Декабристы и Смоленщина

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:53, реферат

Краткое описание

Декабристы – это участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………………3-5
II. КРУЖОК «СМОЛЕНСКИХ ВОЛЬНОДУМЦЕВ» …..……………………..6-8
1. ДЕКАБРИСТ П.И.ПЕСТЕЛЬ И ЕГО «РУССКАЯ ПРАВДА»…………………………………………………………………………...9-14
2. Ф.Н. ГЛИНКА - ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ………………………………..15-20
3. В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР – ПОЭТ, ДРАМАТУРГ, РОМАНТИК……....21-26
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….………….…………………………………………...….27-30
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ .……………..…………………………….……………………………31
V. ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..32-38

Файлы: 1 файл

Реферат по литературе смоленщине Декабристы и Смоленщинаdoc.doc

— 607.50 Кб (Скачать)

               Некоторые его стихотворения считаются классикой русской поэзии, а «Тройка» («Вот мчится тройка...») и «Узник» («Не слышно шума городского...») стали народными песнями.

                 Стихотворение Глинки «Песнь  узника» распространялось в списках, печаталось в заграничных изданиях. Успех объяснялся не только поэтическим мастерством автора, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем, что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в неволе декабристов. С раздумьями о недавних исторических потрясений связан у Глинки и образ челна, попавшего в бурю, гибели пловцов и др.

                Хотелось бы сделать анализ  стихотворения Глинки «Тройка». Его главная тема – это показать, что Россия подобна тройке лошадей. Она такая же неудержимая, бодрая. Стихотворение написано перекрестной рифмой, также в нем есть множество метафор и эпитетов, даже есть олицетворение, например, «тройкой тешился детина, И заливался соловьем». Всем этим Глинка хотел показать, что Россия сильная и могущественная страна.

                 Деятельность Глинки в крупном литературном обществе, охватившем значительный круг интеллигенции, приобрела особое значение. Общество любителей российской словесности являлось в тот период поистине центром  декабристского литературного движения, центром, связанным сначала с «Союзом благоденствия», а позже с Северным обществом. Через это общество, существовавшее легально, идеи декабристов просачивались в среду писателей, поэтов, публицистов, критиков, а через них в русскую литературу.

          Таким образом, через указанное  литературное общество и через  другие подобные общества  декабристы  влияли на развитие русской  литературы.

         Ф. Н. Глинка был хорошо знаком с А. С. Пушкиным  и на примере его творчества, его политической поэзии видел, какое благотворное влияние могут оказать декабристы на писательскую среду и русскую литературу.        

           С другой стороны, он отчетливо  понимал, какую неоценимую роль  для общества, для пропаганды  его взглядов играет вольнолюбивая поэзия Пушкина.                     

            К готовившемуся Северным обществом  восстанию  14 декабря Глинка относился  с нескрываемой враждебностью.  Он говорил своим товарищам-декабристам, что вооружённое восстание ничего  не даст, что, наоборот, оно только обозлит общество и власть. Он говорил, что надо не на Сенатскую площадь выходить, а вести просветительскую работу изнутри общества. Надо стремиться к нравственному обновлению граждан.

            После восстания 14 декабря 1825 года Глинка был арестован, но избежал Сибири, сравнительно на короткий срок был сослан  в Петрозаводск, где спокойно служил в губернском правлении.

            В ссылке Глинка изучал этнографию  и фольклор Карелии, что отразилось  в его «карельских поэмах» (1828-1830гг.): «Дева карельских лесов» и «Карелия».

             Первым сочинением Ф. Н. Глинки, в котором наиболее отчетливо проявились черты жанра религиозной поэмы, можно считать «Карелию, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой», как называл ее сам Глинка, — «произведение лесное и горно-каменное». 7 По этой поэме можно изучать природу Олонецкого края, быт, нравы и предания карелов и русских поселенцев. С первых строк и до эпилога, рассказывается  о том, как хранят карельцы предания о своей земле,  о жизни Марфы Иоанновны в Карелии, о людях, хранивших ее там, о переломе в судьбе Русского государства.

