Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность работы. Общепризнано, что важнейшим фактором, определяющим будущее любого общества, является его отношение к детству. Плохое, некачественное воспитание подрастающего поколения «запускает» механизм саморазрушения общества и государства. Особенно трудна жизнь детей в «смутные» времена, когда на гребне политико-экономических реформаций получают распространение потребительское отношение к жизни, безнравственность и беззаконие.
Введение……………………………………………………………...
Раздел I. Понятие и основные характеристики беспризорности
в 1920-е – 1940-е годы…………………………………………………..
1. Понятие беспризорности и ее масштабы в 1920-е – 1940-е гг..
2. Причины детской беспризорности в 1920-е – 1940-е гг……….
3. Личностные особенности беспризорника………………………
Раздел II. Деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности
в 1920-е – 1930-е гг…………………………………………………….
1. Роль органов советской власти в преодолении детской беспризорности…………………………………………………..
2. Общественные организации в борьбе с детской беспризорностью…………………………………………………
3. Основные формы и методы профилактики и нейтрализации беспризорности…………………………………………………..
Раздел III. Ликвидация детской беспризорности в 1940-е гг…………
1. Государство и общественность в борьбе с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны……
2. Развитие основных форм и методов работы по искоренению безнадзорности и беспризорности……………………………..
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….
На этом этапе публикуются воспоминания бывших беспризорников, раскрывающие результаты работы, проводимой Советским государством по преодолению и предупреждению беспризорности в 1920-е – 1930-е годы26.
Во второй половине 1980-х годов вышли в свет первые книги коллективного труда по истории советского тыла, где в рамках изучения основных направлений социальной политики государства рассматриваются общие проблемы охраны детства27. Появились исследования регионального плана28.
В 1990-е годы был снят гриф секретности со многих источников. Перестали быть строго запретными и материалы по детской беспризорности. Вопросы борьбы с беспризорностью в 1920-е – 1940-е годы частично были отражены в диссертационных исследованиях 1990-х годов29.
Не угас интерес к ним и в начале XXI века. Диссертационное исследование И. В. Горбулиной в числе рассматриваемых в нем проблем затрагивает и заботу о детях в годы Великой Отечественной войны (эвакуация, обеспечение питанием)30. С 2003 по 2005 годы педагогами, юристами, историками, психологами было написано и защищено несколько диссертаций, в какой-то мере касающихся исследуемой нами проблемы31.
В 2004 году вышла монография, посвященная проблеме преодоления и предупреждения детской беспризорности32. В работе обсуждаются условия и критерии эффективности профилактической работы, дается историко-педагогический анализ проблемы беспризорности и опыта ее преодоления.
Специальных исследований, посвященных вопросам борьбы с детской беспризорностью, применительно к Пензенскому региону не было, однако, так или иначе они затрагиваются в работах В. А. Власова, В. В. Кондрашина, Д. В. Зимина, И. В. Жигалиной, А. А. Казанцева, С. Е. Панина, В. Ф. Ефремова.
В. А. Власов33 в работе «Школа и общество: Поиск путей обновления образования: Вторая половина XIX – первая треть XX в.» большое внимание уделяет изучению развития системы образования. В частности, автор раскрывает смысл основной педагогической идеи школы в Советской России – идеи трудовой школы. Трудовая школа была одной из форм работы с беспризорниками.
Работы В. В. Кондрашина34 посвящены причинам и последствиям голода 1932 – 1933 гг. в Поволжье, который являлся одной из причин беспризорности детей.
Д. В. Зимин35 в своем исследовании отмечает, что анализ криминогенной обстановки в Пензенской области в 1945 – 1953 годы выявил, что большинство задержанных в прошлом являлось воспитанниками детских домов. Особое внимание автор уделяет проблеме беспризорности и ее влиянию на преступность.
В работе И. В. Жигалиной36, исследовавшей социальную политику государства в 1930-е годы, значительное внимание уделено охране материнства и детства. Автор отмечает, что проблема детской беспризорности была актуальной на протяжении всего десятилетия. Государственные меры по пресечению беспризорности в большей части носили механический, ликвидационный характер. Основным методом было изъятие детей с улицы и помещение их в профилактические меры (предупреждение подкидывания, оказание материальной помощи детям из бедных семей и т. п.) в определенной степени способствовали снижению безнадзорности, но полностью ликвидировать ее не смогли.
Диссертация А. А. Казанцева37 интересна для нас тем, что в одном из разделов он анализирует социально-экономическое развитие губерний Среднего Поволжья в период Первой мировой войны. Социально-экономические факторы 1914 – 1917 гг. являлись причинами детской беспризорности.
Значительный интерес вызывают статьи С. Е. Панина38, посвященные социальным девиациям, поскольку в них нашли отражение социально-экономические корни явлений, оказывавших непосредственное влияние на причины детской беспризорности и безнадзорности.
