Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:53, реферат
Декабристы – это участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.
I. ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………………3-5
II. КРУЖОК «СМОЛЕНСКИХ ВОЛЬНОДУМЦЕВ» …..……………………..6-8
1. ДЕКАБРИСТ П.И.ПЕСТЕЛЬ И ЕГО «РУССКАЯ ПРАВДА»…………………………………………………………………………...9-14
2. Ф.Н. ГЛИНКА - ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ………………………………..15-20
3. В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР – ПОЭТ, ДРАМАТУРГ, РОМАНТИК……....21-26
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….………….…………………………………………...….27-30
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ .……………..…………………………….……………………………31
V. ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..32-38
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.Г. ЕФРЕМОВА Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ СМОЛЕНЩИНЫ
ДЕКАБРИСТЫ И СМОЛЕНЩИНА
2013г.
ПЛАН РАБОТЫ
I. ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………………3-5
II. КРУЖОК «СМОЛЕНСКИХ ВОЛЬНОДУМЦЕВ» …..……………………..6-8
1. ДЕКАБРИСТ
П.И.ПЕСТЕЛЬ И ЕГО «РУССКАЯ
ПРАВДА»……………………………………………………………
2. Ф.Н. ГЛИНКА - ПОЭТ, ПУБЛИЦИСТ………………………………..15-20
3. В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕР – ПОЭТ, ДРАМАТУРГ, РОМАНТИК……....21-26
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….………….…………………………………………...….
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
.……………..…………………………….…………………………
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
……………………………………………………………..32-38
I. ВВЕДЕНИЕ
Декабристы – это участники российского дворянского
оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстани
Прекрасные люди, настоящие патриоты своей Родины, которым не безразлична судьба её народа, родились на Смоленской земле. Каховский, Якушкин, Повало-Швейковский, Глинка, Кюхельбекер, Пассек и многие другие декабристы внесли гигантский вклад в движение за новую жизнь.
Все действия декабристов, все их помыслы и стремления были проникнуты чувством благородной любви к своей Родине и своему народу, страстным желанием видеть Родину и народ счастливыми, свободными и процветающими.
Они были подлинными патриотами своей родины, судьбы которой волновали их прежде всего и более всего. Размышления о тяжелом положении России, о гнетущей рабской жизни ее народа и толкнули в конечном итоге декабристов на выступление против самодержавно-крепостнического режима.
«Не честолюбие, но патриотизм управляет мною, - писал декабрист В.Раевский; - могу ли видеть порабощение народа, моих сограждан… всеобщий ропот, боязнь и слезы слабых …»
Важную роль в формировании
патриотических чувств
Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века. Родоначальники идейно осознанной и организованной
политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.
Великая заслуга декабристов заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную гибель, во имя высоких и благородных идеалов.
Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали частные курсы у передовых профессоров.
С историей декабристского движения неразрывно связаны имена выдающихся литераторов того времени: Пушкина и Грибоедова, а также среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых, художников (К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, А. А. Бестужев-Марлинский, Н. А. Бестужев, Ф. П. Толстой).
Декабристы вошли в историю русской литературы XIX века как литераторы, критики, публицисты, поэты.
Именно о литературном творчестве декабристов я решил рассказать в своём реферате.
Задачи, поставленные при выполнении работы:
1)Познакомиться с самыми
выдающимися декабристами - смолянами,
занимавшимися литературной
2)Дать обзор их литературного творчества;
3)Проанализировать стихотворения этих декабристов.
Методы исследования:
1)Изучение интернет-ресурсов;
2)Изучение книжных материалов, связанных с выбранной темой;
3)Выборочное конспектирование.
На литературной карте Смоленщины можно найти немало имен, связанных с выдающимися декабристами – литераторами.
Первыми на сознательную борьбу против крепостного строя выступили лучшие люди из дворян - декабристы. Они выдвинули идею революционного преобразования общества, разрабатывали программу этого преобразования и создали организацию, которая возглавила борьбу за претворение ее в жизнь.
Но у декабристов были предшественники. К революции призывал великий русский писатель и мыслитель А. Н. Радищев. У него имелись единомышленники и последователи, в частности и в Смоленской губернии. Памятным местом деятельности последователей Радищева, предшественников декабристов, является бывшее сельцо Смоленичи.
Сельцо находилось в нескольких километрах от поселка Монастырщина, на проселочном тракте из Красного в Мстиславль, возле речки Руфы. По традиции крепостной эпохи при господском доме строилось всего несколько изб для челяди. Такие небольшие населенные пункты и относились к категории «сельцо». С ликвидацией дворянских гнезд они исчезли. Судьбу подобных поселений разделило и сельцо Смоленичи, хотя оно сыграло заметную роль в истории освободительного движения.
В конце XVIII века Смоленичи принадлежали Александру Михайловичу Каховскому – представителю дворянского рода Каховских, давшего несколько участников революционного движения в России, в том числе декабриста П. Г. Каховского. Подполковник А. М Каховский, офицер штаба Суворова, уволенный со службы Павлом I, поселился в Смоленичах, организовал кружок офицеров и отчасти гражданских лиц, недовольных политикой царя-самодура и мечтавших об ограничении самодержавия.
