Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:57, лекция
Процесс возникновения права так же сложен, как и процесс возникновения
государства. И протекают оба этих процесса одновременно. Если отталкиваться
от положения, что реализация права обеспечивается государством, то
приходится признать, что право не может возникнуть раньше государства.
вероятно, можно считать 15 лет, поскольку по достижении этого возраста
допускалась самостоятельная деятельность и заканчивалась опека, если отец
ребенка умер. Девушки становились дееспособными при замужестве.
Прекращение правоспособности связано со смертью или получением статуса
холопа. Поступление в монашество должно было если не прекращать гражданскую
правоспособность, то, во всяком случае, ограничивать ее, ибо Студийский
устав запрещал иметь какую-либо собственность монахам.
Основным
субъектом имущественных
архиерейские дома. Это были юридические лица. Уже церковный Устав Владимира
Святославича говорит о предоставлении храму Пресвятой Богородицы десятины,
известны многочисленные пожалования монастырям и церквям. Ряд статей
Русской Правды указывает и на вервь как на юридическое лицо, во владении
которого находятся земли.
Объектами
правового регулирования
лиц, связанные либо с передачей имущества, либо с личными услугами.
Древнерусское право не делило имущество на движимое и недвижимое в смысле
особого определения его статуса. Различие между движимым и недвижимым
имуществом, как видно из нормативных актов, состояло в том, что движимые
вещи активно участвуют в гражданском обороте, т. е. по поводу них
заключаются различного рода сделки, недвижимые же имущества слабо "втянуты"
в оборот. Недвижимость можно было передавать по наследству. Источники
содержат сведения о пожалованиях монастырям сел, в которых жили изгои.
Однако указаний закона о купле-продаже земли нет.
Уже
в рассматриваемый период
находящемся вне оборота частных лиц. Это земли, по которым проходит
торговый тракт — "гостинец" (ст. 77 Пространной Правды), мосты (мостовые) в
городе (ст. 43 Краткой Правды). Как земли, находящиеся в общем пользовании,
они фактически изъяты из оборота, и заботу об их надлежащем содержании
берет на себя государство.
Особую роль в древнерусском праве играли сделки. Нормы обычного права
детально регламентировали процесс совершения сделки. Обилие символов,
сложность процедуры позволяли одновременно выявить волю сторон и обеспечить
доказательства самого факта совершения сделки. Первоначально сделка имела
исключительно устную форму. Обязательным условием признания сделки
действительной считались наличие свидетелей и совершение символических
действий: битье по рукам, передача символа и какие-то манипуляции с ним
(например, привязать ключ к поясу — ст. ПО Пространной Правды). Постепенно
некоторые элементы процедуры совершения сделки заменяются. Скажем,
свидетельство сборщика торговых пошлин, мытника, заменяло присутствие
свидетелей.
Древнерусское право не знает срока исковой давности. Так, ст. 37
Пространной Правды дает возможность добросовестному владельцу требовать у
продавца краденой вещи возмещения вреда, даже если он его "познаеть... на
долзе", т. е. узнает через продолжительное время.
Вещное право Древней Руси включает право владения, право
собственности, залоговое право (в зачаточном состоянии).
Право
владения исторически
защищается законом
от насилия и самоуправства
оно или нет: "Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, нъ рци
ему тако: пойди на свод, где еси взял" (ст. 14 Краткой Правды). Однако даже
если доказано, что владение является добросовестным, т. е. владелец вещи не
мог предполагать, что приобретает вещь у несобственника, имущество
передается собственнику вещи.
Право собственности на движимые вещи возникает раньше права
собственности на недвижимость, прежде всего на землю. С того момента, как
князья начинают учреждать станы, погосты, ловища и села, начинают
раздавать, а родовая знать присваивать земли, населенные смердами, изгоями,
свободными общинниками, возникает и право собственности на такие земли.
Ведь именно населенные земли представляли значительную ценность. Субъектами
права собственности на землю становятся частные лица, феодалы и общины.
Среди способов приобретения права собственности источники
древнерусского права выделяют передачу, а практика свидетельствует о
давности владения, завладении, отделении плодов.
