Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:12, реферат
Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная экспозиция» в качестве обязательного и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетичсские принципы.
В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.
Художественное проектирование экспозиций оформляется как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.
Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художест
Большинство просчетов и неудач в художественном проектировании экспозиций происходит из-за нарушения принципа документальности. В практике музеев нередки случаи, когда центром комплексов при наличии уникальных памятников становятся научно-вспомогательные средства, когда оборудование своими размерами и формой привлекает большее внимание, чем экспонаты, дорогие материалы, используемые как фон, «убивают» скромные по внешнему виду реликвии.
Перед художником
ставится задача - организовать восприятие
экспозиции посетителями с учетом объективных
психофизиологических законов. Проведенные
в советских и зарубежных музеях
социально-психологические
Огромное значение для восприятия экспозиции имеет четкость ее членения на всех уровнях, но особенно при организации тематических экспозиционных комплексов, основной зрительно-смысловой единицы современной экспозиции.
Музейная практика и проведенные эксперименты подтверждают, что лучше воспринимаются и запоминаются экспозиции с четкими смысловыми связями. Внимание увеличивается, если экспонаты получают соответствующую художественную интерпретацию: объединены единым по цвету и фактуре фоном, размещены на уровне глаз посетителя, имеют четкий внутренний порядок расположения (логический, хронологический) и т. п.
Выбор приемов и средств диктуется конкретной экспозиционной ситуацией и зависит от творческого мастерства художника.
Главное заключается в том, чтобы при восприятии экспозиции не произошла деформация смысловых акцентов, поскольку идейная и научно-смысловая нагрузка зачастую не совпадают с аттрактивностью экспоната. Детальный и всесторонний анализ экспозиционных материалов художником-проектантом с точки зрения их значимости как исторических источников и роли в экспозиции обеспечит обоснованность и правильность принимаемых художественных решений.
Для организации
процесса восприятия важно создание специальной
психологической установки, мобилизующей
эмоции и продуктивную мыслительную работу
посетителя. Искусство экспозиции проявляется
в умении художника создать эмоциональное
начало, соответствующий теме психологический
настрой, снять «музейную» усталость и
эмоциональную перегрузку. Осмотр экспозиции
- трудоемкий процесс познания, требующий
постоянного напряжения внимания, физического
и умственного труда. Его эффективность
во многом зависит от правильной организации
и использования экспозиционных помещений,
создания комфортных условий для посетителей.
Недопустимо, когда переходные, промежуточные
между залами элементы коммуникаций включаются
в состав основного экспозиционного пространства.
Их необходимо использовать для создания
пауз для отдыха, смены впечатлений, переключения
внимания, без которых не может нормально
протекать процесс восприятия, рассчитанный
на 1,5-2 часа.
Оборудование в системе экспозиционного ансамбля
Экспозиционное оборудование должно соответствовать идейно-тематическим задачам экспозиции, обеспечивать оптимальные условия для ее восприятия, а также выполнять утилитарно-технические функции по защите экспонатов от вредных воздействий окружающей среды, возможных повреждений и хищений. Оно играет важную роль в формировании облика интерьера зала, отражает особенности эстетических вкусов времени и уровень технического развития.
В экспозиционном ансамбле оборудование является средством организации пространства, композиционных решений, частью среды, в которой находятся экспонаты. При разнообразии форм, стилей, материалов обязательно общее правило - воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Для этого не следует стремиться к тому, чтобы оно было абсолютно нейтральным, невидимым. Материалы для музейного оборудования подбираются исходя не из моды, господствующей сегодня, а из функциональной целесообразности и характера экспонатов. При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность по отношению к экспонатам и помещению, необходимость органично вписаться в интерьер по форме, габаритам, цвету, архитектуре, стилю.
Дебатируется вопрос о правомерности стилизации оборудования, подчеркивающей особенности исторических эпох и эстетических представлений прошлого, особенно при создании экспозиций в памятниках истории и культуры. Опыт музеефикации позволяет выделить несколько вариантов решения оборудования: 1) стилизованное, повторяющее в своих формах художественные приемы эпохи создания памятника; 2) нейтральное, функционально связанное с характером экспонатов; 3) контрастное, призванное отделить современную экспозицию от исторического интерьера.
Особого внимания требует оборудование для экспозиций и выставок по современности. Будучи частью экспозиционного ансамбля, оно должно не только соответствовать техническому уровню экспонатов и всей экспозиции, но и отражать высокий технический уровень их производства. Экспозиция по современности всегда обращена в будущее. Она является пропагандистом и проводником всего нового - новых изделий, технологии, научных открытий, социальных завоеваний общества. Анализ практики архитектурно-художественного решения экспозиций по современности показывает, что в этих случаях используется более сложное оборудование, чем по другим разделам. Для организации документальных материалов применены стенды и витрины с выдвижными планшетами, предусмотрены внутренние объемы витрин для размещения диапроекторов и магнитофонов.
Высокого технического
уровня оборудования можно достигнуть
при индустриальном изготовлении. Промышленные
методы позволяют широко использовать
новые материалы и покрытия, выпускать
сложные металлические профили, что дает
возможность варьировать конструкцию
стендов, получать разнообразные пространственные
формы.