Больше всего «вольнодумцев» было в Петербургском драгунском и Московском гренадерском полках. В Смоленичах вокруг А. М. Каховского образовалось руководящее ядро из отставных офицеров, которое насчитывало 8—10 человек. А всего в кружке «смоленских вольнодумцев» было до 30 человек.
Члены смоленского офицерского кружка изучали просветительскую философию Франции — страны, которая в 1789—1794 годах пережила одну из самых крупных буржуазных революций в мировой истории, до сих пор называемую в литературе Великой. Гольбах, Монтескье и Гельвеции были у них в числе предпочитаемых авторов.
Знали члены кружка и произведения А. Н. Радищева. Академик М. В. Нечкина считает «смоленское гнездо Каховских буквально центром научного характера».
Судя по описям утраченного в 1812 году имущества, имение располагало богатейшей библиотекой и кабинетом, оснащенным современными физическими и химическими приборами,— настоящей научной лабораторией.
Называя кружок А. М. Каховского «особенно замечательным в предыстории декабризма», М. В. Нечкина подчеркивает, что он был «охвачен патриотическими настроениями и глубоко обеспокоен судьбами России, политическое преобразование которой считал очередным вопросом. В нем были сильны республиканские симпатии. Участники организации разрабатывали планы цареубийства и, по-видимому, готовились к открытому выступлению». «В идеологии кружка были ярко выражены требование равенства граждан, протест против сословного строя и резко антицерковное, пожалуй, даже атеистическое мировоззрение».1
Смоленичи были центром распространения политических карикатур на Павла I, стихотворений и песенок, высмеивающих царя. Члены кружка выезжали в другие города, где размещались воинские части (Поречье, Велиж, Дорогобуж, Торопец), и там продолжали эту работу. Один из «смоленских вольнодумцев» привез в Велиж дворового шута, похожего на Павла I, и, одев его в «царские одежды», показывал на обедах и вечеринках, в кабаках и даже на разводах полка.
Существование кружка «смоленских вольнодумцев» — заметный факт в
истории освободительного движения.
Деятельность их показывает, что тиранопоборческие идеи, высказанные А. Н. Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», овладевали умами передовых людей конца XVIII века. Распространение этих идей было связано с процессом разложения крепостного строя и формирования капиталистического уклада, с усилением массового крестьянского движения.
Назревала и становилась все более явной потребность общественного развития России — ликвидация крепостного строя и самодержавия. Все это создавало ту среду, в которой началось вскоре формирование идеологии первого поколения революционеров в России — декабристов.
Павел Иванович Пестель (1793—1826) принадлежит к наиболее выдающимся деятелям дворянского этапа революционного движения в России.
Это был дворянский революционер, декабрист, полковник. Сын крупного сановника И. Б. Пестеля. В 1805-1809 годах он учился в Дрездене, в 1810-1811 годах в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. В 1821 году назначен командиром Вятского пехотинского полка.
В 1816 году вступил в «Союз спасения», был основным автором его устава.
В 1818 году организовал в Тульчине управу «Союза благоденствия».
П.И.Пестель обладал обширными научными познаниями, незаурядными организационными способностями и сильной волей. Он получил блестящее образование и, по собственному признанию, «особенную имел склонность к политическим наукам», «пристрастился к ним».
Пестель собрал у себя обширную политическую литературу. Друг Пестеля, секретарь Южного общества Н. И. Лоpep, вспоминает: «Квартиру он [Пестель] занимал очень простую,— на площади, против экзерцицгауза,— и во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания, и всевозможные конституции. Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку, на многих иностранных языках».2
Во время поездок в Кишинев весной 1821 года судьба свела Пестеля с А. С. Пушкиным. Тотчас же после этой встречи поэт записал в своем дневнике: «Утро провел я с Пестелем: умный человек во всем смысле этого слова. «Сердцем я материалист, – говорит он, – но разум этому противится.» Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч. Он один из самых
оригинальных умов, которые я знаю».3
Как видим, Пестель поразил Пушкина глубиной и логикой своих суждений. Поэт за эти недолгие часы кишиневской встречи сумел безошибочно определить
место Пестеля среди мыслящих людей России.
Пестель был не только пламенным революционером, но и глубоким теоретиком, оставившим после себя значительное литературное наследство. Наиболее важной работой Пестеля является «Русская правда».
Его конституционный проект показывал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени. Павел Иванович Пестель первым из декабристов высказал мысль об установлении в России республиканского строя. По его докладу совещание Союза благоденствия, состоявшееся в 1820 году в Петербурге на квартире Ф. Н. Глинки, единогласно отдало предпочтение республике. Пестель говорил, как всегда, умно, спокойно. Сила его аргументов была неотразима. По свидетельству одного из декабристов, Пестель “излагал мысли свои с такою логикою, последовательностью и таким убеждением, что трудно было устоять против его влияния”.