Декабристы и Смоленщина

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:53, реферат

Краткое описание

Декабристы – это участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………………3-5
II. КРУЖОК «СМОЛЕНСКИХ ВОЛЬНОДУМЦЕВ» …..……………………..6-8
1. ДЕКАБРИСТ П.И.ПЕСТЕЛЬ И ЕГО «РУССКАЯ ПРАВДА»…………………………………………………………………………...9-14
2. Ф.Н. ГЛИНКА - ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ………………………………..15-20
3. В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР – ПОЭТ, ДРАМАТУРГ, РОМАНТИК……....21-26
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….………….…………………………………………...….27-30
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ .……………..…………………………….……………………………31
V. ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..32-38

Файлы: 1 файл

Реферат по литературе смоленщине Декабристы и Смоленщинаdoc.doc

— 607.50 Кб (Скачать)

П. И. Пестель, таким образом, является родоначальником республиканской традиции российского революционного движения. Он был создателем и бессменным руководителем Южного общества декабристов.

С 1821 года Павел Иванович начал подготовку обширного проекта социально-экономических и политических преобразований в России. (Позже, в 1824 году, он назвал этот документ «Русской правдой».)

Это был самый прогрессивный среди всех программных документов («Конституция» Никиты Муравьева, «Манифест к русскому народу», написанный накануне восстания 14 декабря 1825 года), разработанных декабристами.

П. И. Пестель выступал сторонником немедленного освобождения

крепостных крестьян с землей, ограничения помещичьего землевладения создания двух земельных фондов: общественного и частного. Он требовал ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет.

П. И. Пестель был арестован в Тульчине 13 декабря 1825 года, накануне восстания декабристов, и вместе с П. Г. Каховским, М. П. Бестужевым-Рюминым, С. И. Муравьевым-Апостолом, К. Ф. Рылеевым 13 июля 1826 года казнен.

Исследователи считают пребывание П. И. Пестеля в Васильеве важным этапом в разработке им программы дворянских революционеров.

Академик М. В. Нечкина пишет об интенсивной работе руководителя и идеолога Южного общества над «Русской правдой» во время пребывания его в Петербурге. Потом работа над второй редакцией этого программного документа «продолжалась в Васильеве, куда он заезжал на обратном пути, а также на юге, куда он вернулся на службу, после отпуска»..4

В настоящее время деревня Васильево входит в совхоз «Соболевский». Ее жители хранят предания о пребывании здесь П. И. Пестеля. Сохранилась часть парка, в котором долгое время стоял господский дом. Вскоре после Великой Отечественной войны дом пришел в полную ветхость и был разобран. Старожилы помнят беседку под кронами лип, где, по преданиям, любил отдыхать П. И. Пестель.

В 1968 году в деревне Васильево в память о пребывании здесь П. И. Пестеля установлен памятный знак. Он сложен из кирпича и оштукатурен. На лицевой стороне знака укреплена мемориальная доска из   темно-розового   мрамора,   текст   которой   гласит:

«Во время своей поездки из Тульчина в Петербург для переговоров с Северным обществом жил в Васильеве—имении родителей —в 1824 году (с 25 февраля до начала марта и с 6 мая до 18 июля) руководитель Южного общества декабристов, автор программы «Русская правда» Павел Иванович Пестель».

          Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная

Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для

усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления». 

           На Киевском съезде 1823 года основные положения «Русской Правды» были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества.     

            Таким образом, «Русская Правда», представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.  
           «Русская Правда», - писал Пестель в своем конституционном проекте, - есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может... Она содержит обязанности, на верховные правления возлагаемые, и служит для России ручательством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства... 

            В «Русской Правде» намечалось 10 глав:

первая глава - о границах государства;

вторая - о различных племенах, Российское государство населяющих;

третья - о сословиях государства;

четвертая – «о народе в отношении к приуготовленному для него политическому или общественному состоянию»;

пятая – «о народе в отношении к приуготовленному для него гражданскому или частному состоянию»;

шестая - об устройстве и образовании верховной власти;

седьмая - об устройстве и образовании местной власти;

восьмая - об «устройстве безопасности» в государстве;

девятая - о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве;

десятая - наказ для составления государственного свода законов.

           Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции и краткое заключение, содержавшее "главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные".

          Разберем, прежде всего, вопрос о том, как разрешался в проекте Пестеля вопрос о крепостном праве. Это основной вопрос политической идеологии декабристов.  
           Пестель чрезвычайно и высоко ценил личную свободу человека, будущее России, по Пестелю, - это общество прежде всего лично свободных людей. «Личная свобода, - говорится в «Русской Правде», - есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия». 

           Освобождение крестьян без земли, то есть предоставление им только личной свободы, Пестель считал совершенно неприемлемым. Он полагал, например, что освобождение крестьян в Прибалтике, при котором они получили земли, есть лишь "мнимое" освобождение. 

          Я считаю, что как и все другие утописты, автор «Русской правды» не верил в то, что народ, счастьем которого он был так озабочен, сможет сам понять свою пользу. Поэтому П.И. Пестель уделял особое внимание созданию министерства полиции («приказ благочиния»), организации системы шпионажа («тайный розыск»), цензуре, предлагал учредить корпус жандармов («внутреннюю стражу») по тысяче человек на губернию, считая, что «пятидесяти тысяч жандармов будет для всего государства достаточно».

