Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность работы. Общепризнано, что важнейшим фактором, определяющим будущее любого общества, является его отношение к детству. Плохое, некачественное воспитание подрастающего поколения «запускает» механизм саморазрушения общества и государства. Особенно трудна жизнь детей в «смутные» времена, когда на гребне политико-экономических реформаций получают распространение потребительское отношение к жизни, безнравственность и беззаконие.
Введение……………………………………………………………...
Раздел I. Понятие и основные характеристики беспризорности
в 1920-е – 1940-е годы…………………………………………………..
1. Понятие беспризорности и ее масштабы в 1920-е – 1940-е гг..
2. Причины детской беспризорности в 1920-е – 1940-е гг……….
3. Личностные особенности беспризорника………………………
Раздел II. Деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности
в 1920-е – 1930-е гг…………………………………………………….
1. Роль органов советской власти в преодолении детской беспризорности…………………………………………………..
2. Общественные организации в борьбе с детской беспризорностью…………………………………………………
3. Основные формы и методы профилактики и нейтрализации беспризорности…………………………………………………..
Раздел III. Ликвидация детской беспризорности в 1940-е гг…………
1. Государство и общественность в борьбе с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны……
2. Развитие основных форм и методов работы по искоренению безнадзорности и беспризорности……………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
В начале 1920-х годов в области детства делалась установка на то, что ликвидация детской беспризорности возможна только в государственной системе учреждений. Основной формой борьбы с детской беспризорностью был детский дом. В 1920 – 1930-е годы открывались также трудовые колонии и коммуны. Но, прежде чем попасть в эти стационарные детские учреждения, дети попадали в приемники, Детские приемники выполняли определенную педагогическую функцию. Пик работы приемников в Пензенском регионе пришелся на 1921 – 1922 голодные годы и в период неурожая 1924 года, охватившего Пензенскую губернию. Трудовые коммуны и колонии возникли в экономически тяжелые для страны годы и получали очень скромные дотации от государства на свое содержание. В Пензенском регионе трудовые колонии и коммуны работали не очень успешно, но, несмотря на сложнейшие условия, многие беспризорники нашли приют , получили образование и трудовые навыки. Еще одной формой ликвидации детской беспризорности был патронат, который не дал ожидаемых результатов, поскольку получение льгот для семьи, берущей ребенка на воспитание, связывалось со многими официальными формальностями и волокитой в деятельности местных властей.
С середины 1920-х годов теория моральной дефективности сменилась идеей трудового воспитания как решающего фактора преодоления детской беспризорности. Ее претворение в жизнь обеспечивало и занятость беспризорность детей, и подготовку их к трудовой самостоятельной жизни.
В 1930-е годы была проведена типизация детских домов, увеличилось финансирование на их содержание, большее число детских домов стало иметь подсобное хозяйство. В области воспитания основной упор делался на пионерское и коммунистическое движение.
В Пензенском регионе существовали практически все формы ликвидации детской беспризорности. Главной из них был детский дом. Детские дома в Пензенском регионе впитывали все разработки Наркомпроса. В начале 1920-х годов работа во многих детских домах сводилась в основном к спасению жизни и здоровья детей, заботе об удовлетворении их материальных нужд. В годы голода многие детские дома превратились в своеобразные столовые, а воспитательная работа в них почти не велась: не хватало педагогических кадров, не было опыта организации работы. Трудовая подготовка воспитанников детдомов Пензенского региона не могла быть поставлена на надлежащую высоту по следующим причинам: вследствие распыленности сети детских домов и смешанного типа последних, отпускаемые на трудовое воспитание средства распылялись, не позволяя должным образом оборудовать мастерские при детдомах и обслуживать их квалифицированными инструкторами. В то же время напряженность местного бюджета не давала возможности выделить необходимые средства на трудовую подготовку; земледельческий характер Пензенского региона давал переизбыток рабочих рук в деревне и мешал широкому распространению патронирования через трудовые крестьянские семьи; устройство подростков на производственное ученичество по предприятиям фабрично-заводского, кустарно-ремесленного и сельскохозяйственного типа не оправдало себя в условиях массовой безработицы среди подростков региона.
