Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:36, реферат
По сравнению с периодом советской власти, в настоящее время влияние церкви и интерес к ней сильно возросли. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучать историю русской церкви, чтобы современное общество могло выстроить более грамотные и осознанные отношения между духовенством, государством и верующими.
Причиной выбора данной исторической эпохи является личный интерес к деятельности и судьбе Ивана Грозного.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
«Санкт-Петербургская
Кафедра Искусствоведения и культурологии.
«Церковь в период правления Ивана Грозного»
Введение
Основной религией на территории Российского государства на протяжении многих веков было православие, оказавшее сильное влияние на менталитет и уклад жизни русского человека.
По сравнению с периодом
советской власти, в настоящее
время влияние церкви и интерес
к ней сильно возросли. Актуальность
работы обусловлена необходимостью
изучать историю русской
Причиной выбора данной исторической эпохи является личный интерес к деятельности и судьбе Ивана Грозного.
Основным источником информации курсовой работы служит труд Р. Г. Скрынникова «Крест и корона». Автор подробно описывает события, в которых участвует церковь, на протяжении XVI – XVII вв. При этом, историк освещает судьбы наиболее значимых и влиятельных «подвижников церкви», не касаясь вопросов личности второстепенных святителей.
Также была использована работа Карташева А. В. «История Русской Церкви», для более глубокого разъяснения вопросов, касающихся значения и роли некоторых священнослужителей православного патриаршества в судьбе Российского государства.
В реферате кратко описаны правление Семибоярской думы и начало царствования юного Ивана Грозного.
Далее описывается личность и деятельность митрополита Макария, который вел мягкую политику заступничества опальных подданных, чему способствовало твердое намерение Ивана IV укрепить самодержавие в России любыми способами. Макарий оказал огромное влияние на взгляды царя, касающихся идеи венчания на царство.
Митрополит способствовал организации реформ, участвуя в Стоглавом соборе, деятельность которого повлияла на развитие просвещения, расцвет церковной живописи, искоренение в стране пороков и нищеты.
Одним из самых важных вопросов, рассмотренных на Стоглаве, был указ о церковном землевладении, цель которого была ограничить доходы и земли церкви, тем самым ослабив ее роль и влияние на государство.
Отдельным пунктом в курсовой работе освещается деятельность Ивана Федорова – первого русского печатника. Первые напечатанные книги – религиозные, поэтому, я считаю, что церковь была глубоко заинтересована в развитии книгопечатания, которое стало важным событием в русской культуре.
Важным моментом, когда церковь нуждалась в поддержке государства, стал Соборный суд над еретиками. В годы правления Ивана Грозного в Москву приезжали иностранцы, что способствовало активному проникновению идей Реформации в православное царство. Государство преследовало вольнодумцев, тем самым помогая церкви предотвратить распространение протестантской веры. Дело о еретиках началось с ареста Матвея Башкина – самого известного вольнодумца на Руси.
В данной работе не рассматриваются вопросы о заслугах и измене Курбского. Предметом интереса служит переписка царя и перебежчика, которая освещает точку зрения самодержца в ряде духовных и политических дел, тем самым отражая взаимоотношения государя с церковью.
После введения Иваном Грозным опричнины главной фигурой, пытавшейся повлиять на ее отмену, стал митрополит Филипп. Архиепископ открыто выступал против насилия и террора, за что поплатился своей жизнью, приняв смерть от рук Малюты Скуратова. Царь был охвачен навязчивыми идеями измены и предательства, что обернулось для страны разгромом Новгорода – столицы духовной культуры.
Второе «новгородское
дело» характеризуется
Цель данной курсовой работы рассмотреть события, затрагивающие взаимоотношения церкви и государства.
1. Начало правления семибоярщины
В XVI в. Образовалось Московское царство. Новый период был отмечен становлением самодержавных форм управления и связан с деятельностью Ивана IV Васильевича.
