Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность работы. Общепризнано, что важнейшим фактором, определяющим будущее любого общества, является его отношение к детству. Плохое, некачественное воспитание подрастающего поколения «запускает» механизм саморазрушения общества и государства. Особенно трудна жизнь детей в «смутные» времена, когда на гребне политико-экономических реформаций получают распространение потребительское отношение к жизни, безнравственность и беззаконие.
Введение……………………………………………………………...
Раздел I. Понятие и основные характеристики беспризорности
в 1920-е – 1940-е годы…………………………………………………..
1. Понятие беспризорности и ее масштабы в 1920-е – 1940-е гг..
2. Причины детской беспризорности в 1920-е – 1940-е гг……….
3. Личностные особенности беспризорника………………………
Раздел II. Деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности
в 1920-е – 1930-е гг…………………………………………………….
1. Роль органов советской власти в преодолении детской беспризорности…………………………………………………..
2. Общественные организации в борьбе с детской беспризорностью…………………………………………………
3. Основные формы и методы профилактики и нейтрализации беспризорности…………………………………………………..
Раздел III. Ликвидация детской беспризорности в 1940-е гг…………
1. Государство и общественность в борьбе с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны……
2. Развитие основных форм и методов работы по искоренению безнадзорности и беспризорности……………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
Пензенский государственный университет
Педагогический институт имени В. Г. Белинского
Историко-филологический факультет
Кафедра «История, право и методика правового обучения»
Курсовая работа по «Истории»
Борьба с детской беспризорностью в 1920-е – 1940-е годы в России
(на примере Пензенского региона)
Выполнила студ. гр. 13ИЛ-1 Игумнова Дарья Дмитриевна
Пенза - 2013
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
Раздел I. Понятие и основные характеристики беспризорности в 1920-е – 1940-е годы………………………………………………….. |
15-17 |
|
15-16 |
|
16-17 |
|
17 |
Раздел II. Деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1920-е – 1930-е гг……………………………………………………. |
18-22 |
|
18-19 |
|
19-20 |
|
20-22 |
Раздел III. Ликвидация детской беспризорности в 1940-е гг………… |
23-25 |
|
23-24 |
|
24-25 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованной литературы…………………………………. |
29 |
Приложения…………………………………………………… |
31 |
Введение
Актуальность работы. Общепризнано, что важнейшим фактором, определяющим будущее любого общества, является его отношение к детству. Плохое, некачественное воспитание подрастающего поколения «запускает» механизм саморазрушения общества и государства. Особенно трудна жизнь детей в «смутные» времена, когда на гребне политико-экономических реформаций получают распространение потребительское отношение к жизни, безнравственность и беззаконие.
В настоящее время особую актуальность и остроту приобрела потребность в формировании эффективной системы социальной защиты различных слоев населения, в первую очередь, детей.
Деструктивные процессы, происходившие в начале 90-х годов XX века в России, породили ситуацию острой социальной нестабильности. В связи с этим актуализировалась проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с такими массовыми антиобщественными моделями поведения несовершеннолетних, как высокая криминальная активность, проституция, алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество.
Сейчас в стране насчитывается более двух миллионов беспризорных детей и подростков, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства, не имеющих постоянного места жительства. В данной ситуации накопленный за годы советской власти значительный опыт по ликвидации детской беспризорности может оказаться полезным.
Обращение к научной разработке истории борьбы с детской беспризорностью на региональном уровне способствует получению более объективных знаний об организации, методах, общих и местных проблемах формирования и деятельности учреждений, занимающихся решением указанной проблемы.
Объектом исследования является процесс ликвидации детской беспризорности в Пензенском регионе в 1920-е – 1940-е годы.
Предметом исследования выступают основные направления и специфика деятельности государственных органов и общественных организаций Пензенского региона по борьбе с детской беспризорностью, ее результаты в обозначенных временных границах.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1920-х – 1940-х годов. Выбор хронологических рамок обусловлен двумя этапами в истории борьбы с детской беспризорностью. Первая «волна» беспризорности детей отсчитывается от 1920-х годов и включает также период 1930-х годов. Детская беспризорность являлась одной из самых сложных проблем того времени, ее масштабы были огромны. Такое положение дел требовало особого внимания со стороны государства, общественности и вызывало необходимость разработки и осуществления мер помощи беспризорным детям.
Вторая «волна» детской беспризорности связана с Великой Отечественной войной, репрессиями, голодом и тяжелыми материальными условиями жизни населения. В результате предпринятых шагов детская беспризорность как массовое явление была ликвидирована к 1950 году.
Территориальные рамки исследования включают в себя Пензенский регион, границы и названия которого претерпевали значительные изменения на протяжении изучаемого периода. До мая 1928 года он существовал как Пензенская губерния. 14 мая 1928 года он существовал как область с центром в городе Самаре, в составе бывших Пензенской, Самарской, Оренбургской и Ульяновской губерний1. 20 октября 1929 года Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край2. 27 сентября 1937 года Воронежская область была разделена на две области: Тамбовскую и Воронежскую3. В состав Тамбовской области отошел ряд районов, вошедших затем в состав Пензенской области, которая была образована 4 февраля 1939 года.
Таким образом, понятие регион
является наиболее оптимальным, емким,
собирательным определением географического
положения рассматриваемой нами административно-
Состояние изученности проблемы. По степени внимания к данной проблематике, характеру конкретных исследовательских задач, особенностям источниковой базы в историографии проблемы детской беспризорности можно выделить четыре этапа. Первый – 1920-е годы; второй – 1930-е – 1940-е годы; третий – 1950-е – середина 1980-х годов; четвертый – с середины 1980-х годов по настоящее время.
