Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа
На западных границах России вырисовывается ранее невиданное, мощное и обширное, почти государственное образование - объединенная Европа. Все связанное с развитием Европейского Союза - ЕС - не может не интересовать нас. Перед нашей страной встают новые экономические и политические проблемы. И в то же время это объединение - наш главный и ближайший экономический и политический партнер, с которым надо развивать исторически сложившиеся экономические, политические, культурные и другие различные добрососедские связи.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Образование Европейского Союза…………………………………………..5
2. Организационный механизм Европейского Союза ………………………..15
3. Проблемы и перспективы развития Европейского Союза…………………27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………………38
Перед лицом этих проблем главы европейских государств договорились в 2000 году о принятии десятилетней Лиссабонской программы по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства и расширению исследований и разработок. Если не считать немногих исключений, результаты ее пока неоднородны. Реализация программы столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие болезненные с политической точки зрения вопросы, как гибкость рынка труда, реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также создание электронного правительства.
И все же главной целью Лиссабонской программы является ускорение экономического роста в целях компенсации затрат на европейскую социальную модель. Также не стоит считать Европу «отсталым» регионом по сравнению с таким экономическим гигантом, как США. Европейская производительность труда в расчете на одного человека даже немного выше, чем в США, а ВВП в пересчете на один час примерно равны. Однако большая часть прироста продуктивности в США в последнее время достигается благодаря иммиграции и развитию новых предприятий, т.е. вследствие фактора масштаба. У США гораздо больше пространства, чем у Европы, чтобы воспользоваться этими преимуществами. Европа все же стоит перед рядом проблем, которые могут стать непреодолимыми, если не будет достигнуто успеха в реализации реформ, обозначенных в Лиссабонской программе.
Одна из главных проблем Европы на сегодняшний день является изменение демографической ситуации и безработица. Население сокращается и стареет, в результате чего все меньшее число работающих будет вынуждено обеспечивать большее число пенсионеров. Высокая доля безработных в экономически активном населении – проблема всех стран ЕС, имеющая долговременный характер. Страны Евросоюза представляют собой и желанную цель для ищущих работу иммигрантов из стран с низкой экономикой, соседствующих с Евросоюзом, что, в свою очередь, является тормозящим фактором в решении такой проблемы, как безработица.
Европа также отстает от США в разработке и внедрении информационных технологий. Более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая. Тем не менее, Европейская комиссия и национальные правительства могут предпринять ряд прямых и практических действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и разработки (НИР), что поможет повысить конкурентоспособность Европы, избежав крупных политических проблем. В процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа, и поэтому европейские страны имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся в аспирантуре американских университетов, возвращаются в Европу. Европе также необходимо поощрять более тесное взаимодействие между промышленностью и учебными заведениями, поскольку США гораздо успешнее соединяют «витающие в облаках» исследования с бизнесом и получением прибыли. Европа должна укрепить сотрудничество между университетами и обеспечить повсеместное признание дипломов и степеней, что позволит ученым добиваться карьерного роста в любой из европейских стран. Помимо содействия мобильности специалистов в пределах всей Европы, членам Евросоюза следует договориться об ускоренной выдаче разрешений и виз для привлечения большего числа ученых из-за рубежа, особенно из Индии и Китая.
В 2004 г. в ЕС вошли государства, которые имеют множество внутренних национальных проблем и противоречий. Не во всех членах ЕС, принятых в 2004, права меньшинств соблюдаются должным образом. Всем хорошо известен тот факт, что гражданских прав лишено большинство русскоязычного населения, проживающего в Эстонии и Латвии, которые к тому же одобряют нацизм и проводят официальные военные парады в память ветеранов, воевавших на стороне Фашисткой Германии. Подобные националистические выходки, осуществляемые правительствами этих стран, далеко не отвечают главным паритетам союза, и умаляют ЕС, как правовое справедливое государство. Трудности с равноправием возникают и у венгерского населения Словакии. Довольно сложно назвать стабильными государственные институты на Кипре, более трети которого уже 30 лет оккупировано турками. Различные националистические группировки также высказывают свою неудовлетворенность тем, что ЕС не признает права называться официальными за региональными языками: шотландским, баскским, ирландским, каталанским, корсиканским и некоторыми другими. Это создает дополнительную напряженность в областях национальных конфликтов, расположенных на территории ЕС.