Цвет в ансамбле экспозиции
Цвет и свет - активные компоненты архитектурно-художественного решения экспозиционного ансамбля, оказывающие значительное влияние на восприятие как экспозиции в целом, так и отдельных комплексов и экспонатов. Они используются для создания эстетического облика экспозиции и повышения эмоциональности всего ансамбля, объединения экспозиционных комплексов в единое гармоничное целое и акцентирования наиболее значительных по содержанию комплексов и музейных предметов. Верный выбор освещения способствует правильной цветоподаче экспонатов, а цветовое решение подчеркивает их значимость.
Оптимальной цветовой средой для человека считаются желто- зеленые тона: они улучшают условия для работы зрения, препятствуя быстрому утомлению глаз. Красный и оранжевый цвета, особенно при больших поверхностях, утомляют зрение и не рекомендуются для окраски музейных помещений.
Для повышения
освещенности используют цвета с
высокой отражательной
Особое внимание художников привлекает роль цветовой среды в пространственно-композиционных решениях, в выделении опорных экспонатов и в придании им определенного смысла и эмоционального оттенка. Колористическая гамма дает возможность связывать тематические разделы общим по тону фоном в единое гармоничное целое или противопоставлять их с помощью цветового контраста.
Преобладающий цвет экспонатов также оказывает влияние на выбор цветовой гаммы. Так, для ярких аттрактивных экспонатов выбирают нейтральный фон стен или холста.
В музейной экспозиции
из множества возможных цветовых
решений приемлемы те, которые
содействуют раскрытию
Свет как компонент экспозиционного ансамбля
Освещение, как и цвет, - активное средство формирования эстетического облика экспозиционного ансамбля и создания комфортных условий для осмотра экспонатов. При освещении музейной экспозиции художнику-проектанту необходимо решать несколько задач.
Выбор системы освещения тесно связан с архитектурой здания музея и с системой музейного освещения (естественное, искусственное и комбинированное). При этом приходится учитывать сложности музейной специфики экспозиции - необходимость создать наилучшую освещенность экспонатов для оптимального восприятия их посетителем и одновременно защитить их от вредного влияния световых лучей. Системы освещения устанавливают исходя из состава и свойств (светостойкости) экспонируемых музейных предметов и допустимого уровня освещенности для различных категорий экспонатов.
Естественное освещение (в сочетании с дополнительным искусственным в вечерние часы) сохраняется во многих музейных зданиях, построенных в XIX — начале XX в. с использованием верхнего, верхнее-бокового или бокового света, а также в музеях, расположенных в памятниках архитектуры и культуры. Дневной свет имеет свои эстетические достоинства. Однако естественный свет оказывает вредное воздействие на многие экспонаты вследствие наличия в нем ультрафиолетовых и инфракрасных лучей.
Обычно стремятся использовать не прямой, а боковой скользящий свет и средства защиты от его разрушительного влияния на экспонаты - специальные стекла в потолке и в окнах, фильтры, жалюзи, экраны и занавеси на окнах и витринах. Особо чувствительные к свету экспонаты заменяют копиями или освещают искусственным светом.
По возможности
применяют такие системы
Большинство новых зданий проектируется без окон с искусственным освещением. В зданиях без окон, имеющих преимущества в использовании экспозиционного пространства, возрастают возможности регулировать освещенность и акцентировать светом участки экспозиции и экспонаты.
Очень важен выбор для различных категорий музейных предметов наименее вредных источников света, обеспечивающих правильную цветопередачу. В спектре ламп накаливания, например, имеются красные и желтые цвета, поэтому зеленый цвет кажется голубым или серым, люминесцентные лампы (за исключением некоторых) придают синеватые оттенки предметам.
Комбинирование различных люминесцентных ламп и ламп накаливания приближает освещение к естественному. Некоторые зарубежные фирмы выпускают лампы, полностью имитирующие дневной свет.
Источники искусственного освещения должны быть изолированы от музейных предметов матовыми стеклами потолка, витрин и размещены не ближе чем на 30—50 см от них. Применяются такие осветительные приборы, в которых источники света не видны посетителям. Они должны быть компактными, малозаметными и «не спорить» с экспонатами. Их оснащают параболическими зеркальными отражателями.
Люминесцентные лампы последних выпусков имеют фильтры для отсекания ИК и УФ-лучей.
Общее освещение залов желательно (при местном освещении - подсветке витрин и экспонатов) делать рассеянным, равномерным. Учитывается световая адаптация зрения. Глаза посетителя утомляются от резких контрастных переходов от яркого освещения к пониженному или к темноте (темный зал с интенсивно освещенными витринами), от яркого дневного света в зале к слабому искусственному.
Кроме подсвета широко используется направленный «прожекторный» свет. Он позволяет «высвечивать» отдельные экспонаты или их комплексы. Такие системы помогают гибкому маневрированию светом в соответствии с архитектурно-художественным проектом.
Специфической
проблемой освещения музейной экспозиции
являются отблески на стеклах витрин,
картин, на стеклянных и полированных
поверхностях оборудования. Устранению
отблесков способствует усиление местного
освещения витрин и стендов.