Детская беспризорность и безнадзорность в годы ВОВ и наше время

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:18, доклад

Краткое описание

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.

Файлы: 1 файл

конференция (Автосохраненный) Таркина.docx

— 34.05 Кб (Скачать)

     По  данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических  проблем народонаселения РАН  в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального  дна - это нищие, бомжи и т.д., а  также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.  
Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.

     Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство  не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о  количестве беспризорных детей на сегодняшний  день не имеется. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников. А по данным Interfax.ru в настоящее время в России насчитывается до 5 миллионов несовершеннолетних беспризорников, большинство из которых вовлечены в преступную деятельность. И сейчас  таких детей, к сожалению, в три раза больше, чем было после Великой Отечественной войны.        Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения

     Что же известно о причинах беспризорности?

    1. К  социально-экономическим  относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад  жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
    2. Социально-психологические связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением  с  детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых. Также остро стоит проблема алкоголизма и наркомании, в том числе и среди несовершеннолетних.
    3. Психологические причины увязывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 %.

     В реальной жизни все эти причины  тесно увязаны между собой  и дополняют друг друга.

     Понятия «детская беспризорность» и «детская безнадзорность» часто используются как синонимы. Однако значение  первого  шире второго. Беспризорность понимается как отсутствие у детей и подростков определенного места жительства, определенных занятий,  семейного  и государственного попечения, систематического воспитательного воздействия в  результате утраты родителей, ухода  из семьи, бегства из воспитательных учреждений и по другим причинам. К  отличительным признакам, которые  позволяют считать ребенка беспризорником, относятся:

- полное  превращение связи с семьей, родственниками;

- проживание  в местах, не предназначенных  для человеческого жилья;

- добывание  средств к жизни  способами,  не признаваемыми в обществе, такими как воровство, попрошайничество и т.п.

      Безнадзорность  детей - это социальное явление, обусловленное  отсутствием либо ненадлежащим исполнением  в отношении детей такой социальной услуги, как надзор.

      При этом беспризорность и безнадзорность могут быть как сопутствующими явлениями, так и самостоятельными. Однако необходимо отметить, что там, где появляется безнадзорность, рано или поздно появится беспризорность, а там где есть беспризорные дети и подростки, существуют благоприятные условия для распространения  преступности. Это явление было характерно для периода    ВОВ и, к сожалению, для современного этапа также актуально.

     В годы ВОВ доля беспризорных и безнадзорных была велика, но в стране делалось все возможное для «спасения» детей.

     Огромное  значение в борьбе с детской беспризорностью  имело постановление  Совнаркома СССР, принятое 23 января 1942 года, «Об устройстве  детей, оставшихся без родителей».  В соответствии с постановлением были образованы областные, краевые и республиканские комиссии, которые должны были заниматься этим вопросом.

     Во  всех крупных населенных пунктах  и на железнодорожных станциях были организованы детские приемники-распределители.

     В решении вопроса детской беспризорности и безнадзорности органам НКВД существенную помощь оказывали комсомольские  организации. Комсомольцы шефствовали над детскими учреждениями, собирали для них обувь, одежду, продукты питания. Были созданы специальные фонды помощи детям, открыли текущие счета, на которые перечислялись все заработанные  во время воскресников или собранные комсомольцами средства.

     Проводилась систематическая проверка  мест скопления населения и других мест возможного нахождения беспризорных и безнадзорных детей.

       В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В постановлении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по организации борьбы с малолетними правонарушителями, хулиганством и усилению ответственности родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существует, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием организационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого социального характер.

      Существенное  значение для решения этой серьезной  проблемы имело постановление СНК  СССР от  15 июня 1943 года №659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». В соответствии с этим документом  в 1943 году создавались трудовые воспитательные колонии для содержания в них  беспризорных и безнадзорных детей, а также подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве  и других незначительных преступлениях, в возрасте с 11 до 16 лет. В таких  колониях проводилась культурно-массовая работа.

     Одним из направлений борьбы с детской  беспризорностью являлось трудоустройство. В 1943 году СНК СССР принял важное постановление «О трудовом устройстве подростков старше 14 лет воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД СССР и детей, оставшихся без родителей».

