Елшанская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Содержание неолитической эпохи вызывает оживлённые дискуссии среди специалистов. Актуален этот вопрос и для Волго-Камского региона, который связывает несколько ландшафтных зон, предполагает разнообразные формы взаимодействия населения. Ситуация усугубляется неравномерностью развития культур в различных областях. Так, южная часть Нижнего Поволжья граничит с Кавказом, где рано появилось производящее хозяйство. Остается вопрос о возможной обусловленности культурных процессов в данном регионе природными факторами.
Сохранили свою актуальность проблемы выделения культур Нижнего Поволжья, их генезис, периоды развития и соотношение с комплексами неолитического времени. Остается спорный вопрос, связанный с возникновением производящего хозяйства на данной территории.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Елашнская культура в работах исследователей: проблемы хронологии и атрибуции памятников……………………………………………6
1.1.История изучения елшанской культуры в контексте проблем происхождения и синхронизации неолитических культур лесостепного Поволжья…………………………………………………………………………..6
1.2. Хронология елшанской культуры по результатам радиоуглеродного датирования памятников………………………………………………………...14
Глава 2. Общая характеристика елшанской культуры………………………..22
2.1. Характеристика памятников Елшанской культуры………………………22
2.2. Керамика елшанских памятников…………………………………………26
2.3. Каменная индустрия елшанской культуры………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Елшанская культура(курсовая работа).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

На полу котлована Лебяжинки IV был найден вытянутый костяк, сопровождавшийся инвентарем, который по условиям его расположения и находившимся возле него вещам также может считаться неолитическим. Поза погребенного - вытянутая, на спине, руки сложены на тазобедренных костях, череп повернут на лицом на восток. Костяк ориентирован на север. Погребальный инвентарь представлял собой камень, лежащий у черепа, подвеску под черепом, костяной гарпун, располагавшийся у локтевого сустава, оселок, лежащий у правой ноги. У левой ноги лежали развал плоскодонного сосуда, украшенного ямочно-жемчужным пояском, обломки панциря черепахи, костяные изделия: кинжал, проколка и подвеска.

Обнаруженные костяки, если верна предлагаемая их интерпретация, являются наиболее древними палеоантропологическим материалами в регионе и дают первую возможность представить физический облик людей раннего неолита. Краниологические характеристики этих погребений даны в соответствующем разделе. Здесь скажем лишь, что судя по этим находкам, население елшанской культуры, видимо, не устраивало больших некрополей и захоранивало умерших прямо на стоянках. Описанные захоронения дают первоначальное представление о погребальном обряде населения того времени. Вместе с тем, пока не появится возможность оперировать серийными материалами, вопрос о погребальном обряде елшанцев остается открытым, особенно учитывая существенные различия признаков приведенных погребений.

Важными представляются выводы А.А.Хохлова относительно принадлежности описанных костяков к представителям древнеуральской расы. Наряду с прочими аргументами, этот факт говорит о том, что субстратом елшанской популяции могло быть население, занимающее территориально близкую к рассматриваемому региону позицию, либо проживающее непосредственно на территории Среднего Поволжья. Антропологические определения, таким образом, в какой-то мере помогают в решении вопроса происхождения елшанской культуры, который в настоящий момент является одним из остро дискутируемых.

Основными категориями находок на стоянках времени раннего неолита являются, как это бывает повсеместно, кремневые орудия и керамическая посуда. Рассмотрим их подробнее в следующих разделах курсовой работы.

 

 

 

 

2.2. Керамика елшанских памятников

 