      В поэме Глинки один из главных героев — «крестьянин, честный Никанор, житьем карел, душою русский». Он везет тайное послание на Русь и, возвратясь из дальнего пути, привозит весть о решении Земского собора. Появляется и Маша, дочь его, рассказывающая Марфе Иоанновне карельские сказки про леших, водяных, богатыря Заонегу, Вейнамену… Появляется и отшельник, предсказывающий судьбу будущего царя Михаила.

      Я считаю, что сила поэмы — в осмыслении исторической судьбы России, в ощущении связи жизни вселенской и жизни исторической, неразрывного единства природы, народа и государства. Вся она основана на летописной правде.

           Это произведение несет в себе все признаки особенной эстетики писателя: оно включает в себя и аллегорию, и отрывки духовных стихотворений как вставные самостоятельные элементы. Автор заимствует мотивы и сюжеты из различных текстов Священного Писания. По эпическому повествованию и формообразующим признакам, по композиции и структуре это произведение соответствовало всем требованиям жанра поэмы.

            А самое интересное, позже Фёдор Николаевич будет вспоминать, что именно в ссылке освободился он от губительных заблуждений — очистилось сердце, исправились помыслы. В одном из стихотворений времён карельской ссылки он написал: «В твоей живительной волне переродилось все во мне».

            Поэт имел, видимо, в виду свои  заблуждения, связанные с вступлением  в 

молодости в масонскую ложу. Он тогда заблуждался, считая, что тайные общества со временем смогут стать открытыми органами гласности и будут нести обществу правду, «веру и верность». А оказалось, что тайные общества несли России растление и уничтожение.

             Умер Глинка в 1880 году в Твери, в возрасте 94 года.

             Почти целый век, прожил на  свете этот замечательный человек. Так долго тогда в России  жили единицы, а из поэтов он  единственный такой долгожитель.

             При погребении славному поэту  и гражданину были отданы воинские почести как герою Отечественной войны, награждённому золотым оружием «За храбрость».

 

 

 

 

 

3.  В. К. КЮХЕЛЬБЕКЕР – ПОЭТ, ДРАМАТУРГ, РОМАНТИК

 

Романтическое направление среди литераторов – декабристов представлял Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846) — поэт, драматург и литературный критик, близкий друг А. С. Пушкина.

 Родился в Петербурге  в дворянской семье обрусевших  немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после  отставки отца.

  В 1808 был отдан в  частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов.

В. К. Кюхельбекер подолгу жил на Смоленщине. В деревне Закуп Духовщинского уезда находилось небольшое имение его сестры. Вместе с нею здесь жили мать и младшая сестра поэта. В Закупе Вильгельм Карлович бывал много раз, а выйдя в отставку, поселился в деревне на год, после чего поехал в Москву.

 Уже в 1815году Кюхельбекер печатался в журналах «Сын Отечества», «Амфион». Принимал активное участие в «Вольном обществе любителей российской словесности», на одном из заседаний которого в 1820 читал стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера.

Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А. Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение «К Прометею». В нем автор, писавший в атмосфере назревающего декабризма, показал Прометея как  прародителя поэзии и вдохновителя человечества на лучшие мечты и подвиги.

 

В стихотворении «К Прометею» (1820) Кюхельбекер пишет:

О, прийми ж, Прометей, все мое лучшее в дар — Не удивленье одно, но любовь и звуки простые Робких еще, но тобой смело настроенных струн! 8

Здесь поэт рисует тяжелейшую обстановку своей жизни в ссылке, где он окружен мелкими людьми и их ничтожными интересами и готов даже немедленно умереть, чтобы избавиться от окружающего его ужаса. Но среди этих страданий он все же не забывает великого имени Прометея и пишет:

Не говорите мне «Ты Прометей!» 9 Тот был к скале заоблачной прикован, Его терзал не глупый воробей, А мощный коршун.

Таким образом, даже страдания Прометея Кюхельбекер трактует как весьма завидный удел в сравнении с ничтожеством, мелкой и полной бессмысленностью как своих собственных страданий, так и состояния окружающей его общественности.

