Архитектурно-художественное решение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Краткое описание

Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная экспозиция» в качестве обязательного и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетичсские принципы.
В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.
Художественное проектирование экспозиций оформляется как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.
Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художест

Файлы: 1 файл

Архитектурно-художественное решение.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Большинство просчетов  и неудач в художественном проектировании экспозиций происходит из-за нарушения  принципа документальности. В практике музеев нередки случаи, когда центром комплексов при наличии уникальных памятников становятся научно-вспомогательные средства, когда оборудование своими размерами и формой привлекает большее внимание, чем экспонаты, дорогие материалы, используемые как фон, «убивают» скромные по внешнему виду реликвии.

Перед художником ставится задача - организовать восприятие экспозиции посетителями с учетом объективных  психофизиологических законов. Проведенные  в советских и зарубежных музеях социально-психологические исследования показали, что художественно-образное построение экспозиции, целостность экспозиционного ансамбля облегчают восприятие и усиливают его эффективность. Особенно наглядно это проявляется в музеях-дворцах, заповедниках, музеях под открытым небом, в мемориально-бытовых комплексах. Эффект присутствия в таком органичном ансамбле обостряет восприятие, вызывает определенный эмоциональный настрой. Результаты исследований показали необходимость использования указанных принципов организации восприятия в экспозициях разных типов, в том числе в комплексно-тематических… Такие художественные и технические средства, которые обеспечивают интерес к экспозиции в целом, концентрируют внимание посетителя на наиболее значимых экспозиционных комплексах, усиливают их эмоциональное воздействие, помогают воспринять в научно обоснованной последовательности.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет  четкость ее членения на всех уровнях, но особенно при организации тематических экспозиционных комплексов, основной зрительно-смысловой единицы современной экспозиции.

Музейная практика и проведенные эксперименты подтверждают, что лучше воспринимаются и запоминаются экспозиции с четкими смысловыми связями. Внимание увеличивается, если экспонаты получают соответствующую  художественную интерпретацию: объединены единым по цвету и фактуре фоном, размещены на уровне глаз посетителя, имеют четкий внутренний порядок расположения (логический, хронологический) и т. п.

Выбор приемов  и средств диктуется конкретной экспозиционной ситуацией и зависит от творческого мастерства художника.

Главное заключается  в том, чтобы при восприятии экспозиции не произошла деформация смысловых  акцентов, поскольку идейная и  научно-смысловая нагрузка зачастую не совпадают с аттрактивностью  экспоната. Детальный и всесторонний анализ экспозиционных материалов художником-проектантом с точки зрения их значимости как исторических источников и роли в экспозиции обеспечит обоснованность и правильность принимаемых художественных решений.

Для организации  процесса восприятия важно создание специальной психологической установки, мобилизующей эмоции и продуктивную мыслительную работу посетителя. Искусство экспозиции проявляется в умении художника создать эмоциональное начало, соответствующий теме психологический настрой, снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку. Осмотр экспозиции - трудоемкий процесс познания, требующий постоянного напряжения внимания, физического и умственного труда. Его эффективность во многом зависит от правильной организации и использования экспозиционных помещений, создания комфортных условий для посетителей. Недопустимо, когда переходные, промежуточные между залами элементы коммуникаций включаются в состав основного экспозиционного пространства. Их необходимо использовать для создания пауз для отдыха, смены впечатлений, переключения внимания, без которых не может нормально протекать процесс восприятия, рассчитанный на 1,5-2 часа. 

Оборудование  в системе экспозиционного  ансамбля

Экспозиционное  оборудование должно соответствовать  идейно-тематическим задачам экспозиции, обеспечивать оптимальные условия для ее восприятия, а также выполнять утилитарно-технические функции по защите экспонатов от вредных воздействий окружающей среды, возможных повреждений и хищений. Оно играет важную роль в формировании облика интерьера зала, отражает особенности эстетических вкусов времени и уровень технического развития.