Очевидной проблемой также являлось то, что на каждых этапах расширения ЕС число кресел в Европарламенте увеличивалось, но не так сильно, как росло представительство новых членов. Однако Лиссабонский договор все же решает эту проблему значительным увеличением мест в парламенте. Пришлось потесниться лишь Германии в просторном зале заседаний парламентского комплекса в Страсбурге, сохранив по-прежнему лидерство с 96 местами. И всё же в дальнейших расширениях ЕС ей придется еще не раз делится своим влиянием как с новыми членами союза, так и со старающимися ни в чем не уступать Франции, Великобритании и Италии, что может привести к внутренним затяжным конфликтам.
Следует также учесть, что развитие ЕС происходит крайне медленно. ЕС подобен «каравану верблюдов», когда скорость движения зависит от каждого участника и, если один пойдет тише, то он вынудит всех принять его темп.
Что касается перспектив развития, то очевидно и то, что Евросоюз не остановится в своем территориальном развитии после мая 2004 г. и января 2007 г., понимают все — и еврооптимисты, и евроскептики. Вопрос в другом: насколько быстро и активно будет происходить дальнейшее расширение ЕС.
В настоящий момент три страны имеют статус кандидата: Хорватия (подала заявку в 2003 году), Македония (в 2004) и Турция (в 1987), при этом Македония ещё не начала переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Хорватии и Македонии и которое обычно предшествует подаче заявления на членство. Черногория, Албания и Сербия также подали заявление в декабре 2008, апреле 2009 и декабре 2009 соответственно, но Европейская комиссия ещё не вынесла по ним решений. Правящая партия Исландии поддержала проведение общенационального референдума по вопросу присоединения и в июле 2009 года подала заявку на вступление. Данный шаг идёт вразрез с традиционным скептицизмом Исландии по поводу присоединения к ЕС, и исход референдума зависит в большой степени от того, сможет ли правительство убедить своих граждан в необходимости присоединения. Ожидается, что переговоры о присоединении (в случае их одобрения) завершатся относительно быстро, поскольку право Исландии уже включает большую долю законодательства ЕС через договоры Европейской экономической зоны и Шенгенское соглашение. В случае Восточной Европы Хизэр Грэйбб, представитель Центра европейских реформ, сказала: «Белоруссия слишком авторитарна, Молдова слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное членство в ближайшее время»11. Тем не менее, все страны Восточного партнёрства в той или иной степени проявили интерес к вступлению в ЕС в долгосрочной перспективе. По заявлению комиссара ЕС вопросам расширения Олли Рена, Исландия и Хорватия могут вступить в ЕС в 2011 году12.
Македония стала соискателем членства в Союзе 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 Европейская комиссия рекомендовала страну к статусу кандидата. 17 декабря лидеры стран ЕС, следуя рекомендации, официально присвоили стране запрашиваемый статус, но дата начала переговоров по вступлению пока не была объявлена. Охридские соглашения13 поддерживают мир и порядок в обстановке этнической напряжённости с присутствующем на западе страны албанским меньшинством, добившимся значительной автономии. В отличие от Сербии суверенитет сохраняется на всей территории. Тем не менее, подтверждения датам со стороны ЕС нет. 17 декабря 2005 года Европейский совет одбрил и поприветствовал достижения в реформировании страны и осуществлении договоров (Копенгагенские критерии, Охридские соглашения). Однако, между республикой и её южным соседом и членом ЕС Грецией продолжается спор по поводу наименования страны. Греция отвергает имя «Македония», потому что по её мнению оно подразумевает территориальные претензии на северную область Греции, Македонию. По этой причине ЕС использует для упоминания страны временный термин «Бывшая Югославская Республика Македония». Поскольку Греция неоднократно подтвердила, что использует право заблокировать вступление без предварительного соглашения, решение спора стало одним из предусловий для вступления в Союз. Кроме того ставит под сомнение кандидатуру страны опасения по поводу сложностей в достижении европейских стандартов в нормах права и экономики, а также насилие и беспорядки во время парламентских выборов 2008 года14.