     В конце 1943 года был поднят вопрос о создании дворцов пионеров и станции юных техников.

     Но  несмотря на все выше перечисленные  меры проблема беспризорности не была полностью ликвидирована. Рост беспризорности сопровождался детской преступностью. Основным видом преступлений, которые совершали подростки, были кражи продуктов питания и одежды для собственного потребления.

     В последние годы вновь приобрела  остроту проблема ликвидации беспризорности, безнадзорности, профилактики преступлений среди несовершеннолетних.

   Существующее  законодательство России по вопросам детской беспризорности является на данный момент весьма устаревшим.  
Эффективная борьба с подобными явлениями затруднена, по мнению Нестеренко Р. И Перкова А., по следующим причинам:

  • в российском законодательстве отсутствует уголовная ответственность за сводничество и сутенерство;
  • в России узаконены самые низкие в Европе возрастные пороги (от 14 лет), начиная с которых разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними;
  • уголовно-процессуальные нормы по защите свидетелей и пострадавших недостаточно эффективны, что приводит к отказу несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников.
 

   В 1952 г. Совет Министров СССР вновь  возвращается к этой проблеме, принимается  постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 г.

Положение об особенностях воспитания современного ребенка, ставшего в наше время самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка» нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание. 

      Необходимость гарантированного ребенку реального  права на решение его проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента 15 сентября 1990 года, 10 лет назад, Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка. В 1992 году представила в Комитет ООН по правам ребенка свой первый Государственный периодический доклад о том, как наше государство эту конвенцию выполняет. "Выяснилось", что выполняет очень даже хорошо, правда, все еще есть "отдельные недостатки".

     Члены комитета оказались умнее финансистов  МВФ - на слово не поверили. Мало того, выработали свои рекомендации, надо сказать, достаточно жесткие.

     Нам было рекомендовано "провести всеобъемлющую  судебную реформу, что касается отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних" (ювенальная юстиция).

     Россия  эту рекомендацию не просто проигнорировала, но и официально отклонила. 18 мая 2000 года (заметьте: 7 лет спустя) правительство  РФ направило в Госдуму отрицательное  заключение на проекты законов о  ювенальной юстиции (документ №1591 п-п4 за подписью Виктора Христенко).

     Нам было рекомендовано "активно развивать  альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях" за детьми, "лишенными семейного  окружения". Похоже, что у нас  несколько иное понятие семейного  окружения, ибо дело тоже не сдвинулось с мертвой точки.

     Нам было рекомендовано "разработать  процедуры и механизмы для  рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними". Реакция - нулевая. Дети по-прежнему бесправны.

     Нам было рекомендовано "оказывать поддержку  неправительственным организациям в целях активизации их работы в области прав ребенка". Но и  в этом вопросе никаких подвижек. По-прежнему царствует госмонополия на решение проблем детства - вернее, на их нерешение. А ведь проблемы подобного  рода в развитых странах решаются как "социальный заказ". Причем не только решаются, но и финансируются  из бюджета.

     Уяснив, что на официальный документ ООН  попросту наплевали, Комитет по правам ребенка был вынужден повторить  все свои рекомендации и дополнительно  выразить озабоченность отсутствием  реакции со стороны Правительства  РФ. И снова оказался не услышанным.

     А между тем только за 1995-1999 годы детское  и подростковое население России сократилось на 3 625 000 человек.

     Самое "смешное", что на сегодняшний  день в России нет ни одной государственной  структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи. В отношении  же детей-сирот преобладает установка  на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили  бы разработка и осуществление стратегии  деятельности государства в интересах  детей. Представителей неправительственных  организаций, которые добровольно  взяли на себя роль контролеров, таскают  по инстанциям и отчитывают за то, что  они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а  нередко - применять к ним насилие.  Что же касается ООН... Похоже, в нашем  правительстве просто не знают о  существовании подобной организации.

     РФ  от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования  государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 № 1). 

     В настоящее время правовое регулирование  отношений, возникающих в связи  с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154.

Информация о работе Детская беспризорность и безнадзорность в годы ВОВ и наше время