В экспозиционном ансамбле оборудование является средством  организации пространства, композиционных решений, частью среды, в которой  находятся экспонаты. При разнообразии форм, стилей, материалов обязательно общее правило - воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Для этого не следует стремиться к тому, чтобы оно было абсолютно нейтральным, невидимым. Материалы для музейного оборудования подбираются исходя не из моды, господствующей сегодня, а из функциональной целесообразности и характера экспонатов. При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность по отношению к экспонатам и помещению, необходимость органично вписаться в интерьер по форме, габаритам, цвету, архитектуре, стилю.

Дебатируется  вопрос о правомерности стилизации оборудования, подчеркивающей особенности  исторических эпох и эстетических представлений  прошлого, особенно при создании экспозиций в памятниках истории и культуры. Опыт музеефикации позволяет выделить несколько вариантов решения оборудования: 1) стилизованное, повторяющее в своих формах художественные приемы эпохи создания памятника; 2) нейтральное, функционально связанное с характером экспонатов; 3) контрастное, призванное отделить современную экспозицию от исторического интерьера.

Особого внимания требует оборудование для экспозиций и выставок по современности. Будучи частью экспозиционного ансамбля, оно  должно не только соответствовать техническому уровню экспонатов и всей экспозиции, но и отражать высокий технический уровень их производства. Экспозиция по современности всегда обращена в будущее. Она является пропагандистом и проводником всего нового - новых изделий, технологии, научных открытий, социальных завоеваний общества. Анализ практики архитектурно-художественного решения экспозиций по современности показывает, что в этих случаях используется более сложное оборудование, чем по другим разделам. Для организации документальных материалов применены стенды и витрины с выдвижными планшетами, предусмотрены внутренние объемы витрин для размещения диапроекторов и магнитофонов.

Высокого технического уровня оборудования можно достигнуть при индустриальном изготовлении. Промышленные методы позволяют широко использовать новые материалы и покрытия, выпускать сложные металлические профили, что дает возможность варьировать конструкцию стендов, получать разнообразные пространственные формы. 

Цвет  в ансамбле экспозиции

Цвет и свет - активные компоненты архитектурно-художественного решения экспозиционного ансамбля, оказывающие значительное влияние на восприятие как экспозиции в целом, так и отдельных комплексов и экспонатов. Они используются для создания эстетического облика экспозиции и повышения эмоциональности всего ансамбля, объединения экспозиционных комплексов в единое гармоничное целое и акцентирования наиболее значительных по содержанию комплексов и музейных предметов. Верный выбор освещения способствует правильной цветоподаче экспонатов, а цветовое решение подчеркивает их значимость.

Оптимальной цветовой средой для человека считаются желто- зеленые тона: они улучшают условия  для работы зрения, препятствуя быстрому утомлению глаз. Красный и оранжевый  цвета, особенно при больших поверхностях, утомляют зрение и не рекомендуются для окраски музейных помещений.

Для повышения  освещенности используют цвета с  высокой отражательной способностью (наивысший коэффициент отражения  имеют белый, светло-голубой и  светло-желтый цвета, самый низкий - черный). В окраске помещения и оборудования учитывается ассоциативность цвета - черный, темно-серый цвета могут вызвать мрачное настроение, а красный - бодрое, активное состояние, желтый напоминает о солнечном свете, зеленый - о природе и т. п.

Особое внимание художников привлекает роль цветовой среды в пространственно-композиционных решениях, в выделении опорных экспонатов и в придании им определенного смысла и эмоционального оттенка. Колористическая гамма дает возможность связывать тематические разделы общим по тону фоном в единое гармоничное целое или противопоставлять их с помощью цветового контраста.

Преобладающий цвет экспонатов также оказывает  влияние на выбор цветовой гаммы. Так, для ярких аттрактивных экспонатов выбирают нейтральный фон стен или  холста.

В музейной экспозиции из множества возможных цветовых решений приемлемы те, которые  содействуют раскрытию смысловой  стороны экспозиции и способствуют созданию оптимальных условий для  восприятия экспозиции и длительного  пребывания посетителей в музее. 

