Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:57, лекция
Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения
государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться
от положения, что реализация права обеспечивается государством, то
приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства.
Древнейший
правовой документ Руси —
— говорит об "обряжении" — наследовании по завещанию. Русская Правда
называет завещание "ряд". Кроме мужчины, хозяина дома, в качестве
завещателя могла выступать женщина. Это естественно, ибо в древнем русском
праве существовала раздельная собственность супругов. Закон больше внимания
уделяет завещанию мужа, что вполне понятно, поскольку основные богатства
находились в его руках.
Источники дают возможность предположить, что наследниками по
завещанию, как и по закону, являлись близкие родственники умершего, обычно,
сыновья. При наследовании по завещанию определялась доля каждого из
сыновей, в то время как в случае отсутствия завещания это сделать они
должны были сами.
Законодатель не ограничивал свободу завещания матери. В случае
жестокого отношения к ней сыновей она могла либо всех их лишить наследства,
либо завещать его тому, кто был к ней добр. Если все сыновья были к ней
"лиси" (лихи, дурно обращались), она могла завещать имущество дочери, даже
замужней.
Форма завещания была устной. Однако в некоторых случаях возможно было
и письменное его оформление. Статья 13 Договора Руси с Византией 911 года
говорит о завещании умершего "в Грецех" русского: "Кому будеть писал
наследити именье". Возможно, здесь сказались два обстоятельства:
1) влияние византийского права;
2) смерть вдали от родных, "на чужих руках".
Наследование по закону или обычаю — более раннее основание
наследования. Круг
наследников определялся
где решающая роль принадлежала мужчине. По общему правилу наследование шло
по мужской нисходящей линии. Преимущество кровнородственных связей четко
видно из статей Русской Правды. Дети наследуют только после своих
родителей: если в семье был отчим, дети от первого брака получали
наследство лишь после родного отца. При наследовании детей действовал
принцип "сестра при братьях не наследница". При наследовании по закону
имущество поступало неразделенным, и сыновья сами решали, делить ли его и
каким образом. Однако при любом разделе дом должен был остаться младшему
сыну.
В ст. 90 и 91 Пространной Правды речь идет о наследовании дочерей в
случае отсутствия сыновей; из имущества смерда после выделения части на
приданое дочери все остальное поступает князю, видимо, как выморочное
наследство. Однако нужно иметь в виду, что в этом имуществе главное место
занимали сельскохозяйственный инвентарь и скот (вряд ли можно предполагать,
что дочерей изгоняли из отцовского дома после смерти их родителя). Для
женщин это имущество не представляло интереса, поскольку они не играли
решающей роли в сельскохозяйственном производстве, а князь был
заинтересован в передаче орудий и средств труда новым работникам.
В имуществе бояр и дружинников особую ценность имели земли, населенные
зависимыми людьми. Передача имущества боярским дочерям, равно как и дочерям
дружинников, определялась потребностями развивающегося феодального общества
сохранить феодальное землевладение. Дочь боярина, получив в наследство
земли с крестьянами, могла, выйдя замуж, передать их по наследству своим
детям. Из круга феодального землевладения они не должны были выйти.
Особо
регламентируется выделение
помин души части из наследства. Часть отличает от наследственной доли то,
что это имущество не включает в себя долги. Часть могла быть определена в
завещании, а могла быть установлена самими наследниками.
Русской Правде знакомо выморочное наследство, например смерда, не
имевшего сыновей. Знают выморочное наследство и обе редакции церковного
Устава князя Ярослава: имущество церковных людей, не имевших наследников,
поступало церкви.