Церковь в период правления Ивана Грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:36, реферат

Краткое описание

По сравнению с периодом советской власти, в настоящее время влияние церкви и интерес к ней сильно возросли. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучать историю русской церкви, чтобы современное общество могло выстроить более грамотные и осознанные отношения между духовенством, государством и верующими.
Причиной выбора данной исторической эпохи является личный интерес к деятельности и судьбе Ивана Грозного.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 73.00 Кб (Скачать)

«Царские вопросы» собору отразили тревогу властей по поводу «оскудения» дворянства и чрезмерного  обогащения монашествующей братии. Царь и его советники помнили об опыте Ивана III и не прочь были отобрать земли у московских монастырей, чтобы обеспечить поместьями феодальное

 

                                                                          8

сословие. Имея в виду непрекращавшийся рост монастырских богатств, власти с неодобрением отмечали, что монастыри берут вклады от мирян.

1мая 1551 г. По царскому  приговору Макарий и собор утвердили закон об ограничении церковного землевладения. Прежде всего церковь лишилась всех земель и доходов, приобретенных в период боярского правления. Закон запрещал духовенству покупать вотчины без специального разрешения царя. Возврату в казну подлежали все поместные и «черные» земли, которые из-за долгов или «насильством» владыки отняли у владельцев. Все указанные ограничения распространялись на епископские и монастырские земли. Митрополичьи земли и доходы были сохранены в неприкосновенности.

«Царские вопросы» уделили  исключительное внимание монастырям, их землям и доходам. Для проведения реформ требовались деньги. Монастыри  же были держателями крупных денежных средств. Казна не могла дотянуться до их богатств, так как духовенство располагало тарханными и льготными грамотами. Монастыри не желали поступиться своими доходами, и осифлянское руководство церкви разделяло их настроения. Государство вело тяжелую войну, казна была пуста, и церкви не удалось оградить свои земли от обложения. Тарханные грамоты, изъятые у монастырей, не подверглись уничтожению. Многие из них были возвращены их владельцам с «подтверждением», сохранившим видимость согласия государя со своими богомольцами. Никакого общего закона о тарханах Стоглав не принял. Но практические распоряжения властей были таковы, что монастыри, получившие подтвержденные грамоты и те, которые не добились «подтверждения», стали платить в казну все основные налоги. Реформа податного обложения ставила в наиболее выгодное положение служилое дворянство, монастыри же были низведены почти до уровня государственных крестьян.

Светские и церковные  реформы ускорили процесс формирования сословий в России. «Образцом» для  других сословий стало военнослужилое дворянское, которое консолидировалось ранее прочих сословий. Поместная система поставила дворянство в зависимость от трона. На Стоглавом соборе духовенство попыталось добиться для себя некоторой автономии, прежде всего в судебной области, но столкнулось с сопротивлением руководителей церкви. Реформа должна была расширить поле применения принципа «святительского» суда, ввести в светский административный аппарат по

                                          

                                                                       9

управлению духовенством представителей приходского духовенства  – «поповских старост».

В условиях упрочения самодержавных  порядков попытки ослабить зависимость  церкви от светских властей натолкнулись на множество преград, вследствие чего реформы Стоглава были осуществлены частично.

Осифляне противились реформам, и власти провели перестановку лиц на высших ступенях иерархии. После собора Иван IV направил в Троице-Сергиев монастырь своего ближайшего советника попа Сильвестра. Реформаторы надеялись, что крупнейший русский монастырь станет их надежным союзником в деле преобразований. Формально Сильвестр ездил в Троицу к бывшему митрополиту Иосафу с просьбой одобрить решения Стоглава. Фактически речь шла  о смене властей в Троице.

Пост игумена  Троице-Сергиева монастыря занял старец Артемий из заволжской пустыни.  Артемий был одним из тех людей, которые оказали глубокое влияние на формирование религиозности Ивана IV. Пустынник использовал свое влияние при дворе, чтобы добиться освобождения Максима Грека, столпа нестяжательства в России. Артемий рассчитывал, что авторитет Грека поможет внести ему перемены в жизнь троицких монахов.

В годы реформ нестяжательство дало о себе знать в последний раз. Гонения осифлян не являлись исключительной причиной крушения этого течения церковной мысли. Годы боярского правления стали годами процветания монастырей и стремительного роста церковного землевладения. При таких условиях призывы к аскетизму и отказу от богатств находили все меньший отклик в монашеской среде. Нестяжатели не шли на компромисс и неизменно терпели поражение.

