Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:36, реферат
По сравнению с периодом советской власти, в настоящее время влияние церкви и интерес к ней сильно возросли. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучать историю русской церкви, чтобы современное общество могло выстроить более грамотные и осознанные отношения между духовенством, государством и верующими.
Причиной выбора данной исторической эпохи является личный интерес к деятельности и судьбе Ивана Грозного.
8. Государев разгром Новгорода
Опричники подвергли земщину разгрому, но царь опасался смуты. Передовые опричные отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду 2 января 1570 г. и сразу оцепили город заставами. Первым делом опричники опечатали казну в монастырях и церковных приходах. Одновременно арестовали многих игуменов, соборных старцев и попов.
Спустя четыре дня в окрестности Новгорода прибыл Иван Грозный, остановившейся лагерем в монастыре на Городище. Его сопровождала личная охрана – 1500 стрельцов и многочисленные опричные дворяне. В воскресенье, 8 января, царь отправился в Софийский собор к обедне. На волховском мосту его торжественно встретили с крестами и иконами архиепископ Пимен и прочие духовные чины. Грозный отказался принять благословение и перед всем народом обвинил новгородцев в измене.
Несмотря на общее замешательство, царь велел Пимену служить последнюю обедню, после которой, Пимен пригласил царя в архиепископские палаты. Посреди невеселого пира Грозный велел страже схватить Пимена и его бояр. По приказу царя опричники ограбили архиепископский двор и храм Софии.
На другой день начался суд в царском лагере на Городище. Дознание велось с применением жестоких пыток. Опальных жгли на огне. Избивали не только изменников, но и всех членов их семей.
Суд на Городище завершился казнями боярина Данилова, многих новгородских дворян, дьяков и подъячих. После изобличения главных «заговорщиков» опричники взялись за монастыри. Иван самолично руководил изъятием сокровищ. Опричники забирали из монастырской казны деньги, грабили кельи, снимали колокола, громили монастырское хозяйство. Грозный был озабочен тем, чтобы пополнить казну. Готовясь к войне с подданными, царь пытался ускорить строительство крепости в Вологде, которую он предполагал превратить в опричную столицу. Строительство требовало значительных средств. Иван не отказался также от планов бегства в Англию, при этом он рассчитывал покинуть царство не с пустыми руками.
Из Новгорода опричная армия двинулась на Псков. Не позднее 19-20 февраля царь прибыл в Никольский монастырь на Любятине. Жители Пскова поспешили выразить царю покорность. Вдоль всех улиц, по которым должен был проехать Грозный, стояли столы с хлебом и солью. Глава псковского духовенства печорский игумен Корнилий, попы и монахи вышли навстречу с крестами и иконами.
Боярин князь Андрей Курбский в бытность свою наместником Ливонии установил тесные связи с Корнилием ввиду назначения его епископом Юрьевским и Вельянским. Курбский поддерживал оживленную переписку со старцем монастыря Васьяном Муромцевым, брал у монахов деньги в долг. Переписка Курбского с властями Печорского монастыря попала в руки Грозного. Дружба с Курбским явилась причиной подозрений против печорских старцев. Корнилий был казнен 20 февраля 1570 г.
Царь пробыл в Пскове недолго. Опричники, начавшие было грабить город, не завершили своего дела. В дни похода на Новгород опричники застали многих опальных псковичей под Тверью и в Торжке. По приказу царя опричники устроили кровавую баню, перебив 220 переселенцев с женами и детьми. Царя вполне удовлетворила эта резня, и поэтому он пощадил остальных жителей. Из Пскова царь уехал в Старицу, где произвел смотр опричной армии, а оттуда отправился в Александровскую слободу. Карательный поход на Новгород и Псков закончился.
Во все времена Россия обладала исключительной мощью, пока ей удавалось сохранить внутреннее единство. В середине XVI в. страна добилась крупных внешнеполитических успехов. Война шла на всех границах, что в конце
концов привило к истощению сил государства. Положение усугубили опричные погромы и террор.