Первый период представлен преимущественно выступлениями и трудами государственных и политических деятелей, педагогов, юристов, врачей, которые принимали участие в практической деятельности по борьбе с беспризорностью. Работы базируются на обширных данных – это и результаты разнообразных проверок, и отчетная документация с мест, и делопроизводственные документы. В 1920-е годы публикуется много работ о жизни беспризорных детей, анализируются причины беспризорности, дается материал о работе детских домов и колоний4.
В 1924 году вышла работа Л. Василевского «Голгофа ребенка»5. Автор приводит ряд республиканских статистических данных, а также свои расчеты относительно числа беспризорных детей в начале 1920-х гг. однако работа затрагивает только одну из причин беспризорности – голод.
Более широко проблему детской беспризорности освещают С. Познышев6 и М. Богуславский7. В центре внимания этих авторов находились статистические данные по беспризорности, методические рекомендации по борьбе с нею.
В публикациях тех лет нашла отражение полемика по вопросам причин беспризорности. В начале 1920-х годов придерживались теории моральной дефективности8. Существенное значение в теоретической разработке проблемы воспитания социально-запущенных детей имели исследования А. Б. Залкинда9 и С. С. Моложавого10, в которых они подвергли критике теорию моральной дефективности. Е. Лившиц11 объясняет беспризорность в советском государстве слабыми темпами возрождения отечественной промышленности, нищетой, голодом и войной. Н. Н. Иорданский и П. И. Люблинский причины беспризорности усматривали в неудовлетворительной деятельности общественности, местных органов и школ12.
Обобщающим трудом, посвященным борьбе с беспризорностью в 1920-е годы, является книга А. Д. Калининой13. Она анализирует меры, направленные на нивелирование беспризорности, подводит итоги работы в этом направлении за десять лет советской власти.
Всесторонне проблему беспризорности рассмотрел В. М. Зензинов. Впервые в качестве одной из причин беспризорности автор указывает политику Советского государства.
Немаловажную роль в изучении проблемы играют труды педагогов и психологов. В работах А. С. Макаренко, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого, В. И. Куфаева, И. И. Данюшевского, М. М. Пистрака отображен ценный опыт воспитания трудных детей и организации детского коллектива14.
Значительная роль в освещении проблемы беспризорности принадлежала прессе. В газетных и журнальных статьях рассматриваются причины беспризорности, пути ее ликвидации, деятельность детских учреждений15.
Таким образом, первый этап характеризуется большим количеством работ по рассматриваемому вопросу, их авторы пытались объективно оценить ситуацию с детской беспризорностью и выработать пути решения проблемы. Для публикаций конца 1920-х годов характерен вывод о значительном сокращении массовой уличной (городской) беспризорности. На содержание работ оказали влияние идеологические установки, которые впоследствии привели к свертыванию исследований по проблемам борьбы с беспризорностью.
В 1930-е годы данная тема становится предметом изучения психологов и криминологов. Молчание историков можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, тоталитарная система сковывала инициативу ученых, не давала возможность писать объективно. Трактовка названной проблемы должна была быть нацелена на обоснование идей непогрешимости партийного руководства страны. Исследуемая проблема получила свое отражение в нескольких работах, косвенно касающихся беспризорности 1920-х годов16.
В годы Великой Отечественной войны появляются публикации, подчеркивающие заботу государства о детях. В основном это были материалы периодической печати, статьи, брошюры, в которых освещались отдельные стороны деятельности государственных органов по охране детства, описывалась работа детских учреждений в условиях военного времени17.
Из работ послевоенного периода заслуживают внимания материалы двух всесоюзных конференций, состоявшихся в 1946 году, по проблемам медико-санитарных последствий войны18. На конкретных материалах впервые была сделана попытка рассмотреть влияние войны на здоровье детей и подростков, проанализировать эффективность медицинских и других социальных мероприятий.
В самом начале третьего этапа появляется первая диссертационная работа, затрагивающая тему борьбы с беспризорностью в 1920-е годы19.
В 1953 году со сменой руководства страны у исследователей появилась возможность более объективной и полной разработки социальных проблем, чему способствовало расширение источниковой базы. Появляются диссертационные исследования историков и ученых – педагогов, написанные как на союзном, так и на региональном материале20. Большинство этих работ дают лишь общую характеристику существовавших тогда организаций по охране детства, приукрашивают роль советской власти в решении рассматриваемой проблемы.
Появились работы, раскрывающие охрану детства в годы Великой Отечественной войны. В основном в этих трудах анализируются вопросы заботы о детях, спасения жизни детей, организации их вывоза из прифронтовых районов21. Вышли монографии, достаточно подробно рассматривающие вопросы организации питания детей в условиях военного времени22, проблемы их медицинского обслуживания23, развития школы, процесс перестройки ее работы24.
Особый интерес представляет монография А. М. Синицина «Всенародная помощь фронту»25, глубоко исследующая участие советского народа в спасении эвакуированных детей, данные о количестве эвакуированных детских домов, численности воспитанников.
В целом работы третьего этапа характеризуются стремлением комплексно подойти к раскрытию вопросов социальной политики государства в отношении беспризорников. Очень широко использовался региональный материал. Однако проблемы беспризорности рассматривались на основе официальных установок с идеологической подоплекой.
Новый этап в области изучения проблем беспризорности начинается с середины 1980-х годов. Проводимые с этого времени в России социально-экономические преобразования, сокращение финансирования социальных программ, неэффективная реализация нормативно-правовых актов в области охраны детства ухудшили положение детей.
Информация о работе Борьба с детской беспризорностью в 1920-е – 1940-е годы в России