Иван IV родился 25 августа 1530г. в семье князя Василия III. В возрасте трех лет он лишился отца. Перед кончиной Василий III назначил для управления государством и опеки над сыном «седьмочисленную» боярскую комиссию, которая по замыслу князя должна была умерить распри в Боярской думе.
Семибоярщина управляла страной менее года. Василий Шуйский добился лидирующей роли в борьбе за власть, чему противились князья Бельские. Митрополит Даниил принял сторону последних, но его поддержка не спасла Бельских от поражения. Бельский был заключен в тюрьму. Следующим должен был стать митрополит, но Василий Шуйский умер, и бразды правления подхватил его брат Иван. 2 февраля 1539 г. Власти низложили Даниила за посредничество Бельским.
Шуйские укрепили бы свои позиции, если бы им удалось посадить на митрополичий престол своего ставленника, но Иван Шуйский не обладал авторитетом и опытом, чтобы повлиять на думу и высшее духовенство. Даниил, изгнанный с митрополичьего двора, отказался подписать отречение, сохранив тем самым возможность влиять на избрание своего преемника. Сан достался Иосафу Скрипицыну, который правил русской церковью около трех лет.
Иосаф, очевидно, считал более достойным правителем Бельского и явно недооценивал Шуйских. По его ходатайству Бельский был вскоре освобожден. Вместе с митрополитом он приблизился к власти. Но в ночь со 2-го на 3 января 1542 г. Шуйские произвели государственный переворот, подняв в Кремле тревогу, во время которой был схвачен Бельский и отправлен в ссылку. Иосафа сослали в заточение в Кирилло-Белозерский монастырь, после чего провели новые выборы митрополита. 16 марта 1542 г. сан получил архиепископ Макарий.
2.Митрополит Макарий
Будущий митрополит, в миру Макар Леонтьев, родился в начале 1480-х гг. Он принял пострижение в Боровске в Пафнутьевом монастыре. Позднее он был назначен архимандритом можайского Лужицкого монастыря. В Можайске он обратил на себя внимание Василия III и был посвящен в сан
новгородского архиепископа. Макарий обладал самым необходимым для священнослужителя качеством – первую свою обязанность он видел в помощи всем, кто в ней нуждался.
9 сентября 1543 г. Члены Боярской думы напали на боярина Федора Воронцова, за которого заступился Макарий. Зачинщики крамолы не прочь были поступить с Макарием так же, как с Иосафом. Положение митрополита среди борьбы правительственных властей становилось угрожаемым. Помня о том, что его предшественники были сосланы в монастырь и, видя борьбу бояр, митрополит осознавал необходимость устроения на Руси царского единодержавия.
Глинские использовали раздоры в думе для захвата власти. По приказу Ивана IV были казнены Шуйские и их приверженцы. Макарий пытался остановить кровопролитие, но ему не удалось помешать юному князю.
Иван IV не был подготовленным к роли правителя. Он явился перед подданными в роли немилостивого государя. Чтобы исправить положение, Глинские решили короновать племянника царской короной. Макарий поддержал их замыслы. При этом он заботился не столько о «централизации» государства, сколько о величии церкви. С его точки зрения венчанный церковью на христианское царство православный царь, по примеру древних византийских императоров, юридически и немедленно должен был взять под свое попечение удовлетворение неотложных нужд русской церкви. А эти нужды определялись тем, что русская церковь, по убеждению Макария, осталась на земле единственно чистой выразительницей христианской истины, но в то же время продолжала страдать и очевидными бытовыми недостатками. Митрополит считал своей задачей с помощью православного царя исправить эти недостатки.
Церковное руководство приступило к преобразованиям раньше светской власти. В период раздробленности жизнь княжеств и земель была разобщена и материально, и духовно. У каждого княжества имелись своя монета, свои единицы мера и веса, а также свои чудотворцы. С образованием единого государства возникла необходимость создания пантеона общерусских святых. Макарий провел в 1547 и 1549 гг. два церковных собора, учредивших культ почти сорока новых чудотворцев.
