Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа
На западных границах России вырисовывается ранее невиданное, мощное и обширное, почти государственное образование - объединенная Европа. Все связанное с развитием Европейского Союза - ЕС - не может не интересовать нас. Перед нашей страной встают новые экономические и политические проблемы. И в то же время это объединение - наш главный и ближайший экономический и политический партнер, с которым надо развивать исторически сложившиеся экономические, политические, культурные и другие различные добрососедские связи.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Образование Европейского Союза…………………………………………..5
2. Организационный механизм Европейского Союза ………………………..15
3. Проблемы и перспективы развития Европейского Союза…………………27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………………38
7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды) все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор6, вступивший в силу 1 ноября 1993 года. Подписание Договора о Европейском Союзе дало Европейскому сообществу не только новое официальное название – Европейский Союз, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС:
- Экономический и валютный союз,
- Общую внешнюю политику и политику безопасности,
- Общую политику в области внутренних дел и юстиции.
Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике). В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против. Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995. Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн. Положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены. Амстердамский договор (1997 г., вступил в силу в 1999 г.) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д. Ниццский договор (2000 г.) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
– принятии
в ЕС стран Центральной и Восточной
Европы с предоставлением им мест
и голосов в институтах ЕС, а
значит – автоматического
– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.
9 октября 2002 года Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн., их совместный Валовой внутренний продукт (ВВП) по паритету покупательской способности — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании. Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС по настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом. По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002 года. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003. 16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами. 1 мая 2004 года Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.
В конце 2001 года на Конвенте начались работы по созданию общеевропейской конституции. Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004. Однако, на референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 году проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров, в том числе Лиссабонскому договору, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007, который призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС. Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года, согласно ему Евросоюз становится правосубъектным. 1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии и 17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. 19 ноября 2009 года в Брюсселе на экстренном саммите глав Европейского союза в ЕС были утверждены новые должности – Постоянный председатель Европейского совета («президент ЕС») и верховный представитель внешней политики и безопасности. Первым в истории «президентом ЕС» был избран премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей. На пост верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности была утверждена британская баронесса Кэтрин Эштон7.
Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.), Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.), Греция (с 1981 г.), Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.). С 2004 года членами ЕС также являются Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 2007 г. Болгария и Румыния. Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства» (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском Союзе). Для вступления в состав Европейского Союза необходимо, кроме того, наличие в стране достаточно высокого уровня экономического развития, сопоставимого со средними показателями ЕС, и осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привести внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза. Государствами-кандидатами, с которыми в настоящее время ведутся переговоры о вступлении в Европейский Союз, являются Турция, Хорватия и Македония.
Сегодня
Европейский Союз — государственно-подобное
международное интеграционное объединение,
в которое вошло уже 27 экономически развитых
государств Европы с совокупным населением
свыше 500 млн. человек и территорией более
5 млн. кв. км. Союз является субъектом международного
публичного права, имеет полномочия на
участие в международных отношениях и
играет в них немаловажную роль.
2.
Организационный
механизм Европейского
Союза
Важным условием целостности Европейского Союза выступает наличие у этой организации единой системы руководящих органов - институтов Европейского Союза. По характеру своей компетенции Европейский Союз выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет. Современный Европейский Союз - это государственно-подобное образование, постепенно эволюционирующее в сторону полноценной федерации. В то же время на современном этапе Европейский Союз еще сохраняет ряд общих черт с международной (межправительственной) организацией и конфедерацией государств.
С точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной, храмовой структурой, складывающейся из трех компонентов («опор»)8. Храмовая структура, как способ наглядно представить существующую специфику разграничения компетенций ЕС и государств-членов, появилась в Маастрихтском договоре. Такая структура «поддерживается» следующими тремя «опорами»:
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения. Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццского договора некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась. Согласно Лиссабонскому договору 2007 года эта сложная система была упразднена в 2009 году, был установлен единый статус Евросоюза как субъекта международного права (в подчинённом ЕC виде продолжает существовать Евратом). На 2010 год членство в Евросоюзе, и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Евратома. Как и любая организация, Союз в целом осуществляет свою компетенцию через собственные органы, число которых уже составляет многие десятки и с каждым годом увеличивается. Именно посредством своих институтов и других специальных органов Союз обеспечивает достижение поставленных перед ним целей и реализацию своих полномочий в разных сферах общественной жизни. Вместе взятые, органы Европейского Союза образуют целостную систему. Каждый орган Союза выступает в этой системе (механизме) в качестве отдельного элемента, связанного с остальными. Руководящие органы, наделенные, как правило, властными полномочиями, именуются в праве Европейского Союза институтами. Именно на институты возложено осуществление задач Европейских сообществ и Союза в целом, именно в лице своих институтов Европейский Союз реализует те суверенные права, которые были делегированы ему государствами-членами. Институты образуют центр, ядро организационного механизма Европейского Союза. Остальные его элементы, гораздо более многочисленные, именуются органами Европейского Союза, которые носят вспомогательный или консультативный характер. Институтов у Европейского Союза по Лиссабонскому договору ныне 79:
Рассмотрим каждый институт по отдельности.
Постоянный председатель Европейского совета («Президент Европейского Союза») - избирается европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя. Как уже упоминалось ранее, 19 ноября 2009 года в ходе неформального саммита ЕС в Брюсселе на этот пост был назначен премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпёй.
Европейский парламент - был создан в 1957 году. Первоначально члены назначались парламентами государств-членов Евросоюза. C 1979 года избирается населением. Выборы в парламент проводятся каждые 5 лет. Депутаты Европарламента делятся на партийные фракции, которые представляют международные партийные объединения. В нём непосредственно представлено население Европейского союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента все ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств. Европейский парламент заседает в Страсбурге, другие места — Брюссель и Люксембург. 20 июля 2004 года Европейский парламент был избран на шестой период. Сначала в нём заседали 732 парламентария, а после вступления в Евросоюз Румынии и Болгарии 15 января 2007 года их стало 785. В настоящее время в парламенте представлены 7 фракций, а также ряд беспартийных делегатов. В своих родных государствах парламентарии являются членами около 160 различных партий, которые объединились во фракции на общеевропейской политической арене. Начиная с седьмого избирательного периода 2009—2014 гг. Европейский парламент должен снова состоять из 736 делегатов (ст. 190 Договора о Европейском Союзе). Лиссабонский договор устанавливает количество парламентариев на уровне 750 человек, включая председателя. Принципы организации и работы органа содержатся в Регламенте Европейского парламента.