Свет как компонент экспозиционного ансамбля

Освещение, как  и цвет, - активное средство формирования эстетического облика экспозиционного  ансамбля и создания комфортных условий  для осмотра экспонатов. При освещении  музейной экспозиции художнику-проектанту необходимо решать несколько задач.

Выбор системы  освещения тесно связан с архитектурой здания музея и с системой музейного  освещения (естественное, искусственное  и комбинированное). При этом приходится учитывать сложности музейной специфики  экспозиции - необходимость создать наилучшую освещенность экспонатов для оптимального восприятия их посетителем и одновременно защитить их от вредного влияния световых лучей. Системы освещения устанавливают исходя из состава и свойств (светостойкости) экспонируемых музейных предметов и допустимого уровня освещенности для различных категорий экспонатов.

Естественное  освещение (в сочетании с дополнительным искусственным в вечерние часы) сохраняется  во многих музейных зданиях, построенных  в XIX — начале XX в. с использованием верхнего, верхнее-бокового или бокового света, а также в музеях, расположенных в памятниках архитектуры и культуры. Дневной свет имеет свои эстетические достоинства. Однако естественный свет оказывает вредное воздействие на многие экспонаты вследствие наличия в нем ультрафиолетовых и инфракрасных лучей.

Обычно стремятся  использовать не прямой, а боковой  скользящий свет и средства защиты от его разрушительного влияния  на экспонаты - специальные стекла в  потолке и в окнах, фильтры, жалюзи, экраны и занавеси на окнах и витринах. Особо чувствительные к свету экспонаты заменяют копиями или освещают искусственным светом.

По возможности  применяют такие системы верхнего естественного освещения (и верхне-бокового), которые направляют поток света  на стены (при подвесном потолке над центром зала) или же на центральную часть помещения (если она не занята экспонатами). Подвесные потолки также служат для рассеивания света.

Большинство новых  зданий проектируется без окон с  искусственным освещением. В зданиях  без окон, имеющих преимущества в использовании экспозиционного пространства, возрастают возможности регулировать освещенность и акцентировать светом участки экспозиции и экспонаты.

Очень важен  выбор для различных категорий  музейных предметов наименее вредных  источников света, обеспечивающих правильную цветопередачу. В спектре ламп накаливания, например, имеются красные и желтые цвета, поэтому зеленый цвет кажется голубым или серым, люминесцентные лампы (за исключением некоторых) придают синеватые оттенки предметам.

Комбинирование различных люминесцентных ламп и ламп накаливания приближает освещение к естественному. Некоторые зарубежные фирмы выпускают лампы, полностью имитирующие дневной свет.

Источники искусственного освещения должны быть изолированы  от музейных предметов матовыми стеклами потолка, витрин и размещены не ближе чем на 30—50 см от них. Применяются такие осветительные приборы, в которых источники света не видны посетителям. Они должны быть компактными, малозаметными и «не спорить» с экспонатами. Их оснащают параболическими зеркальными отражателями.

Люминесцентные  лампы последних выпусков имеют  фильтры для отсекания ИК и  УФ-лучей.

Общее освещение  залов желательно (при местном  освещении - подсветке витрин и экспонатов) делать рассеянным, равномерным. Учитывается  световая адаптация зрения. Глаза посетителя утомляются от резких контрастных переходов от яркого освещения к пониженному или к темноте (темный зал с интенсивно освещенными витринами), от яркого дневного света в зале к слабому искусственному.

Кроме подсвета широко используется направленный «прожекторный» свет. Он позволяет «высвечивать» отдельные экспонаты или их комплексы. Такие системы помогают гибкому маневрированию светом в соответствии с архитектурно-художественным проектом.

Специфической проблемой освещения музейной экспозиции являются отблески на стеклах витрин, картин, на стеклянных и полированных поверхностях оборудования. Устранению отблесков способствует усиление местного освещения витрин и стендов. 

Информация о работе Архитектурно-художественное решение