Хорватия
подала заявление на членство ЕС в 2003
году, и Европейская комиссия рекомендовала
государство к статусу
Еще в декабре 2004 г. Евросоюз начал официальные переговоры о возможных сроках и порядке вхождения в эту организацию Турции. Вопрос этот крайне сложный и болезненный. Во-первых, Турция, строго говоря, совсем не европейское государство, доселе в ЕС не было ни восточных, ни исламских стран. Во-вторых, это крупная страна, и значительная численность населения Турции изменит баланс сил в представительных европейских учреждениях. По присоединению к ЕС семидесятимиллионное население позволит иметь второе по величине представительство в Европарламенте. Согласно демографическим прогнозам, Турция станет самой населённой страной Европы к 2020-му году, обогнав Германию. Сторонники же вступления страны в ЕС утверждают, что являясь ключевой силой в регионе и имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция усилит позицию ЕС в роли глобального геостратегического игрока. Учитывая географическое положение Турции, её экономические, политические, культурные и исторические связи в регионах, богатыми полезными ресурсами, это непосредственно в геополитической сфере влияния Евросоюза: Восточное Средиземное и Черноморское побережья, Средний Восток, Каспийское море и Центральная Азия. По словам Карла Бильдта, министра иностранных дел Швеции, «(Вступление Турции) даст ЕС решающую роль для стабилизации восточной части Средиземноморья и Чёрного моря, что, несомненно, в стратегических интересах Европы». Великобритания — одна из ключевых стран, поддерживающих вступление Турции. В мае 2008-го, королева Елизавета II во время визита в Турцию сообщила, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время». Помимо этого сторонники вступления утверждают, что Турция выполнила большинство условий для вступления. Некоторые также настаивают, что ЕС больше не может отказывать Турции, так как она де-факто находиться в статусе кандидата уже больше сорока лет и добилась большого прогресса в защите прав человека для того, чтобы удовлетворить условия вступления.
Где же может пройти возможная граница максимального расширения Евросоюза? По мнению аналитиков из ЕС, в европейскую интеграцию могут влиться все из 47 членов Совета Европы. Наибольшие шансы на вступление имеют страны, входящие в Европейское экономическое пространство. Это, прежде всего члены Шенгенской зоны Исландия и Норвегия. Всем стандартам ЕС соответствует и Швейцария, но в ближайшее время ее пресловутый нейтралитет будет серьезным препятствием для врастания в Евросоюз. Из стран бывшего СССР наиболее вероятен приход в Европейский Союз Молдавии и Украины. После этого может наступить черед Белоруссии и республик Закавказья. Вступление в ЕС Кипра в дальней перспективе открывает дорогу в европейское пространство другой азиатской по расположению, но европейской по духу стране — Израилю.
Конечно
же, развитие Евросоюза «вширь» не
отменяет и не подменяет развития
«вглубь», направленного на дальнейшее
усиление интеграции внутри самой организации.
Насколько быстрыми будут эти
темпы, насколько серьезна будет
интеграция и приведет ли она, наконец,
к созданию настоящего конфедеративного
или федеративного государства, покажет
будущее. И не исключено, что окончательным
итогом интеграции будет создание принципиально
нового государства, которое будет главенствовать
в мире, и конкурировать с такими странами
как США и Китай, как в политической, так
и в экономической сферах жизни. Однако,
в отличие от них, Европейский Союз может
стать государством, которое полностью
будет основываться на демократических
принципах.
Заключение
Страны–участницы, объединяясь в Европейский Союз, руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Также в основе европейского единения лежат общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению стран Европы.
Безусловно,
последние расширения ЕС внесли новые
элементы в интеграционные процессы
этого международной образования, они
уже не будут такими, как они были до расширения.
Еще до принятия новых членов в Европейском
сообществе, когда в него входило лишь
15 стран, стала очевидна разнородность,
что потребовало дифференциации при осуществлении
отдельных видов политики. В частности,
15 стран разделились на тех, которые участвуют
в Экономическом и валютном союзе, а именно
12 государств, и тех, которые не участвуют:
Великобритания, Дания, Швеция. Однако
это пока считается "внешним исключением",
и такое положение не привело к расколу
группировки. В Союзе, состоящем из 27 государств
– а в перспективе количество членов еще
возрастет, необходимость дифференциации
еще увеличится. Такая ситуация создает
потребность изменений в интеграционных
концепциях Евросоюза. Развитие «разноскоростной
интеграции», которая имела место для
Европейского сообщества, принимает еще
более ярко выраженные формы в расширившемся
Европейском Союзе, где одним участникам
отведена роль впереди идущих локомотивов,
а другим – прицепных вагонов.