3. Стоглавый собор
Вскоре Иван под влиянием Макария приступил к «церковному устроению». В феврале 1551 г. царь передал духовным чинам свое «рукописание» - заранее подготовленные вопросы. Инициаторы реформы намеревались соединить земское устроение с «многоразличным церковным исправлением», чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви. Cвященный собор изложил свои решения в ста пунктах (главах), отчего и получил наименование Стоглавого собора.
Заседания собора заняли мало времени, тогда как круг рассмотренных им вопросов оказался непомерно велик. Документы собора были заготовлены заранее и по большей части утверждены без обсуждения. Исключение составляли наиболее важные моменты, связанные с землевладением и доходами церкви.
Стоглавый собор принял множество постановлений, которые должны были способствовать развитию просвещения, расцвету церковной живописи. Дело образования на Руси находилось в руках духовенства, но многие священники были малограмотными. Предметом критики стало домашнее образование. Задача заключалась в том, чтобы заменить домашние школы с родителями или нанятыми мастерами в роли учителей правильно организованными церковными училищами.
Был поставлен вопрос об исправлении нравов низшего духовенства. Иерархи церкви предлагали внести административные меры – систему надзора и наказаний.
Стоглав поднял вопрос о потере единообразия в церковных обрядах. Под страхом проклятия были запрещены «трегубая аллилуйя» и троеперстное знамение и введено по всей стране двоеперстие вместе с «сугубой аллилуей». К счастью для церкви, митрополит Макарий проявил достаточную долю равнодушия к тому, что касалось внешней обрядности.
Стоглавый собор осудил продажу церковных должностей, вымогательство и взятки в церковной среде.
Православная церковь всегда терпимо относилась к юродивым. Исключение составляли бесноватые и трясуны, которых собор осудил, как лживых пророков.
Крайнюю нетерпимость отцы церкви проявляли в отношении народных празднеств и обрядов, в которых усматривался грех язычества. Собор осудил
всякого рода «бесовские» игрища и скоморошьи представления. Грехом были признаны стрижка бороды, мытье в бане мужчин с женщинами, всякого рода колдовство. К числу греховных занятий собор отнес шахматы и игру на музыкальных инструментах. Осуждалось общение с иностранцами, в особенности подражание их обычаям.
Исключительное внимание стоглав уделил монастырям и монашеству. Царь обвинил черное духовенство в пьянстве, не ставя под сомнение благочестие монашества в целом. Собор признал, что «бражничество» наносит наибольший ущерб монастырскому благочестию, и запретил монастырям держать у себя вино, а монахов призвал довольствоваться квасами. Исключение было сделано лишь для редких в Росии «фрязских» вин. Их разрешалось держать в обителях, но пить только «во славу Божию». Запрет не распростанялся на Троице-Сергиев монастырь, который посещали многочисленные поломники. Среди иноков послабления допускались в отношении знатных пострижеников, которые больны или пожилого возраста.
Стоглавый собор принял ряд решений в целях исправления монашеской жизни. Наложен был запрет на совместное проживание монахов и монахинь в одном монастыре. Инокам не велено было жить в миру, бродяжничать и собирать деньги.
В XVI в. существовали монастырская и казенная благотворительность. Государство пыталось организовать помощь нищим, престарелым и больным. Власти рассылали по городам милостыню, или «корм годовой» включавший еду и одежду. «Корм» раздавали через особые «богадельные избы», во главе которых стояли приказчики. Царь обвинил их в нечестности. Собор постановил провести по городам перепись всех калек и пожилых людей, чтобы устроить их в городских богадельнях. Дабы положить конец злоупотреблениям приказчиков, было решено передать богадельни под надзор городского белого духовенства и посадской администрации. Собор поставил заботу об устройстве богаделен в Москве и по всем городам, но не решил вопроса о средствах необходимых для этого.
Информация о работе Церковь в период правления Ивана Грозного