Елшанская керамика вызывает повышенный интерес в силу своей глубокой древности. Технология ее изготовления специально изучалась в лабораторных условиях с применением метода бинокулярной микроскопии по методике А.А.Бобринского45. Автор анализов И.Н. Васильева пришла к важному выводу о том, что, вопреки традиционным представлениям, для изготовления елшанской посуды использовалась не глина с примесями искусственных добавок, а иное пластическое сырье, которое исследователь идентифицирует с илистыми или сапропелевыми отложениями. В составе этого материала фиксируются включения специфической растительной органики, рыбьей чешуи и ребер, а также изредка фрагменты раковины до 1 мм. Данные примеси носят, скорее всего, естественный характер и вполне обычны для сырья, связанного с водоемами, которое в процессе изготовления посуды просто промешивалось без использования искусственных оросителей. В сырье много железистых соединений в виде зерен оолитового бурого железняка и охристых включений. Фрагменты керамического материала не позволяет в полном объеме представить способ конструирования елшанской посуды; тем не менее несколько более или менее хорошо сохранившихся сосудов позволили охарактеризовать эту часть гончарной технологии. Конструирование, по мнению И.Н. Васильевой, велось путем лоскутного налепа с помощью форм-моделей и использованием прокладок из шкур животных. О применении таких прокладок свидетельствуют статические отпечатки волос животных на поверхностях сосудов. В качестве строительных элементов использовались тонкие лепешки размером около 5 см. В одном случае удалось определить, что конструирование было зональным и производилось по кольцевой траектории. Высота зон составляла 6-7 см.

Внешние поверхности сосудов заглаживались и полировались костью или галькой, внутренние же обрабатывались менее тщательно - они шероховаты и несут на себе следы заглаживания инструментом наподобие деревянного скребка. Изнутри на поверхностях сосудов фиксируются статические отпечатки растительности и вмятины от давления пальцев. Обжиг был низкотемпературным - 450-6500, но с долговременной выдержкой.

А.А. Бобринский, а также автор приведенных определений И.Н.Васильева, предполагают, что при использовании подобной технологии водонепроницаемость и прочность изделий достигалась не только с помощью обжига, но и путем их пропитки некими органическими растворами, появлялся пережиток догончарной эпохи. Эти авторы относят гончарство елшанского населения к протогончарным производствам, основанным на использовании илистого сырья46. 
     Елшанская посуда существенно отличается от керамики других культур европейского раннего неолита, что служит одним из веских оснований для типологического обособления этой группы материалов. При этом наблюдается определенное сходство в формах наиболее ранних сосудов самого широкого круга евразийских неолитических культур с елшанскими, что на начальных этапах изучения елшанского феномена послужило основанием для привлечения в качестве аналогий керамики с весьма удаленных территорий (Выборнов А.А., Пенин Г.Г., 1979. С. l0-11). 
     Дальнейшие исследования вынудили отказаться от большинства подобных сопоставлений, хотя сам факт схожести форм наиболее древних сосудов ряда европейских и азиатских раннекерамических культур вызывает определенный интерес и в свое время послужил основой для выдвижения В.Н. Даниленко гипотезы "архаико-неолитического импульса", благодаря которому, по его мнению, неолитическая традиция распространилась из восточно-каспийского региона в Европу вплоть до Дании и Норвегии (Даниленко В.Н., 1969. С. 176-177, 182-183). У этой гипотезы до сих пор есть сторонники (Моргунова Н.Л., 1995. С. 56-57). Мы же считаем, что если даже подобный импульс имел место, то елшанская культура, скорее всего, либо совсем не испытала его воздействия, либо оно было крайне незначительным. Аргументы в пользу такой точки зрения будут изложены ниже.

Исследования технологических собенностей елшанской керамики показали, что в качестве пластического материала для ее изготовления использовалось сильно запесоченное глиноподобное сырье, которое исследователи склонны относить к разряду илистых или сапропелевых отложений47. В просмотренных коллекциях искусственная примесь дробленой раковины зафиксирована не была. Незначительные включения очень мелких – до 1 мм, фрагментов раковины, наряду с отпечатками рыбьих ребер и чешуи, специфической органики растительного происхождения исследователями к числу естественных примесей в сырье, связанное с водоемами. Способ конструирования характеризуется как лоскутный налеп на форме-модели с использованием прокладок из шкур животных. Об использовании таких прокладок говорят статические отпечатки волос на поверхностях, которые раньше принимались за отпечатки растительности. Внешние поверхности, как правило, хорошо заглажены и отполированы галькой или костью, внутренние – напротив, шероховаты и несут на себе следы заглаживания инструментом типа деревянного ножа48.