Работа В. Ф. Ефремова39 посвящена деятельности детских приютов в Пензенской губернии в XIX – начале XX вв., раскрывает основные источники средств их существования, что дало нам возможность изучить проблему борьбы с детской беспризорностью в первые годы Советской власти.
Определенный интерес в плане изучения Пензенских губернских благотворительных учреждений, частной благотворительности представляет исследование Н. А. Разуваевой40. Автор анализирует благотворительную деятельность Александрийского детского приюта, который был открыт в Пензе в 1845 году. Средства приюта складывались из частных пожертвований, взносов, выручки от концертов, распродаж, публичных лекций. В приюте воспитывались и обучались по программам средних учебных заведений дети дворян, мещан и крестьян.
Значительный вклад в изучение данной проблемы внесен диссертацией Н.В. Семиной « Борьба с беспризорностью в 1920-е – 1940-е годы в России (на примере Пензенского региона)». Пенза, 2007.
Проведенный историографический анализ свидетельствует о недостаточной разработке в научной литературе основных проблем, рассматриваемых в данной работе.
Целью данного исследования является изучение основных направлений деятельности государственных органов и общественных организаций по борьбе с детской беспризорностью в Пензенском регионе в 1920-е – 1940-е годы.
В соответствии с поставленной целью были определены исследовательские задачи работы:
Раздел I. Понятие и основные характеристики беспризорности в 1920-е – 1940-е гг.
В рассматриваемый период времени не было четкой границы между беспризорностью и безнадзорностью. Например, в Положении о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности от 1 июня 1935 года понятие безнадзорность вообще отсутствует, а беспризорность определяется, как сиротство или потеря связи с родителями, или нахождение в семье, где родители не имеют заботы о своих детях, а также в детском доме, где не обеспечивается должного внимания к детям. В Постановлении Совнаркома СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 года безнадзорными признаются дети, оставшиеся сиротами или потерявшие родителей при переезде в другую местность. Понятие беспризорности отсутствует.
В 1920-е – 1940-е годы под беспризорностью понималось отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения. Беспризорные-бездомные и беспризорные-заброшенные признавались наиболее нуждающимися в полном обеспечении и воспитании, а беспризорные-безнадзорные считались нуждающимися только в охране и в мерах временной или частичной помощи.
В 1920-е – 1940-е годы беспризорника можно было найти в любой точке СССР. Но достоверно говорить о количестве беспризорных детей трудно, так как их точного учета не существовало. Цифры, которые приводились в статьях и речах видных деятелей Коммунистической партии и Правительства, на съездах и конференциях по охране детства и борьбе с детской беспризорностью, в статистических изданиях и отчетах ведомств, занимавшихся борьбой с беспризорностью, разнообразны. Неоспоримо было одно: в стране существовала массовая детская беспризорность.
Изучение источников выявило четыре блока причин беспризорности: причины политического, социально-экономического, морально-идеологического и психолого-педагогического характера.
Первую «волну» беспризорности, прокатившейся по Советской России, принято отсчитывать от 1920-х годов. Беспризорность в этот период была связана с большими потрясениями, обусловленным появлением нового государства, беспрерывными войнами как с внешним, так и с «внутренним» врагом, голодом, разрухой, социальным неравенством, экономическим кризисом, ослаблением морали, сменой идеологии. При этом каждое из указанных обстоятельств порождало новое увеличение числа беспризорников. Кроме этого, плохие условия жизни в детских домах и иных учреждениях по содержанию детей усугубляли ситуацию. Дети совершали массовые побеги из таких условий, снова оказывались на улице.
В начале 30-х годов XX века положение усугубилось увеличением числа раскулаченных семей и, как следствие – появлением новой категории беспризорников – детей кулаков. Создавшиеся условия вынудили людей индивидуально бороться за выживание, в том числе и детей. Они убегали из дома, воровали, попрошайничали. Детские дома с нечеловеческими условиями жизни (антисанитария, отсутствие мебели, света, отопления, одежды, посуды для еды, плохое питание) были переполнены.
Второй «наплыв» беспризорников происходит в 1940-е годы. Причинами беспризорности тогда были: гибель и смерть родителей в результате Великой Отечественной войны, разрушение или эвакуация детских учреждений, репрессии, голод 1946 года, тяжелое материальное положение.
Таким образом, детерминанты беспризорности многочисленны и разнообразны. Они начинаются с проблем общества по отдельным направлениям политики государства и заканчиваются личностными особенностями несовершеннолетнего.
