Церковь в период правления Ивана Грозного

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:36, реферат

Краткое описание

По сравнению с периодом советской власти, в настоящее время влияние церкви и интерес к ней сильно возросли. Актуальность работы обусловлена необходимостью изучать историю русской церкви, чтобы современное общество могло выстроить более грамотные и осознанные отношения между духовенством, государством и верующими.
Причиной выбора данной исторической эпохи является личный интерес к деятельности и судьбе Ивана Грозного.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 73.00 Кб (Скачать)

Еще в годы реформ Иван IV просил датского короля Кристиана III прислать мастера для организации в Москве типографии. Полагают, что им был Ганс Богбинтер. Датский печатник, привезший в Москву станок и  протестантские книги для перевода, видимо, и познакомил русских с печатным делом.

Новая попытка основать на казенные средства типографию в Москве была предпринята накануне опричнины. На этот раз типографское оборудование было закуплено в Константинополе.

По словам печатника Ивана  Федорова, в Москве приступили к  обучению типографскому ремеслу  в 1552 – 1553 гг. Вскоре же в Москве были изданы первые печатные книги. Казна  смогла выделить крупные субсидии на строительство типографии лишь после  отставки Избранной рады. В Москве был выстроен печатный двор. Дело поручили дьякону кремлевской церкви Ивану Федорову и Петру Мстиславцу. Оба имели опыт книгопечатания. 19 апреля 1563 г. московская типография приступила к работе над знаменитым «Апостолом». Издание первой книги растянулось на целый год. Вторую книгу – «Часослов» – печатники выпустили двумя изданиями после введения опричнины, с августа по октябрь 1565 г. Затем деятельность печатного двора в Москве надолго прервалась. Первопечатнику пришлось покинуть Россию.

Отношение к каноническому  древнерусскому тексту священных книг и их исправлению по греческим  оригиналам имело принципиальное значение в глазах московских книжников. На этой почве возник раскол церкви в XVII в.  Ревнители старины с подозрением взирали на попытки изменить хотя бы единую букву в старых рукописных книгах и с этой точки зрения осуждали книгопечатание. Ревнителей старины поддерживали высшее духовенство и бояре земщины, пуще огня боявшиеся того, что новшества с исправлением священных книг, вошедшие в жизнь вместе с книгопечатанием, могут обернуться расколом церкви. Из-за подобных нападок Иван Федоров был вынужден оставить Россию.

Начало книгопечатания на Руси  явилось крупнейшим завоеванием  культуры. Но начинание едва не заглохло короткое время спустя. Причины этого  были следствием бурных событий, произошедших в Москве в 1564 – 1565 гг. Царь

                                                                             15

укрылся в опричнине и  порвал всякие связи с земщиной. Кроме собственной безопасности, его ничто более не интересовало. Печатный двор остался в земщине, и печатники, лишившись высокого покровительства, оказались предоставлены судьбе. Их подстерегали затруднения в лице противников книгопечатания из числа ревнителей старых книг. Дело усугубило обложение земщины колоссальной контрибуцией – в 100 тысяч рублей. Земская казна оказалась пуста, и Печатный двор надолго лишился субсидий.

Федоров был вынужден бежать в Литву и, оказавшись за рубежом, воспользовался возможностью изложить обстоятельства своего отъезда. В послесловии  к львовскому «Апостолу» 1574 г. Иван Федоров указал на то, что подвергся  гонениям со стороны руководства  земщины, в ведении которого находился  Печатный двор. Также были сказаны  слова о царе, его полной непричастности к травле печатников. Иван искренне похвалил покровителя, нимало не заботясь о том, что его слова рассердят русских эмигрантов, чернивших Ивана Грозного.

7. Митрополит  Филипп

Федор Степанович Колычев происходил из младшей ветви старомосковского боярского рода Колычевых. Колычевы вели род от знатного дворянина Камбилюса. Дед Филиппа, Иван Андреевич, занимал высокие воеводские посты посты при Иване III. Растеряв родовые вотчины в Замосковье, некоторые Колычевы перешли на поместья в Великий Новгород. В их числе был Степан Иванович по прозвищу Стенстур. 11 февраля 1507 г. жена Стенстура, Варвара, родила сына Федора, будущего митрополита. О жизни Федора в миру известно немного. Когда Федору Колычеву исполнилось 15 лет, его определили   на царскую службу, которую он нес до тридцати лет.

В дни розыска об измене новгородцев в пользу его дяди, Ивана Умного, Федор решился покинуть поместье и царскую службу. Он бежал в деревню Кижи на Онежском озере. В Кижах он нанялся к местному крестьянину пастухом, а затем перебрался в Соловецкий монастырь. В течение полутора лет Федор исполнял в монастыре черную работу в качестве трудника.

Примерно в тридцать два  года Федор Колычев принял обряд пострижения и был наречен Филлипом.  Игумен определил постриженика под начало иеромонаха Ионы Шанина.