Ливонская война оказалась непосильной для России. Стране пришлось вести войну одновременно в Прибалтике и на степных границах. В 1569 г. турецкая армия вместе с Крымской ордой подступила к Астрахани. Бунт янычар помешал туркам организовать длительную осаду. Во время отступления часть турецкого войска погибла. Тем временем Россия заключила перемирие с Речью Посполитой и в 1570 г. вступила в войну со Швецией. При осаде Ревеля ( Таллина), завершившейся в марте 1571 г. русские понесли большие потери. Поражение под Ревелем подготовило почву для катастрофы под Москвой.
В 1571 г. татарский хан объявил о начале «священной войны» против русских. 24 мая его разъезды подожгли предместья русской столицы. Поднялась буря, и пламя охватило весь город. В пожаре погибло множество народа. На другой день хан отступил в степи, уводя с собой тысячи пленников. Хан отправил к царю посла, требуя уступки Казани и Астрахани и грозя новым нашествием.
По мере нарастания террора власть самодержца становилась более зыбкой. Любую критическую ситуацию царь объяснял изменой. Во время похода против татар, жаловался грозный, перед ним шли семь воевод со многими людьми, но никто из них не предупредил государя, что татары прорвались к Москве и появились поблизости от царской ставки. Самодержец считал, что из-за изменников ему грозил татарский плен.
9. Второе «новгородское дело»
Новгородские архиепископы занимали особое положение в общерусской церковной иерархии. И Москва использовала все средства, чтобы покончить с таким положением новгородской церкви. Московский священный собор одобрил опричные репрессии против новгородской церкви и тем самым дал повод царю для новых гонений против черного духовенства. 29 августа 1570 г. новгородцы получили из Москвы распоряжение немедленно собрать по монастырям все жалованные грамоты и отправить их в Москву. Новые мероприятия опричнины подразумевали разграбление казны и разгром монастырского хозяйства. Жалованные грамоты служили главным подтверждением права монастырей на земли и привилегии, сохраненные ими после присоединения Новгорода к Москве.
В течение месяца опричники взыскали с монастырей 13 тысяч рублей и вывезли собранные деньги в Москву. Но в конце 1570 г. опричное правительство приняло решение о прекращении реквизиций в Новгороде. Причины, побудившие опричнину прекратить гонения против духовенства, были связаны с новым поворотом опричной политики. «Московское дело» внушило самодержцу недоверие к столице. После распространения опричных порядков на Новгород опричнина уподобилась антимосковской коалиции, призванной служить противовесом боярской столице.
Грозный искал примирения с жителями разгромленного им города. По приказу монарха лучшие мастера отлили в Александровской слободе новый колокол для Новгорода. Новгородской Софии были возвращены две знаменитые иконы: Спасов образ и образ святых Петра и Павла, увезенные из Новгорода в дни разгрома.
После того как новгородская церковь не имела пастыря почти два года со дня ареста Пимена, в Новгород был прислан Леонид – бывший архимандрит кремлевского Чудова монастыря.
Иван IV изменил отношение к крамольному городу под давлением обстоятельств. В 1570 – 1571 гг. значительная часть населения России вымерла от голода и чумы. Моральный дух армии был подорван поражениями и опричным террором, крепостные сооружения Москвы приведены в негодность пожаром и взрывами. Разгромив земщину, царь боялся, что его неверные подданные не остановятся перед сдачей столицы, лишь бы избавиться от его власти.
Иван IV допускал возможность захвата Москвы крымцами и считал, что только Новгород располагает ресурсами, необходимыми для продолжения борьбы с ханом и помогавшими ему «изменниками»-боярами.
После сожжения Москвы в 1571 г. Иван IV уведомил хана Девлет-Гирия о том, что готов уступить Крыму Астрахань ради мира. Но это предложение было отвергнуто. Девлет-Гирей намеревался не только отторгнуть от России Нижнее Поволжье, но и захватить Москву.
В конце июля 1571 г. конница Девлет-Гирея переправилась через Оку выше Серпухова и устремилась к Москве. Следуя по пятам за неприятелем, воевода Д. И. Хворостинин навязал бой его арьергардам и вынудил хана приостановить движение на север. В ходе двухдневного сражения,
развернувшегося возле села Молоди, Крымская орда подверглась разгрому и была обращена в бегство.