Подавляющее большинство беспризорных – это лица 8-14 лет. По национальному признаку среди беспризорников можно выделить русских, украинцев, евреев. Разделение по полу на мальчиков и девочек почти равномерное. По семейному положению преобладают сироты. Внешне беспризорник никогда не выглядит на свой возраст. Физически практически все отставали в развитии от своих сверстников, потому что постоянно курили, нюхали кокаин, пили самогон. Каждый из них был заражен какими-либо заболеваниями: тифом, цингой, кишечными инфекциями. Общей бедой для всех была дистрофия. Плохое физическое самочувствие усугублялось отсутствием нормальных условий для жизни. Такие дети быстро делались агрессивными, грубыми. Но нельзя не согласиться с мнением Е. С. Лившица о том, что уличная жизнь дала беспризорному и положительные качества41. В уличной борьбе беспризорный приобретает прочную закалку и гибкость. Среда искривила, дезорганизовала беспризорного, но та же среда закалила и обогатила его. Главное, правильно использовать своеобразное сочетание черт.
Раздел II. Деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1920-е – 1940-е гг.
В первые годы советской власти процесс организации призрения детей был хаотичен и противоречив: создавались новые ведомства, упразднялись старые, менялись задачи наркоматов. Борьба с детской беспризорностью очень быстро превратилась из социального явления в политическое. В начале 1920-х годов выполнялась работа по спасению жизни беспризорных детей, предоставлению им элементарных условий существования и надзора, ликвидации последствий голода. Созданная система учреждений отличалась от дореволюционной своей партийно-идеологической направленностью. Применение экстренных мер, повлекшее за собой включение в организацию призрения органов принуждения, усилило государственное начало в регулировании борьбы с детской беспризорностью. Однако в решении этой проблемы, особенно на первых порах, не обошлось без недочетов: отсутствовал единый план по ликвидации этого явления, проводились единовременные акции, с беспризорностью пытались справляться исключительно силами партийно-государственных органов, путем обещаний и лозунгов, не имея достаточной экономической базы. Сложность заключалась еще и в том, что дело борьбы с массовой детской беспризорностью являлось новым для советской власти. Приходилась вырабатывать свои методы и формы ее ликвидации.
В 1930-е годы происходит окончательный переход к административно-регулирующей модели организации призрения детей. Различные детские учреждения претерпели полную типизацию. Политика государства была направлена на усиление роли семьи. К концу 1930-х годов полностью сформировалась система организации призрения. В это время во всех официальных источниках практически исчезает информация о беспризорных детях.
Говоря о практике борьбы с детской беспризорностью в Пензенском регионе, мы можем констатировать, что местные власти также столкнулись с масштабностью явления безнадзорности и беспризорности. К делу ликвидации этого явления подключились местные органы власти и общественные организации. Помощь общественности была важна и ощутима особенно в период голода 1921 -1922 годов, а затем недорода в 1924 и 1925 годах. Были также и специфические черты деятельности местных органов власти, обусловленные, во-первых, запаздыванием официальных решений в сфере борьбы с детской беспризорностью, направляемых из центра; во-вторых, невозможностью реализации некоторых постановлений в условиях Пензенского региона (малоземельность, преобладание крестьянства, недород в течение трех лет подряд); в-третьих, скудостью местного бюджета; в-четвертых, волокитой в деятельности местных органов власти и недобросовестным отношением к своим обязанностям некоторых чиновников. В целом в Пензенском регионе, как и по всей России, к концу 1930-х годов окончательно оформилась система организации призрения детей, которая сначала основывалась на идеологическом, а затем на административно-регулирующем начале.
После октябрьской революции советская власть стремилась выстроить систему помощи детям на государственных началах. Но, несмотря на это, довольно скоординированный процесс организации призрения детей в советской России был начат не властью, а обществом. Определенный вклад в дело борьбы с беспризорностью в Пензенском регионе внесли комсомольские, пионерские и профсоюзные организации. В Пензенской губернии были организованы даже курсы по подготовке комсомольцев для борьбы с детской беспризорностью. Общественные организации все больше выполняли воспитательные и культурно-просветительские функции. Стали создаваться профсоюзные клубы и Дома культуры, в них организовывались детские сектора. Тогда же организовывались детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, различные станции (туристов, юных техников) детские железные дороги.
Мы пришли к выводу, что до 1920 года общественная инициатива была ориентирована на дореволюционный опыт. Она была своеобразной благотворительной традицией. В начале 1920-х годов общественная инициатива шла вразрез с задачами новой государственной идеологии. К середине 1920-х годов правительство официально определяет роль общественных организаций в борьбе с детской беспризорностью, обращая внимание на все большее вовлечение общественности в дело ее ликвидации. В Пензенском регионе деятельность общественных организаций отражала идеологические установки того времени, но без недочетов в работе не обходилось: население неохотно вступало в общественные организации; деятельность некоторых из них была формальной; обнаруживало себя халатное отношение некоторых членов этих организаций к выполнению своих обязанностей; несвоевременной была отчетность перед центром. Но все же, несмотря на эти недостатки, общественные организации, действовавшие в Пензенском регионе, оказали реальную помощь беспризорным.
Информация о работе Борьба с детской беспризорностью в 1920-е – 1940-е годы в России