 

                                                                         16

После десяти лет пребывания Филиппа в Соловках, после троекратной смены власти, его избрали игуменом. Примерно в то же время Филлип получает наследство из-за смерти отца. Все полученные деньги Колычев тратит на общину.

В правление Филлипа Соловецкий монастырь стал образцом общинножительства. Все, включая чернеческое  платье, считалось общей собственностью.

Игумен считал, что лишь экономическое процветание позволит обители выполнить свою христианскую миссию. Поэтому он неустанно заботился о приобретении новых земель, пополнении казны, строительстве и благоустройстве обители, улучшении трапезы и одежды иноков. Колычев запрещал винопитие и заботился о нравственности братии и мирян.

Освоение северных земель было сопряжено большими трудностями, в то время как на русском рынке было два товара, приносивших наибольшую прибыль: соль и вино. Колычев, осознавая выгоду соляного промысла, подал властям челобитье на беспошлинную продажу до 10 тысяч пудов.

Доходы с земель и торговля давали монастырю значительные средства. В монастыре появились запасы продовольствия. Увеличилось население  Соловков. Колычев вел хозяйство с умом и уверенностью.

На протяжении двадцати лет  строительство на территории храма  не прекращались ни на один, день из-за чего сильно истощалась монастырская казна. В 1552г. в монастыре начали строить каменный храм Успения Богородицы. Через шесть лет Филипп приступил к сооружению Преображенского собора «на Погребах».

Соловецкий монастырь  достиг материального благополучия и превратился в крупный центр  книжной и духовной культуры.

После смерти Макария на митрополичий престол взошел Афанасий, до пострижения носивший имя Андрей Протопопов. Многие годы Андрей был духовником царя и пользовался его доверием.

В январе 1565 г. Грозный уехал  в Александровскую слободу, прислав оттуда грамоту Афанасию. В ней он объявил об опале на епископов и прочих архиереев, на бояр и приказных, а кроме того, известил всех об отречении от престола.

                                                                           17

С момента отречения от престола все переговоры с думой  государь вел через духовенство. Народ московский, которому царь объявил  милость одновременно с опалой дворянства, грозил изменникам расправой, и бояре были вынуждены подчиниться. Грозный получил благословение митрополита, который умолял его отменить опалу бояр. Вскоре Грозный вернулся на царство, а через месяц учредил опричнину.

Опричнина стала своего рода государством в государстве. Она  имела собственную территорию, правительство, армию, финансы, свое духовенство. В  опричнине царь освободился от традиционной опеки Боярской думы. При учреждении опричнина имела четко выраженную антикняжескую направленность. Суздальская знать занимала ключевые позиции в Боярской думе и Государственном дворе. В ней царь видел главную преграду к неограниченной самодержавной власти.

Учреждая опричнину, царь сетовал на то, что не может наказать своих изменников, за которых вступался  митрополит. Лишенный старинного права  «печалования», Афанасий покинул митрополию и удалился в монастырь, добиваясь тем самым упразднения опричных порядков. Царь мог бы назначить на его место одного из своих угодников. Но  Иван IV неожиданно предложил пост митрополита Соловецкого монастыря. Тиранические склонности сочетались в личности Грозного с искренней верой и преданностью православной церкви. Иван IV много лет знал игумена и уважал его за строгую иноческую жизнь и талант строителя. Среди иерархов Филипп мог лучше других способствовать укреплению авторитета митрополичьего дома и устройству его материальных дел. Игумен остался в стороне от бурных событий, связанных с опричниной, что говорило в его пользу. Но Грозный боялся назначения Колычева, опасаясь интриг со стороны брата, Владимира Старицкого и новгородских дворян. Филипп до пострижения участвовал в мятеже удельного князя Андрея Старицкого. Царь давно не терпел возражения с чьей бы то ни было стороны, а Филипп выделялся в среде духовенства своим суровым и непреклонным характером. Филипп оказался приемлемой кандидатурой как для земщины, так и для опричнины.

Филипп публично потребовал, чтобы царь отменил опричнину, остановил казни и соединил государство воедино, а иначе «ему в митрополитах быти невозможно». Участники Земского собора составили и подписали челобитную грамоту с требованием упразднить опричнину. Столкнувшись с

                                                                             18

требованием земщины,  Грозный прежде всего попытался уладить свои отношения с духовенством. Начались долгие переговоры.  Были составлены условия возведения на митрополию.  Грозный заявил, что опричнина – это его личное и семейное дело и митрополиту не следует вмешиваться в его «домовой обиход. Право совета и «печалования» за опальных, упраздненное при введении опричнины, приобретало исключительное значение в момент, когда стране грозил новый взрыв террора. Игумен уступил не раньше, чем добился от самодержца восстановления этого права. Без промедления использовав его, Филипп помешал опричникам учинить массовые избиения в земщине.