          В Париже В. К. Кюхельбекер читал лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызвала недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

В 1822 году служил на Кавказе чиновником особых поручений при генерале А. П. Ермолове, сблизился там с А. С. Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 Кюхельбекер подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь написал несколько лирических стихотворений, закончил трагедию «Аргивяне», сочинил поэму «Кассандра», начал поэму о Грибоедове.

В трагедии «Аргивяне» Кюхельбекер  хотел показать крушение самодержавной власти как власти, неотделимой от насилия и чуждой народу. Но свободу завоевывает не сам народ, а отдельные герои-тираноборцы. В «Аргивянах» эта роль поручена Тимолеону, брату Тимофана. Он обрисован как человек, преданный родине и свободе. В трагедии ставятся конкретные вопросы революционной тактики декабризма: каковы действующие силы государства, как избавиться от тирании, какова роль различных социальных сил (в частности народа, войска) в подготовке государственного переворота.

В трагедии много конкретных намеков на современную политическую обстановку в стране: на роль народа в Отечественной войне, на преимущества, которые предоставлялись иностранцам в правительстве и армии, на обстоятельства воцарения Александра I. Некоторые монологи тирана Тимофана прямо соотносятся с либеральными обещаниями Александра I. Хор пленных рабов-аргивян символизирует рабское состояние русского народа. Выполняя, как и в греческой трагедии, функцию рока, хор пророчествует гибель тирану. Таким образом, уже само построение трагедии подчеркивало ее политическую направленность. Античный маскарад трагедии далек от подлинного историзма. 

     Это делает трагедию «Аргивяне» одним из типичных образцов декабристской литературы. Для дворянского этапа революционного движения характерна переоценка роли героической личности в общественной борьбе.

«Кассандра» представляет собою комбинированный жанр.  Это не столько лирическая драма, сколько драматизированное лирическое стихотворение.  В нем характерно чередование разных размеров и строф, а диалоги главных героев - диалоги только по видимости, а на самом деле короткие реплики Калхаса по характеру близко подходят к репликам хора - это не прямой ответ на монолог, а  предостережение, или сообщение.  Поэтому  диалог  в произведении по своему  характеру  не  драматический, а лирический.

 Обстоятельства материального порядка побудили В. К. Кюхельбекера летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с Одоевским, вместе с которым начал издавать альманах «Мнемозина», где печатались Пушкин, Баратынский, Языков.

      Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Вильгельм Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: «человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд».

  Как издатель «Мнемозины», Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: «для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцов, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные — лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности».

     Основные черты его творчества — идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия — стихотворная лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические.

     В 1825 году  В. Кюхельбекер поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в члены Северного общества.

     14 декабря он, один из немногих «штатских» среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, Вильгельм пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

  После десяти лет одиночного заключения в Динабургской и Свеаборгской крепостях Кюхельбекер был сослан в Сибирь на поселение. В письме из Акшинской крепости 23 ноября 1840 года декабрист писал своим племянницам Наталье и Александре: «Часто, друзья мои, и я вспоминаю то счастливое время, когда жил в вашем Закупе, с вами и с незабвенным нашим Николаем» (племянник В. К. Кюхельбекера, брат Натальи и Александры).     Закуп навсегда остался в памяти В. К. Кюхельбекера как близкое, дорогое ему место.

И в крепости, и в ссылке Вильгельм продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма «Сирота», трагедии «Прокофий Ляпунов» и «Ижорский», повесть «Последняя Колонна», сказку «Иван, купецкий сын», воспоминания «Тень Рылеева», «Памяти Грибоедова». Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

Принципиально новую эстетическую позицию занимает Кюхельбекер в поэме «Сирота». Герой поэмы — кинутый, одинокий ребенок. В сферу поэтического изображения включается и беспорядок, и разврат, и голод, «сухие корки хлеба, грязь и сор». Кюхельбекер до конца своих дней был верен романтизму, но «Сирота» и некоторые поздние стихи показывают, что эстетическая позиция его не была неподвижной. Он чутко улавливал новые реалистические тенденции в литературе.

Информация о работе Декабристы и Смоленщина