Передача
права собственности
(например, купли-продажи, дарения) и наследования, обязательно публично,
сопровождалась определенным обрядом, использовались символы. Передача права
собственности являлась физическим актом, т. е. имущество или символ,
олицетворяющий вещь, реально передавались новому собственнику.
Давность
владения была способом
землю. Владение селами и территориями (волостями) было естественным шагом к
возникновению права собственности на них. Давность владения в Древней Руси
достаточно близка завладению, чему способствовала некоторая
неопределенность границ владений как частных лиц и общин, так и самого
государства. Из статей Русской Правды, посвященных феодальному
землевладению, видно, что урожай, собираемый в селе феодала, принадлежал
ему как хозяину земли. То же можно сказать и о приплоде скота. Таким
образом, отделение плодов и приплод являлись естественными основаниями
возникновения права собственности.
Прекращение
права собственности
потерей вещи. Древнерусское право знало и такой специфический способ, как
судебное постановление. Достаточно интересно в данном случае такое
наказание, как "поток и разграбление", где разграбление подразумевает
насильственное изъятие имущества у собственника по решению суда. Статьи 54
и 55 Пространной Правды предполагают возможность принудительной продажи
имущества должника и его самого.
Русская Правда говорит об общей собственности детей до раздела
наследства отца (ст. 99, 102, 103, 108 Пространной Правды). Предполагается,
что в случае смерти главы семьи до достижения детьми совершеннолетия
наследство переходит под управление их матери или опекуна, которые отвечают
за сохранность имущества.
В
древнем праве существовала и
общинная собственность.
выступала вервь, которая являлась юридическим лицом, объектом — земля,
находившаяся в ее владении. Интересно, что гражданское законодательство
даже капиталистической России именует этот вид собственности "общинное
владение".
К
вещным правам относится
для обеспечения требований по обязательству. Древнейшее право Руси не знало
залога как оформившегося института. Однако в связи с тем, что в ряде
случаев обеспечением исполнения обязательства служил сам должник, можно
рассматривать как разновидность залога закупничество. Залог личности был
возможен, поскольку были возможны продажа и самопродажа в холопство.
Основаниями возникновения обязательств в древнейший период являлись
договор и правонарушение.
Недоверие к контрагенту вызывало необходимость искать способы
заставить его выполнить взятые на себя обязательства. Выставление должником
поручителя (поручника) — наиболее древний из известных памятникам права
способов обеспечения обязательств — встречается в Русской Правде (ст. 14
Краткой Правды). Уже упоминавшийся выше самозаклад при закупничестве тоже
был способом обеспечения обязательства.
Законодательство Древней Руси мало говорит о способах прекращения
обязательств. Однако, вероятнее всего, практика знала естественные
основания: исполнение обязательства и смерть субъекта обязательственного
отношения в случае, если характер обязательства обусловливался личными
качествами стороны. Была известна и новация (замена прежнего обязательства
новым): при гибели товара купец должен был деньгами возместить утраченное
(ст. 54 Пространной Правды). Таким об-
разом, вместо договора комиссии имеем новый договор — договор займа.
Обязательства из договоров были наиболее распространенными
обязательствами. Существенные условия действительности договора, порядок
совершения договора, толкование его определялись главным образом самими
сторонами.
Правовое регулирование договора купли-продажи первоначально
осуществлялось нормами обычного права, а затем и Русской Правды. Заключение
договора требовало присутствия свидетелей. Развитие торговли к XII веку
привело к упрощению обрядности. Статья 37 Пространной Правды требует лишь
наличия двух свидетелей или мытника (сборщика торговых пошлин), чтобы
доказать факт купли-продажи имущества. Устав о холопах Владимира Мономаха
дает возможность узнать, какова была форма заключения договора купли-
продажи холопа. Устав говорит, прежде всего, о продаже в холопы свободного
человека. Договор
заключается в присутствии
первое условие. Вторым условием законности сделки являлось наличие двух
свидетелей. Третье условие было связано с передачей ногаты (самой мелкой
денежной единицы).
Древнерусский закон не выделяет договор мены. Общепризнанно, что мена
в историческом отношении предшествует купле-продаже, причем мена
господствует в период натурального хозяйства, а купля-продажа начинает
преобладать с установлением товарно-денежных отношений. Достаточная
урегулированность договора мены нормами обычного права объясняет, почему он
даже не упоминается в Русской Правде.