Правительство было поражено масштабами земской оппозиции и  тем, что протест исходил со стороны старомосковской знати. Иван Грозный стал укреплять опричнину. В ее владения были включены Кострома и Старица. Царь приказал поспешить с сооружением крепости в Вологде, чтобы иметь возможность основать государство в ней в случае массовых восстаний. Опасаясь мятежа, Иван Грозный обратился в Кирилло-Белозерский монастырь с желанием постричься в монахи. Затем последовало обращение к английскому двору с просьбой предоставления ему и его семье убежища.

Попытки митрополита повлиять на царя с решением отменить опричнину  не удались. Неудачей завершился священный  собор, созванный Колычевым для осуждения опричных действий. Короткий период примирения и амнистий закончился. Опричные суды возобновили свою деятельность, репрессии нарастали. Конфликт между царем и Филиппом разгорался. Поводом к окончательному разрыву послужил инцидент, происшедший 28 июля 1568 г. Царь явился с опричниной в Новодевичий монастырь, чтобы участвовать в крестном ходе. Когда Грозный вошел в храм, один из опричных бояр не снял с головы черной тафьи и Филипп сделал резкий выговор опричнику. Иван IV принял слова митрополита как личное оскорбление и в гневе удалился с богослужения. После этого инцидента Колычев переселился в монастырь Николы Старого. Формально Филипп совершил то же, что двумя годами раньше совершил его предшественник Афанасий. Но в отличие от него Колычев отказался сложить с себя сан митрополита и, перейдя жить в монастырь, сохранил все атрибуты власти.

Царь Иван отличался набожностью  и имел самые возвышенные представления  о своей миссии верного сына и  защитника православной церкви. Ни один из московских государей не заботился  о своей репутации 

                                                                        19

«благочестивейшего государя», как Грозный. Полный и окончательный разрыв с главой церкви поставил его в двусмысленное и трудное положение.

В августе 1568 г. Грозный отдал  приказ о суде над главой церкви. Тогда же он вызвал архиепископа Пимена из Новгорода в Москву. Будучи вторым после митрополита иерархом, Пимен должен был возглавить суд над Филиппом.

Опричная дума не посмела  обвинить Колычева в государственной измене и намеревалась низложить его за «порочную жизнь».  Опричники опасались судить Колычева, пока у того оставались влиятельные покровители в земской думе. Поэтому перед самым судом Грозный учредил массовые казни в Боярской думе. Иван IV устранил последние препятствия к низложению главы церкви.

На соборном суде митрополит отверг предъявленные ему обвинения  и громогласно потребовал от царя отмены опричнины. Увидев, что дело проиграно, Филипп объявил о своем  отречении. Однако царь воспротивился  отставке Филиппа и приказал продолжить суд. Следуя его воле, собор признал  все обвинения истинными и  утвердил приговор о низложении. Своих регалий Филипп лишился во время богослужения в соборе. Едва народ заполнил храм, как туда ворвались опричники во главе с М. Скуратовым и А. Д. Басмановым. Как только чтение собора было завершено, Малюта набросился на митрополита и сорвал с него святительские одежды. Вслед за тем Колычева бросили в сани и увезли из Кремля.

Процедура низложения была продумана Грозным до подробностей. Он стремился придать ей форму, которая бы поразила земщину и получила такой же отклик в столице, как и выступление митрополита против опричнины. Монарху нужно было скомпрометировать главу церкви в глазах всего народа.

Стражники отвезли Филиппа  в Богоявленский монастырь и бросили в тюрьму, заковав в оковы. Но вскоре заключенный освободился. Признанный виновным в «скаредных делах», Филипп по церковным законам подлежал сожжению. Но по ходатайству духовенства казнь заменили вечным заточением в Отроче монастыре в Твери.

11 ноября 1568 г. митрополичью  кафедру занял игумен Троице-Сергиева  монастыря Кирилл, выделявшийся  своим послушанием царю. Земские  чины 

                                                                        20

и иерархи предали Филиппа и их малодушие обернулось трагедией – опричным разгромом Великого Новгорода.

В декабре 1569 г. Иван IV собрал в Александровской слободе всех опричников и объявил им об измене новгородского архиепископа Пимена и жителей Новгорода, якобы желавших перейти под власть польского короля.

Пимен помог опричникам низложить  митрополита Филиппа. По замыслу  царя Колычев должен был помочь опричнине в расправе с Пименом. Малюта Скуратов посетил опального митрополита в его келье в тверском Отроче монастыре и просил благословить разгром Новгорода. Но узник не использовал случай, чтобы отомстить Пимену, а попытался образумить Малюту, напомнив ему о долге христианина. Малюта набросился на шестидесятидвухлетнего старца и задушил подушкой. Филипп был убит 28 декабря 1569 г.

Информация о работе Церковь в период правления Ивана Грозного