Елшанская посуда в основном сравнительно небольших размеров, тонкостенная, верхние части сосудов имеют либо прямую, либо плавную S-видную профилировку, формы днищ встречаются трех разновидностей – плоские, округлые и острые. На II Старо-Елшанской, Ивановской и II Нижнеорлянской стоянках было обнаружено по одному сосуду, имеющему острое донце, завершающееся своеобразным «шипом». Представляется необходимым заострить внимание на попытке типологически обособить плсокодонную посуду. Предпринятою И.Б. Васильевым и А.А. Выборновым49, она была поддержана П.П. Барынкиным и Е.В. Козиным50.

Общепринято считать, что орнамент на керамике является отражением мировоззренческих стереотипов ее изготовителей. Орнамент выражает принадлежность к определенной этнической или племенной группе, отражает и выражает определенную традицию, закодированную в его элементах и структуре.

При анализе керамики, как уже отмечалось, совершенно справедливо особая роль отводится орнаментации, которая обладает устойчивой системой орнаментации. По технике нанесения различается три разновидности орнамента: прочерченные линии, разреженные наколы и ямочные вдавления правильной округлой или неправильной формы и с негативом – «жемчужиной» или без него. В единичных случаях фиксируется гладкая качалка, либо короткие насечки. Анализ показывает, что с применением тех или иных приемов орнаментировано, как правило, порядка 50-80 % сосудов. Так их 37 сосудов стоянки Нижняя Орлянка II, полностью лишены орнамента лишь шесть сосудов, из 25 сосудов стоянки Чекалино IV не орнаментированы 10, из девяти сосудов Красного городка не несут орнамента два. Ради справедливости нужно отметить, что значительная часть сосудов украшена лишь ямочно-жемчужным пояском, но это не лишает данный элемент декора статуса орнамента.

Наиболее часто встречающимся орнаментальным мотивом является горизонтальный ряд ямок с выпуклыми негативами на внутренней или, в зависимости о того, где нанесены ямки, внешней стороне сосуда. Этот ряд приурочен к верхней части сосуда, иногда таких рядов несколько, но больше трех не зафиксировано. Нередко ямочно-жемчужный поясок представляет собой ряд сквозных отверстий при наличии «жемчужины» - негатива. Ряды ямок зачастую встречаются в композиции с другими мотивами. Большой интерес представляет сосуд со стоянки Нижняя Орлянка II , имеющий под венчиком сквозные отверстия, между которыми с внутренней и внешней стороны видны отпечатки тонкого и плоского ремешка. Возможно, ремешок представлял собой имитацию бечевы для стягивания устья кожаной формы-емкости, а в последствии, утратив свою первоначальную связь с прототипом, ряды отверстий для таких ремешков трансформировались в ямочно-жемчужные пояски.

Другой распространенный мотив – ромбическая сетка, выполненная прочерченными линиями. Довольно часто встречается мотив «висячих» треугольников, нанесенных ямками, прочерченными линиями, либо разреженными наколами, чаще в сочетании с прочерченными линиями. Известны сосуды, на которых орнамент выглядит в виде зигзага из прочерченных линий, иногда в сочетании с разреженными наколами. В ряде случаев разреженные наколы представляют самостоятельный орнаментальный мотив. Единичные сосуды украшены гладкой качалкой, либо короткими насечками, выстроенными в оригинальные композиции. Значительно число елшанских сосудов имеет орнаментированные насечками, либо разреженными наколами срезы венчиков. Важно отметить, что основные из перечисленных орнаментальных признаков примерно в одних и тех же соотношениях присутствуют в большинстве коллекций елшанской керамики. Это свидетельствует об их устойчивой взаимосвязи и о наличии вполне определенной орнаментальной традиции, которая в свою очередь является важным маркером при определении культурной принадлежности.

Однако, при определении культурной принадлежности тех или иных материалов необходимо учитывать, что далеко не все культурные слои елшанских памятников являются комплексами, если иметь в виду распространенное отграничение артефактов времени раннего неолита от артефактов других периодов. Все, без исключения, памятники с елшанской керамикой содержат также и другие материалы, занимающие совершенно иную культурно-хронологическую позицию. Так, например, на Ивановской стоянке елшанская керамика залегала совместно с накольчатой и гребенчатой, аналогичная ситуация наблюдалась и на других стоянках в бассейне реки Самары. Применительно к этим памятникам можно говорить лишь о том, что типологически вычленяемые елшанские сосуды, хотя и совместно с керамикой иного облика, находились в самых нижних слоях этих поселений. Случаев бесспорной вертикальной стратиграфии всего три: Чекалино IV, Красный городок и Ильинская стоянка. На стоянке Нижняя Орлянка II елшанский комплекс удалось вычленить благодаря планиграфической обособленности неолитических находок и их резкого отличия от артефактов основного комплекса памятника – эпохи поздней бронза.