Раздел III. Ликвидация детской беспризорности в 1940-е гг.
В условиях военной и послевоенной обстановки борьба с беспризорностью приобрела государственное значение. В стране в сложившихся условиях принимались важные управленческие решения, проводились организационные мероприятия по обязательному выявлению и учету детей, лишившихся родных и близких, решалась их дальнейшая судьба. Существенно укрепилась законодательная база по вопросам борьбы с детской беспризорностью. Реализация указанных в документах положений была возложена на комиссии по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, которые специально создавались при местных исполнительных комитетах (в Пензенской области огромную помощь этой комиссии оказывали общественные инспектора); а также на отделы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью при НКВД, которые были образованы 5 мая 1943 года. Эти органы выступали в качестве центров координации всей работы в деле борьбы с детской беспризорностью. Вновь стали открываться детские дома, приемники-распределители, адресные столы для облегчения поиска родственников детей. Основной объем работы лег на плечи милиции, особенно транспортной. Огромная работа была проделана по эвакуации детских домов из прифронтовой полосы и угрожаемых районов в глубокий тыл страны. Большая помощь беспризорным детям в Пензенской области оказывалась коллективами предприятий, колхозов, совхозов, общественности, военными организациями, профсоюзом и комсомолом. Они шефствовали над детскими учреждениями, проводили «декадники», «месячники» в помощь беспризорным детям, помогали в приобретении одежды, обуви, продуктов питания для детей, заготовке и доставке топлива, ремонте помещений детских учреждений. Комсомольские организации помогали в выявлении и учете беспризорных несовершеннолетних. В деле борьбы с детской беспризорностью в указанный период не обошлось и без излишне суровых, на наш взгляд, решений (снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет по некоторым преступлениям). Даже в тех суровых условиях нецелесообразно было прибегать к таким мерам. Впоследствии государство осознало свою ошибку и отказалось от такой меры.
В целом, в жесточайших условиях военного и послевоенного времени, несмотря на все проблемы и издержки, государственными органами и общественными организациями была проведена громадная работа не только по ликвидации детской беспризорности, но и ее профилактике.
В пензенском регионе для борьбы с детской беспризорностью использовались формы, которые сложились еще в 1920 – 1930-е годы. В системе НКВД действовали детские приемники-распределители (раньше были отдельно приемники и распределители, что приводило к параллелизму в их работе). Борьба с детской беспризорностью проводилась по линии патронирования, установления опеки, попечительства и усыновления детей. Для контроля над воспитанием детей, переданных в семьи, были расширены штаты отделов народного образования. Через газеты и радио проводилась пропаганда патронирования. К концу 1940-х годов число патронированных детей возросло. Широкое распространение в 1940-е годы получили также опека и усыновление. В начале 1940-х годов усыновлений было немного, так как никакой материальной поддержки со стороны государства в этом случае не полагалось. Кроме того, многие дети не верили в гибель родителей и продолжали ждать. Большинство усыновлений приходилось на родных отцов, не состоявших с матерью в браке. К середине 1940-х годов в связи с изменением законодательства усыновление получило широкое распространение. Особенностью 1940-х годов было то, что более половины из всех беспризорных детей передавались на воспитание в семьи. Росло число детских домов. В начале 1940х годов положение их было тяжелым. Для решения этой проблемы в годы Великой Отечественной войны стали создаваться постоянно действующие комиссии. Их главной задачей являлось использование возможностей местной промышленности для укрепления материальной базы детских домов , а также более широкое привлечение общественности. Кроме того, детские дома ориентировались на создание собственной продовольственной базы (подсобных хозяйств). Особое значение придавалось трудовой подготовке воспитанников. При детских домах существовали мастерские. Малолетние правонарушители и беспризорники со стажем попадали в детские колонии: трудовые и воспитательные. Больше внимания стали уделять образованию воспитанников и выпускников детских учреждений для беспризорных, улучшению состава педагогических кадров. Возросли государственные ассигнования и общественные вложения на борьбу с детской беспризорностью.
