Детская беспризорность и безнадзорность в годы ВОВ и наше время

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:18, доклад

Краткое описание

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.

Файлы: 1 файл

конференция (Автосохраненный) Таркина.docx

— 34.05 Кб (Скачать)

     Учитывая, что проблемами защиты прав детей  занимается множество организаций  различной ведомственной подчиненности, данные нормативные документы определяют основные направления деятельности и устанавливают ответственность  всех структур за организации профилактической работы.

     В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования  проблем детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное  количество и локальность действия.

     Экспертная  оценка Федерального Закона "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его  положений противоречит требованиям  Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения  оснований для лишения свободы  несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает  в качестве основания для помещения  в специализированное учреждение для  несовершеннолетних (по существу, для  лишения свободы) заявление родителей  ребенка или его законных представителей.

     В ряде случаев в Законе отсутствует  четкое указание на обязательность судебного  контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания  для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения. При  этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних.

     В Законе отсутствуют нормы, предусматривающие  возможность периодического пересмотра решений, связанных с помещением несовершеннолетних в специализированные учреждения; положения о праве  несовершеннолетних правонарушителей на достаточную юридическую помощь, включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.

     Экспертиза  Закона выявила нарушения в части  защиты человеческого достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих конкретные полномочия администрации учебно-воспитательного  учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей, получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего  с адвокатом.

     Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный  обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными официальными органами, а не на необходимость  его защиты в процессе обмена такой  информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного характера. Обоснованную тревогу  вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц  учреждений закрытого типа.

     Представляется  необходимым принять во внимание замечание, которое касается смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются  права представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство наделяет своих представителей в интересах  общества полномочиями, которые ограничены законом.

     Основным  же законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в соответствии с которым основными задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

     В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки  и попечительства, органы по делам  молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, специальные  учебно-воспитательные учреждения открытого  и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения  криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

     Органы  и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа- деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и  семей, находящихся в социально  опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими  правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей  или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение  либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции  обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной  и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально  опасном положении, а также незамедлительно  информировать об этом соответствующие  структуры.

     Но  и другими  мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.

     Следует подчеркнуть, что, по данным ВЦИОМа, большинство  населения страны считает, что ликвидация детской беспризорности должно стать первым российским национальным проектом. В реализацию этого проекта население готово вложить и свои средства.

Необходимые меры

  • Создание Федеральной службы защиты детства и ликвидации детской беспризорности.
  • Организация при этой службе Фонда борьбы с детской беспризорностью, а также Общественного совета по проблемам детства. Его основными функциями должны стать: экспертиза законопроектов и государственных целевых социальных программ (в первую очередь, программы "Дети России"); экспертиза и грантовая поддержка общественных инициатив и программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечение их наилучшего развития; экспертиза деятельности СМИ, исходящая из интересов ребенка и семьи; лоббирование интересов детства и семьи в законодательных органах РФ; организация Федеральной информационно-ресурсной сети общественных организаций, действующих в сфере детства.
  • Разработка и принятие нормативно-правовых актов, поправок к законам, направленных на ликвидацию социального сиротства и на развитие семейных форм воспитания. Привлечение населения к активному участию в решении проблем профилактики социального сиротства, формирование в обществе семейных ценностей, положительного отношения к выпускникам детских домов, повышение престижности усыновления, а также труда приемных и опекунских семей, патронатных воспитателей.
  • Повышение юридической и материальной ответственности родителей за воспитание детей. Пересмотр процедуры лишения родительских прав.
  • Установление федеральными и региональными законодательными актами государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей (предоставляемых им социальных, медицинских, реабилитационных, правовых и образовательных услуг), стандартов защиты их прав и интересов, гарантированных льгот и выплат наиболее уязвимым группам детей, малообеспеченным семьям с детьми, норм обеспечения детей-сирот в опекунских, приемных семьях и учреждениях.
  • Изменение порядка комплектования и радикальное улучшение медико-психолого-педагогических и социально-правовых условий деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов и школ-интернатов). Приведение этих условий в соответствие с международными нормами.
  • Внесение "лицензированных общественных организаций" в перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенный пунктом 1 статьи; Федерального закона № 120-ФЗ 1999 года.

      
Только тогда, когда все общество повернется лицом к этой проблеме, детская беспризорность может быть устранена из российской жизни.

Информация о работе Детская беспризорность и безнадзорность в годы ВОВ и наше время