 

2.3. Каменная индустрия елшанской культуры

 

 

 Кремневый инвентарь на елшанских памятниках всегда превосходит керамические изделия. Дать достоверную характеристику кремневой индустрии, соответствующей керамике елшанской культуры долгое время было довольно затруднительно в силу того, что все, без исключения, памятники с елшанской керамикой содержали также и другие материалы, занимающие совершенно иную культурно-хронологическую позицию. Так, например, на Ивановской стоянке елшанская керамика залегала совместно с накольчатой и гребенчатой51, аналогичная ситуация наблюдалась и на других стоянках бассейна реки Самары. Применительно к этим памятникам можно говорить лишь о том, что типологически вычленяемые елшанские сосуды, хотя и совместно с керамикой иного облика, находились в самых нижних слоях этих поселений. Коллекции кремневых изделий со стоянок бассейна реки Самары рассматриваются в публикациях, как правило, суммарно. Вычленение из этих коллекций орудий, соответствующих елшанской керамике, весьма затруднительно по причине того, что все они найдены на памятниках со смешанными культурными слоями.

Характеризуя елшанскую каменную индустрию необходимо прибегнуть к анализу кремневых изделий, факт связи которых соответствующей керамикой непротиворечиво установлен уже на стадии полевого исследования памятников. Коллекция кремневых изделий со стоянок Чекалино IV, Красный городок и Нижняя Орлянка II достаточно подробно представлены в соответствующих публикациях, основываясь на которые мы в данной курсовой работе суммарно опишем основные черты каменной индустрии этих памятников.

Итак, для первичного расщепления использовался обломочный материал различной формы и размеров. Сырьем для изготовления орудий служил местный камень, встречающий в виде галек и конкреций в ряде мест Самарского Заволжья. Характерными являются одноплащадочные нуклеусы с зауженным основанием и зоной скалывания не более 2\3 окружности или с торца, а также нуклевидные куски с бессистемным снятием отщепов. Встречается прием встречного расщепления с двух площадок, подтеска конфронта. В небольшом количестве в коллекциях встречаются изделия со следами пребывания огне в виде мелких паутинообразных трещин и характерных изменений структуры и цвета.

В качестве заготовок использовались отщепы и ножевидные пластины. Наряду с ними широко применялись обломки галек, различные технические сколы, морозобойные куски и т.п. Приемы вторичной обработки представлены ретушью, резцовым сколом, двусторонней обивкой. Единичные экземпляры орудий имеют следы частичной шлифовки. Ножевидные пластины, как правило, имеют удлиненные пропорции. Среди имеются как хорошо ограненные экземпляры с параллельными краями, так и пластины с нерегулярными гранями и изогнутым профилем. Среди этой категории заготовок пластины, оформленные регулярной ретушью, не составляют большинства. Весьма значителен удельный вес пластин со следами мелкой псевдоретуши, образовавшейся в результате работы без предварительной вторичной обработки изделий.

Орудийный набор представлен различными разновидностями режуще-скоблящего инвентаря, деревообрабатывающими инструментами, перфораторами, наконечниками, выямчатыми и комбинированными орудиями. Среди скребков преобладают отщеповые формы различных типов, хотя имеются и скребки на пластинах, преимущественно концевые. Некоторые из них имеют альтернативные рабочие края.

Резцы изготавливались практически на всех видах заготовок, начиная от пластин и заканчивая отщепами и техносколами различных типов. Заметную роль среди изделий с резцовыми сколами играют ретушные и трансверсальные формы. Резцы на пластинах изготовлены по методу нанесения скола на край. Наряду с орудиями, имеющими целенаправленно оформленные резцовые сколы, имеются также и псевдорезцы с выкрашенными от работы углами и кромками.

Информация о работе Елшанская культура