Заключение
Несмотря на то, что в силу ряда объективных причин точных данных о численности беспризорных детей в 1920-е - 1940-е гг. нет, масштабы ее, судя по изученному нами материалу, были очень велики. Причины беспризорности и безнадзорности носили политический, социально-экономический, морально-идеологический и психолого-педагогический характер.
Первая «волна» беспризорности связана с потрясениями, обусловленными войнами как с внешним, так и с «внутренним» врагом, голодом, разрухой, экономическим кризисом, ослаблением морали, сменой идеологии. В начале 1930-х гг. положение усугубилось увеличением числа раскулаченных семей Второй «наплыв» беспризорности происходит в 1940-е гг. Причинами беспризорности были гибель или смерть родителей в результате Великой Отечественной войны, разрушение или эвакуация детских учреждений, репрессии, голод 1946 г., тяжелое материальное положение.
После Октябрьской революции 1917 г. существовавшая до нее система благотворительных учреждений была сломана, хотя в Пензенском регионе приюты для беспризорных при монастырях действовали еще и в 1919 г. С 1917 г. начинают разрабатываться законодательные и организационные принципы построения новой, советской системы призрения детей. Сиротские дома, приюты и другие учреждения для детей были реорганизованы в государственные детские дома. Была выдвинута идея об отмирании семьи при социализме и о возложении функций воспитания на государство.
Главной задачей было спасение детей от смерти и голода. Вопросы воспитания были отодвинуты на второй план. В первые годы советской власти процесс организации призрения детей был хаотичен и противоречив: создавались новые ведомства, упразднялись старые, менялись задачи наркоматов. Борьба с детской беспризорностью очень быстро превратилась из социального явления в политическое. Молодое государство пыталось обеспечить приоритет классовых ценностей.
Особое значение имело официальное признание советской властью масштабности беспризорности детей. Применялись экстренные меры в решении этой проблемы, повлекшие за собой включение в организацию призрения органов принуждения. Таким образом, усилилось государственное начало в регулировании сферы борьбы с детской беспризорностью.
В Пензенском регионе, как и по всей России, в 1920-е -1930-е годы окончательно оформилась система организации призрения детей, которая сначала основалась на идеологическом, а затем на административно-регулирующем начале. Определенный вклад в дело борьбы с беспризорностью внесли комсомольские, пионерские и профсоюзные организации. Общественные организации все больше выполняли воспитательные и культурно-просветительские функции. При профсоюзных клубах и Домах культуры создавались детские секторы, в которых проводилась работа с детьми во внеучебное время в различных секциях и кружках. Тогда же организовывались детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, различные станции (туристов, юных техников), детские железные дороги.
В 1920-е - 1930-е гг. основной формой борьбы с детской беспризорностью был детский дом. Открывались также трудовые колонии и коммуны. Детский дом рассматривался не только как основная форма ликвидации растущей детской беспризорности, не только как одна из форм учреждений, дающих детям необходимое социальное воспитание, но и как альтернатива семье.
С 1928 г. в содержании учреждений призрения был принят трудовой метод, как общеобязательный, что обеспечило и занятость беспризорных детей, и подготовку их к трудовой жизни. К концу 1930 г. детские дома были прикреплены к фабрикам, заводам, колхозам, совхозам.
Великая Отечественная война и ее последствия оказали огромное влияние на положение детей. Власти в этот период ставили на учёт всех детей, лишившихся родителей, организованно устанавливали через адресные столы местонахождение родителей, возвращали детей в семьи. В 1940-е гг. в несколько раз увеличилось количество детских домов. Была возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Широкое распространение получили также опека и усыновление.
Список литературы
Информация о работе Борьба с детской беспризорностью в 1920-е – 1940-е годы в России