В годы реформ Иван IV покровительствовал заволжским старцам. Поэтому 22 ноября 1552 г.  сан новгородского архиепископа получает Пимен Черный, постриженик Андриановой пустоши в Заволжье.

При Грозном функции митрополита  Макария  чрезвычайно расширились. Он вел дипломатические переговоры с Литвой. Церковь играла значительную роль также в сношениях с мусульманским миром. После того, как турки-османы покорили Крымское ханство, возникла реальная опасность объединения татарских юртов под эгидой Османской империи.

 

                                                                          10

Из татарских орд ближе  всех к русским границам располагалось  Казанское ханство. Его отряды не только разоряли пограничные русские уезды, но и выходили к Владимиру, Костроме и Вологде. Церковное руководство старалось придать войне с казанцами характер священной борьбы против неверных «агарян».

Трехкратный поход царских  полков в Поволжье завершился падением Казани 2 октября 1552 г. Вслед за тем  было завоевано Астраханское ханство. Царское правительство сделало  все, чтобы создать себе прочную  опору в Казанском крае. Оно  объявило собственностью Дворцового приказа  владения хана и мурз, уведенных  в плен в Россию либо погибших во время войны и последующих  восстаний. Власти стали раздавать  «подрайскую» землицу русским дворянам и казанским новокрещенцам. Свою долю в казанских землях и доходах получила церковь. Однако в условиях непрекращавшихся  восстаний царская администрация не смогла бы удержать Нижнее Поволжье под своей властью, если бы попыталась насильственными методами навязать православие большинству мусульманского населения. Церковь строила свои взаимоотношения с мусульманами Поволжья с учетом всех этих обстоятельств.

Успешное завершение казанской  войны благоприятствовало возобновлению  реформ в Российском государстве. Союз между светской и духовной властью  обеспечил успешное их проведение. В итоге в Москве образовалась приказная система управления, были отменены «кормления». С образованием приказов возникла российская бюрократия. Одним из самых ярких ее представителей был дьяк Иван Висковатый.

4. Соборный суд  над еретиками

Собор «На еретиков» собрался в Москве в 1553 г. по инициативе Макария. Он завершил свою работу в 1554 г. Заседания собора носили преимущественно судебный характер, что было связано с обнаружением новой ереси, распространившейся в государстве, прежде всего по причине отсутствия в Московской Руси должного уровня богословской мысли и духовного образования.

Дело о еретиках началось с того, что в июне 1553 г. начался  розыск о ереси Матвея Башкина.

 

                                                             11

Башкин был самым известным из русских вольнодумцев XIV в. Он служил в составе Государева двора, попал в «тысячу лучших слуг» и имел прочные связи в придворных сферах, что позволило ему открыто говорить о своих взглядах.

 Поначалу сказанное Башкиным  не выглядело ересью, а носило, скорее, элемент социальной смуты, так как Матвей нарушал своими экспериментами традиционный уклад жизни Московской Руси.  Благовещенские священники разделяли некоторые его взгляды. Вольнодумец выступал как поборник Евангелия с его проповедью любви к ближним и равенства. На исповеди у Симеона он говорил о недопустимости рабства. Башкин претворил в жизнь эту идею: своих рабочих он держал у себя добровольно. До поры до времени взгляды Башкина не вызывали сомнений, вызывая одобрение. Однако ситуация изменилась, когда Башкин в присутствии Симеона стал «развратно» толковать текст Евангелия. Духовник пришел с доносом к Сильвестру, и тот забил тревогу.

Башкин был арестован и заключен в тюрьму. На допросах он решительно отрицал свою вину, но вскоре покаялся в хуле на Христа под пытками в Иосифо-Волокамском монастыре.

Царь Иван IV серьезно относился к религиозным спорам, которые вели лица из его ближайшего окружения. Он предполагал покарать не только вольнодумцев, а устроить развернутые богословские прения, для участия в которых пригласил в столицу Максима Грека и Артемия Пустынника. Однако Максим уклонился от приглашения, опасаясь, что его осудят за ересь вместе с Матвеем Башкиным.

Артемий подчинился приказу, явился в Москву и был поселен в Андрониковом монастыре. Артемий Пустынник хорошо понимал, что власти намерены использовать его познания в богословии, чтобы осудить ересь и расправиться с вольнодумцами. Не желая участвовать в расправе, он без ведома властей тайно покинул Москву и удалился в Порфирьеву пустынь. Устранившись от дел, вождь нестяжателей облегчил дело осифлянам, взявшим подготовку суда в свои руки. Осифлянам важно было доказать, что зловредная ересь проникла на святую Русь с Запада.

