Целью
данной работы является исследование
германо-советских отношений в 1919-1933 годах.
1
Рапалльский договор 1922
года и установление
отношений между Советской
Россией и Веймарской
Германией
Отношения между Германией и Советской Россией в 1919 году трудно назвать дружественными, поскольку побежденная Германия включалась правительствами Англии, США, и Франции в борьбу против России. Используя огромную власть, правительства держав-победительниц принуждали другие страны присоединится не только к интервенции, но и к блокаде Советской России. В свою очередь Советская Россия должна была помешать Антанте сплотить вокруг нее ряд государств, и, тем самым оккупировать ее границы, не давая возможности осуществлять внешнеполитические связи. В рамках этой цели Советское правительство передало по радио 20 октября 1919 г., адресованную германскому правительству ноту, в которой оно решительно предупреждало Берлин о серьезных последствиях для Германии, в случае ее присоединения к блокаде. Германское правительство не могло не считаться с этим предупреждением. Оно пыталось лавировать, выбирая для себя наиболее выгодные обстоятельства. Сами страны Антанты не проявляли слаженного и конструктивного подхода в определении места и роли Германии, давая ей возможность, пользуясь послаблениями, возникающими в результате разногласий, прибавлять в политическом весе, за счет постепенно появляющихся уступок. Зависимость Германии от стран Антанты проявилась и в ее взаимоотношениях с Советским государством. Именно этим объясняется враждебный характер внешнеполитического курса германского правительства в начале 20-х годов. Антанта боялась сближения Германии и РСФСР, которая могла заразить широкий слой германского пролетариата еще большим радикализмом. Находившееся у власти правительство Ференбаха осуществляло враждебную Советской стране политику, хотя и всячески ее маскировало. 20 июля 1920 года президент Германии Эберт издал декларацию о нейтралитете в советско-польской войне. Это шаг был лишь внешней демонстрацией нежелания Германии принимать дальнейшее участие в общей интервенции против Советской России. Фактически же германия не соблюдала нейтралитет, оказывая помощь интервентам и содействуя комплектованию в Германии белогвардейских отрядов. В Германии наблюдался рост революционного движения. Рабочие Германии в 1920 году выступали с лозунгом «Руки прочь от Советской России!» Еще в 1920 году в германском рейхстаге стали раздаваться голоса в пользу возобновлений отношений с Советской Россией. Кроме депутатов от КПГ, в рейхстаге выступили в июле 1921 года и представители буржуазных партий (министр иностранных дел Симонс, Шпаан, Штреземан и др.) в поддержку возобновления отношений с РСФСР. 12 марта 1921 года фракция КПГ внесла специальный проект резолюции о восстановлении торгово-экономических и политических отношений с Советской Россией.
Правительство
Ференбаха начало в феврале 1921 года
в Москве переговоры о военнопленных
и по торгово-экономическим
К марту 1921 году внутриполитическое положение в германии обострилось. Вместе с тем обострился и репарационный вопрос. Германии был предъявлен ультиматум, где указывался срыв репарационных выплат, невыдача Германией военных преступников, срыв разоружения. В случае отклонения ультиматума союзники угрожали оккупацией городов Дюссельдорф и Дуйсбург. 8 марта 1921 года союзники оккупировали эти города. Германия обратилась с жалобой в Лигу Наций и, кроме того, стала искать союзников в борьбе за пересмотр репарационного вопроса. Первоначально таким союзником германия для себя избрала США. Однако смена правительства в Германии изменила ход развивающихся событий. Усиление внешнеполитической изоляции в связи с Лондонским ультиматумом, экономический кризис обозначили крах правительства Ференбаха, ничего не сделавшим, в том числе и для урегулирования, в тот период востребованных германо-советских отношений. Правительство Вирта, да и сам Иозеф Вирт – лидер партии Центр, пришедший к власти 10 мая 1921 года, понимали необходимость и потребность в союзнических отношениях с Россией.
В Советской России предчувствовали и осознавали вынужденное движение Германии в сторону сближения. Уже после объявления об отставке в последние дни своей деятельности, правительство Ференбаха сделало крупный шаг в направлении соглашения с Советской Россией. 6 мая 1921 года в Берлине было подписано советско-германское соглашение о военнопленных, оформившее в юридическом порядке юридический протокол от 18 февраля 1921 года. Соглашение, хотя и носившее временный характер имело большое как экономическое, так и политическое значение, оно создавало условия для возобновления нормальных торгово-экономических отношений между РСФСР и Германией. Соглашение заменяло миссии по делам военнопленных официальными представительствами, которые должны были функционировать как дипломатические (ст.1 соглашения). Представительство РСФСР в Берлине признавалось германской стороной единственным представительством России. Соглашение 6 мая 1921 года означало переход германского империализма к политике соглашений с Советской страной.