Вскоре после победы над татарами Грозный принял решение об упразднении опричных порядков. На долю первого послеопричного правительства выпала задача умиротворить и успокоить страну, потрясенную разгромами и террором. Но оно не успело выполнить свою задачу и распалось под влиянием внутренних разногласий. Началась новая волна казней из-за крымской измены, что послужило началом второго «новгородского дела».
Отменив опричнину, Иван IV отходит от политики союза с монастырским духовенством. Указом 1572 г. были подтверждены решения относительно ограничения податных привилегий монастырей.
Осенью 1575 г. царь предал суду архиепископа Леонида, которого оговорил придворный медик Бомелей. Архиепископу предъявили обвинение в том, что он с Бомелеем посылал шифрованное письма, написанные по-латыни и по-гречески, королю Польши и королю Швеции. Архиепископ якобы чеканил деньги и пересылал их вместе с другими сокровищами королям Польши и Швеции. Кроме того, Леонида обвинили в преступлениях против морали, мужеложстве, скотоложстве и других грехах. Эти обвинения были беспочвенны.
Суд, послушный воле монарха, приговорил владыку к смертной казни. Но затем царь помиловал архиепископа и заменил смертную казнь вечным заточением. Опального заковали в цепи и держали в погребе на хлебе и воде. Леонид прожил в заточении недолго.
При введении опричнины Боярская дума и высшее духовенство облекли царя неограниченными полномочиями для борьбы с боярской «изменой». Отмена опричнины аннулировала их. В ходе розыска но делу В. И. Умного, Бомелея и других лиц власти получили сведения об организации нового «заговора». Как и прежде, царь увидел спасение в том, чтобы ввести в стране чрезвычайное положение. Но он понимал, что попытка возродить опричные порядки неизбежно встретит сопротивление со стороны Боярской думы и священного собора, непосредственное влияние которых на дела управления возродились после отмены опричнины.
Иван прибегнул к мистификации. Он объявил об отречении от престола в пользу служилого хана Симеона Бекбулатовича, наделенного титулом великого князя всея Руси. Поставив Симеона над Боярской думой и
земщиной, царь получил от него «разрешение» на организацию «удела» — новой опричнины. «Удельное» правительство возглавили А. Нагой и Б. Я. Вельский—племянник Малюты Скуратова. Они быстро завершили розыск о новгородской «измене».
Почти все руководители опричнины, развязавшие террор в 1565—1568 гг., стали его жертвами. Первая опричнина длилась семь лет и была для страны трагедией. В 1575—1576 гг. она повторилась в виде фарса. Из-за крайней непопулярности своей политики Грозный счел благоразумным упразднить «удел» через год после его организации.
Заключение
Идею абсолютного самодержавия пытался воплотить в жизнь еще Иван III, мечтавший видеть церковь своим покорным союзником. Но свое осуществление она получила при Иване IV, рано усвоившим взгляды неограниченной единоличной власти, идущей от Бога. Подобные мысли были сформированы главным образом под влиянием митрополита Макария, который видя непрекращающиеся распри в боярской думе, ясно осознавал необходимость единодержавия. Из-за крайней подозрительности и недоверия, свойственные личности царя, эти мысли дали ему право чинить произвол, связанный с введением опричнины.
В годы репрессий вмешательство церкви спасло жизнь многим представителям земщины. Несмотря на все более ослабевающую позицию по отношению к государству, церковь, в лице Филиппа Колычева препятствовала массовым казням.
Попытка урегулирования взаимоотношений духовенства и светской власти была предпринята на Стоглавом соборе. Государство нуждалось в материальных богатствах церкви. Церковь тоже нуждалась в поддержке государства в защите православной веры от еретиков.
Благодаря Стоглаву, церковь позволила осуществиться ряду реформ, значимых для культурного развития Русского государства. Церковь заботилась об образовании, развитии искусств и способствовала появлению книгопечатания.
Влияние церкви на протяжении всего периода правления Ивана Грозного было значительным, несмотря на попытки государства ослабить ее роль и получить независимость.
Список литературы
Информация о работе Церковь в период правления Ивана Грозного