      Русская  правда была написана с использованием  слов на старославянском языке  и  имела множество речевых  оборотов: «сему», «оного», «сего», «коими», «ими»,  «ежели», «пребудет», «не внимания», «оные», «дабы» и другие.5

             Я считаю, что  конституционный проект П.И.Пестеля – «Русская Правда»– это был самый решительный, радикальный конституционный проект.  
Она была  согрета глубокой любовью к Родине, которую П. И. Пестель ценил превыше всего. «Любовь к Отечеству – сей источник всех государственных добродетелей и сия сильнейшая подпора существования и благоденствия царств», – писал он в одном из ранних набросков своего конституционного проекта. 6

             П. И. Пестель представил проект республики, но осуществление его поставил в зависимость от революционной диктатуры, вводимой на значительный срок: 10-15 лет, что само по себе может быть чревато тяжёлыми последствиями. Ратуя за строгую и неизменную законность, декабрист посчитал возможным учреждение революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

 

 

 

 

 

 

 

2.  Ф. Н. ГЛИНКА – ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ.

             Виднейшим деятелем первого периода  декабристского движения являлся Федор Николаевич Глинка (1786—1880), жизненный путь которого был типичным для передовых людей его поколения и его класса.

            Ф. Н. Глинка родился 20 июня 1786 года в селе Сутоках, Духовщинского уезда, в семье отставного капитана, помещика средней руки.        

             В тринадцать лет Глинка поступил  в кадетский корпус в Петербурге, в котором проявил большие  успехи во всех преподаваемых  науках. Первое боевое крещение  он получил в войне против  Наполеона 1805-1806 годах.

     Военная служба не  мешала Глинке усердно заниматься литературным творчеством, начало которому было положено еще в юношеские годы его жизни.                    

            Федор Николаевич Глинка - русский поэт, публицист, военный писатель и историк, декабрист. Он является автором патриотических «Писем русского офицера». В 1808 году вышла в свет первая часть «Писем…», прославившая молодого автора.

            Глинка принадлежал к числу  тех офицеров, которые с первых  дней борьбы с Наполеоном обратили  внимание на мужественное героическое поведение народа в войне, на народный характер войны. Главное достоинство его  «Писем русского офицера», состоит именно в том, что он в них со своей силой талантливого художника-мемуариста раскрыл народный характер борьбы с Наполеоном в 1812 году.

По оценке исследователей декабристской литературы, они имеют значение «художественного и публицистического документа, по которому можно судить о народном характере Отечественной войны 1812 года. События и лица выглядят вполне живыми, без ложнопатриотического восторга, во всем их трагическом и героическом величии».

              В 1815 – 1816 гг. появилось второе, значительно  расширенное издание его знаменитых  мемуаров «Письма русского офицера».

        Первая часть книги (в «Письмах…» всего 8 частей) описывает военные действия 1805–1807 гг., рассказывает о Польше, Австрии, Венгрии – странах, в которых побывал офицер. Вторая и третья части описывают поездки Глинки по России, Тверской, Московской, Киевской губерниям и охватывают период 1807–1811 гг.  Последние же части рассказывают о событиях 1812–1815 гг.

            Цель, которую ставил перед собой  автор, в этих работах состояла не только в описании увиденного, но и в воспитании патриотизма, в ознакомлении с народными русскими обычаями, в рассказах о русских талантах. «Я старался рассматривать людей в их различных состояниях: гостил в палатах и жил в хижинах. Но там и тут главною целию моею было наблюдение нравов, обычаев, коренных добродетелей и наносных пороков», – признавался автор.

             С тех пор Ф. Н. Глинка становится одним из известных в России писателей.

             Литературная деятельность Глинки  была удивительно многообразна. Он оставил после себя произведения  самого разного содержания и  самых различных жанров.

             Федор Николаевич занимался поэзией и написал целый цикл патриотических стихов: «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии», «Солдатская песнь, сочиненная и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года», «Картина ночи перед последним боем под стенами Смоленска и прощальная песнь русского воина», «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою», «Песнь русского воина при виде горящей Москвы», «Приветствие тихому Дону старого казака Грома Булатова...».

          С одной стороны, в поле зрения автора находился человек, внешне неприметный: рядовой защитник Смоленска, сторожевой воин в Бородинской битве, защитник Москвы, старый казак, а с  другой - поэт стремился через отдельное лицо передать общее состояние народа.

        Примечательно, что в «Солдатской песне» неприятель сравнивается со Змеем. В «Сказке о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе» также присутствует Змей.

         Связь с былинами и сказками прослеживается в силовых возможностях Змея (приносит с собой смерть и разрушения – «топчет нивы, палит домы»), в соответствующем внешнем описании (если «в Русь летит», значит у него есть крылья). Змей противостоит всем нравственным критериям, воплощающимся в православной вере: «Храмов Божьих не щадит...», «Русь святую разоряет!..». То, что враг не чтит христианские святыни, неуважительно относится к православной вере, является, по мнению поэта, самой негативной его характеристикой. Главное обвинение, звучащее в адрес неприятеля как в стихотворениях Ф. Н. Глинки, так и в народных исторических песнях и былинах, - поругание церквей как символа русской духовности.

          Тема родины является центральной в глинковской поэзии 1812 года. Поэт испытывает не только любовь и жалость к страдалице-родине, подвергшейся нападению жестокого врага, но и гордость за победу над ним и ее великодушие, давшее вместо мести мир и прощение.

          В лирике Ф. Н. Глинки мы находим самые разнообразные, но традиционные для русского национального сознания определения родины: Русь святая, земля русская, край родной, Отечество любезное, русский край святой, родимая земля, родины край милый, родная страна, милый сердцу русский край, Москва святая.

            Все произведения  Глинки отличаются горячим патриотизмом, гуманностью, искренней любовью к русскому народу. «Сердце содрогается при воззрении на печальную картину несчастия и бедности подобных нам человеков. Одни только богачи не смягчаются», - пишет он в своем дневнике.

Информация о работе Декабристы и Смоленщина