Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа
На западных границах России вырисовывается ранее невиданное, мощное и обширное, почти государственное образование - объединенная Европа. Все связанное с развитием Европейского Союза - ЕС - не может не интересовать нас. Перед нашей страной встают новые экономические и политические проблемы. И в то же время это объединение - наш главный и ближайший экономический и политический партнер, с которым надо развивать исторически сложившиеся экономические, политические, культурные и другие различные добрососедские связи.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Образование Европейского Союза…………………………………………..5
2. Организационный механизм Европейского Союза ………………………..15
3. Проблемы и перспективы развития Европейского Союза…………………27
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………………38
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА
В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ
ЧЕЛНЫ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Специальность:
030501.65 - «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЕВРОПЕЙСКИЙ
СОЮЗ: ОБРАЗОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ
Выполнил:
студент I курса
группы 10901
очной формы обучения
Галлямов
Артём Альбертович
Туманов
Дмитрий Юрьевич
Набережные Челны
2010
Введение…………………………………………………………
1. Образование Европейского Союза…………………………………………..5
2. Организационный механизм Европейского Союза ………………………..15
3. Проблемы и перспективы развития Европейского Союза…………………27
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………38
Введение
На западных границах России вырисовывается ранее невиданное, мощное и обширное, почти государственное образование - объединенная Европа. Все связанное с развитием Европейского Союза - ЕС - не может не интересовать нас. Перед нашей страной встают новые экономические и политические проблемы. И в то же время это объединение - наш главный и ближайший экономический и политический партнер, с которым надо развивать исторически сложившиеся экономические, политические, культурные и другие различные добрососедские связи.
ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим.
Главным новшеством, связанным с созданием Европейского Союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.
Любопытно проследить, как постепенно создавалось это объединение: сначала как Сообщество европейских государств, а затем как Союз этих государств. Дело шло от малого к большему. От интенсификации связей между первыми участниками Сообщества к экстенсивному расширению самого пространства объединения, от сотрудничества отдельных отраслей к созданию единого рынка и, наконец, к единой валюте.
Важен
и сам опыт создания такого союза.
Как удалось сформировать подобное
объединение? Через какие этапы
прошло его становление? Что представляет
оно в экономическом и
1.
Образование Европейского
Союза
Становление Европейского Союза - это величайшее событие в истории Европы, которое прошло более чем полувековой путь. Европа, пережившая за первую половину ХХ столетия две кровопролитнейшие мировые войны, раздираемая экономическими и политическими противоречиями, открыла новую страницу своего развития.
На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с сегодняшним Европейским Союзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу.
Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. О необходимости осуществлении этой идеи заявлял ещё Уинстон Черчилль 19 сентября 1946 года, призвавший в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки1. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.
Формирование Европейского Союза осуществлялось постепенно, по мере усиления интеграционных процессов между входящими в его состав государствами и народами, и носило поэтапный характер. Такой характер строительства Европейского союза отражается и в современном устройстве этой организации. Выделим основные этапы Европейской интеграции:
Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 года. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951 года. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 года членами ЕОУС Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступившего в силу 1 января 1958 года, и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях. В 1959 году членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.
Еще на
подготовительном этапе к подписанию
Римских договоров часть
– создание
зоны свободной торговли с отменой
таможенных пошлин, квот и других ограничений
в торговле между государствами-
– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968 г.–1987 г.);
– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987 г.–1992 г.);
– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992 г.–2002 г.) с заменой национальных валют единой валюты – евро.
Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 году Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 года Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше в 1961 г.–1962 г. и Тиндеманса в 1975 г.). Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 г. – начале 1966 г., вылившись в так называемый «Кризис пустого стула»2. Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс»3. Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС. Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 году было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС, изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ, образовали Европейское сообщество с общей институциональной структурой. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973 году. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %)4. Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня»5 переговоры были прерваны. А в 1975 году вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве (членстве). Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981 года. В 1985 году Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС. Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986 года. Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 года (ЕЕА). ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.