Новое
обострение репарационного вопроса 1922
года свидетельствовало о
Экономические связи Советской России также имели для Германии чрезвычайное значение емкость и близость советского рынка, хорошие сырьевые источники были целью для немецких промышленников и сулили для нее большие выгоды. Германские монополисты надеялись даже, по возможности, монополизировать. Кроме того, сама Россия сделала Германии подобное предложение еще в Берлине, и теперь, для немецкого капитала было глупо упускать такую возможность. Таким образом, рейхсканцлер Вирт, сам выступил инициатором возобновления прерванных в Берлине переговоров с делегацией РСФСР. В результате этих переговоров было достигнуто соглашение, и 16 апреля 1922 года в Рапалло (близ Генуи) был подписан советско-германский договор.
Рапалльский договор устанавливал дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР (ст. 3). Германия отказывалась от своих претензий по национализированной в РСФСР капиталистической собственности (ст. 2), хотя в договоре по настоянию немецкой стороны и была сделана не имевшая практическое значение оговорка о том, что этот отказ будет иметь силу лишь при условии, если правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичные претензии других государств. Рапалльский договор устанавливал принцип наибольшего благоприятствования в советско-германских торговых и экономических отношениях (ст. 4), что, безусловно, создавало благоприятную основу для развития этих отношений. По Рапалльскому договору стороны отказывались от возмещения военных расходов и убытков, а так же невоенных убытков граждан обеих стран и расходов на военнопленных. Рапалльский договор содержал отказ Советской России от германских репараций (ст. 1). Во всех статьях Рапалльского договора был закреплен принцип равноправия и взаимности обеих сторон [1, с. 90].
Значение подписанного в Рапалло германо-советского договора было огромно для обеих сторон. Он был одним из первых общеполитических договоров, заключенных Германией на основах равенства, взаимовыгодного сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга. Рапалльский договор практически воплощал в себе идеи мирного сосуществования государств. Договор создавал базу для развития и укрепления нормальных политических и экономических взаимоотношений между Советским государством и Германией в интересах мира и безопасности. Рапалльский договор имел огромное значение для Германии, находившейся в тисках Версальской системы. Договор открывал перед Германией перспективу здорового развития всей экономики, в результате поддержания нормальных торговых отношений с Советской страной. Рапалльский договор выводил, наконец, Германию из международной изоляции и обеспечивал ей достаточные условия для дальнейшего давления на страны Антанты, с целью пересмотра ее внешнеполитического курса в отношении Германии. Рейхсканцлер Вирт заявил о начале поворота во внешней политики Германии. 20 апреля 1922 года по призыву КПГ по всей Германии состоялись демонстрации, выражавшие одобрения Рапалльскому договору. Однако в Германии Рапалльский договор был встречен не всеми охотно и лояльно. Против договора выступали представители крупнейших концернов, военщины и правой социал-демократии. Министр иностранных дел Ратенау, который подписал договор был убит террористами, подосланными реакционными кругами. Против договора выступали и правительства девяти держав, в том числе, Англии, Франции. В своей ответной ноте германское правительство объявило, что оно не может отказаться от договора. Такого рода настойчивость объяснялась главным образом заинтересованностью представителей генералитета Германии. Еще в мае 1921 года на секретных переговорах сотрудников Министерства Обороны Германии с Советскими представителями главной темой стала укрепление Советской военной промышленности с помощью Германии: для создания современной армии большевиками требовалось техническое содействие и финансовая помощь. Советское правительство рассчитывало заложить с помощью немецких субсидий и специалистов основы авиационной и других отраслей военной промышленности. У германии были свои резоны. Русские не являлись участниками Версальского договора и не были заинтересованы в его поддержке, в том числе и в вопросах, касающихся военных ограничений. Огромные природные богатства России, а также полигоны, удаленные от любопытных глаз наблюдателей западных держав, давали идеальные возможности как для создания вооружений, запрещенных мирным договорам, так и для подготовки контингента для рейхсвера. Поэтому немцы проявили повышенный интерес к переговорам с Советскими представителями. О ходе их генерал Ганс фон Сект, командующий рейхсвером, лично информировал рейхсканцлера К.И. Вирта. Переговоры с русскими эмиссарами завершились тем, что 11 августа 1922 года были подписаны секретные соглашения.
Информация о работе Германо-советские отношения: от Рапалло до прихода Гитлера к власти