После процесса над М. Башкиным немало московских «еретиков» бежало за рубеж. В Москве этим людям в голову не приходило отрекаться от

 

                                                                            12

православной веры. Однако в Литве многие из них обнаружили, сколь близки им идеи Реформации.

Суд над Башкиным был использован, чтобы окончательно избавиться от нестяжателей. Власти Кирилло-Белозерского монастыря расценили отказ Артемия участвовать в суде над Башкиным как доказательство его причастности  к ереси. В январе 1554 г. собор отлучил Артемия от церкви и сослал на вечное заточение в Соловки, откуда ему удалось вскоре бежать в Литву. Таким образом были заглушены последние отзвуки нестяжательства в России.

5. Переписка Ивана  Грозного с Андреем Курбским

В апреле 1564 г. бежал в  Литву боярин князь Андрей Курбский – один из лучших воевод царя Ивана Грозного, друг и советник его молодости. Из-за рубежа он прислал царю краткую «досадительную» эпистолию, которая положила начало знаменитой переписке, состоящей из пяти писем. В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических вопросов, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития Российского государства. Считается, что Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством. Значительное место в этой переписке занимали вопросы церковно-политического характера.

Оставаясь в России, подданные  не имели возможности высказать  свои взгляды. Покинув государство, боярин Андрей Курбский  обрел такую  возможность. В своем первом послании царю Курбский пишет о том, что из пресветлого поборника православия монарх превратился в его «супротивника» — еретика.  Во-первых, царь подверг гонениям достойнейших из православных — «сильных во Израиле» — и пролил  их «святую кровь». Во-вторых, он преследовал Курбского, невзирая на его большие заслуги. В-третьих, Иван и его новое окружение творят нечестивые и антихристианские деяния. Каждая из частей письма завершается угрозой Божьего суда. В постскриптуме утверждается, что среди близких к царю лиц появился сам Антихрист.

Слова Курбского заключали  в себе страшную угрозу для трона. Присяга на верность царю, вступившему  в союз с Антихристом, утрачивала законную силу. Долг каждого христианина  состоял в том, чтобы не покоряться, а

                                                                         13

бороться с такой властью всеми способами. Всякий пострадавший в борьбе с Антихристом превращался в мученика.

Для Курбского речь шла  о спасении истинной веры. Так же понимал дело и Грозный. Но каждый из них предлагал свой путь спасения Святорусского царства. Обозначение этого пути в значительной мере зависело от ответа на вопрос: на ком держится истинно христианское царство и кто его рушит?

Ввиду отступничества царя оплотом истинной веры стали, по мнению Курбского, «сильные во Израиле». Курбский бежал из России в страхе за свою жизнь вскоре после казни воевод бояр Репнина и Кашина, отличившихся в победоносном походе на Полоцк. Именно их имел в виду Курбский, говоря о пролитии «святой крови».

Наставники молодого царя, внушая мысль о богоизбранности монарха, учили питомца неукоснительно следовать божественным заповедям и морали. С осуждением Сильвестра чинная жизнь дворца разрушилась. Настало время попоек и «безчинств». Приглашенный во дворец Репнин отказался принять участие в маскараде. Он первым пытался спасти бывшего «пресветлого в православии царя» от греха. Подвиг Репнина повлек за собой пролитие святой крови мученика. По приказу монарха подвижник был убит у алтаря на молитве.

Царь всеми силами старался доказать, что именно Курбский и другие изменники впали во всевозможные ереси, а сам он если и допускал отступления от благочестия, то делал это либо по молодости, либо уступая «немощи человеческой». Если, утверждал Иван, он был «сопротивен», то только своим неверным подданным, которые старались поработить или погубить его.

Переписка между царем  и Курбским отразила нараставший  конфликт между монархом и его  боярским окружением. Знать оказалась  единственной общественной силой, способной  противостоять утверждению в  стране самодержавного режима. Участники конфликта были полны предчувствия надвигающейся катастрофы.

Церковь успешно тушила распри, пока ее возглавлял Макарий. Не один боярин получил помилование благодаря «печалованию» митрополита. Но 31 декабря 1563 г. митрополит умер, примерно в восьмидесятилетнем возрасте. Церковь лишилась авторитетного руководителя в трудное для страны время.

                                                                         14

Проекты реформ были окончательно преданы забвению. Наступило время  насилия и террора.

6. Первопечатник Иван Федоров

Информация о работе Церковь в период правления Ивана Грозного