Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:12, реферат
Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная  экспозиция» в качестве обязательного  и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетичсские принципы.
В этом определении  выражен современный подход к  пониманию музейной экспозиции как  единству научного и художественно-образного  начал, обеспечивающему эффективность  основной формы музейной коммуникации.
Художественное  проектирование экспозиций оформляется  как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.
Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художест
Архитектурно-художественное 
решение включено в понятие «музейная 
экспозиция» в качестве обязательного 
и органичного компонента, воплощающего 
современные художественно-
В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.
Художественное проектирование экспозиций оформляется как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.
Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.
Таким образом, основная задача художественного проектирования заключается в том, чтобы средствами различных видов искусств содействовать раскрытию идейного и научного содержания экспозиции, помочь подвести посетителя к пониманию закономерностей развития природы и общества.
Архитектурно-художественное решение призвано также усилить эмоциональное воздействие, обеспечить оптимальный контакт посетителя с подлинными памятниками и получение заложенной в них информации. Важна его роль и в том, чтобы содействовать эстетическому воспитанию трудящихся созданием высокохудожественного облика экспозиций и методами показа отдельных экспонатов, многие из которых имеют большую художественную ценность. Все это позволяет говорить о музейной эстетике и об «искусстве экспозиции», о творческом произведении особого жанра искусства. По мнению специалистов, искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобразительным, так и к выразительным искусствам. Оно опирается на арсенал художественных и технических средств, более широкий, чем другие виды пространственных искусств, такие, как живопись, графика, скульптура, включает элементы драматургии. Прогресс науки и техники увеличивает возможности выразительных средств решения, создает новые материальные предпосылки.
Синтезируя различные 
виды искусств, включая аудиовизуальные 
и технические средства, художественное 
проектирование музейных экспозиций свидетельствует 
о рождении таких новых понятий, как экспозиционный 
и выставочный дизайн. Искусство экспозиции 
взаимосвязано с художественной культурой 
эпохи, развиваясь в русле ее общих художественных 
тенденций. 
1. Основные принципы художественного проектирования музейных экспозиций
Определяющее значение для оценки художественного уровня музейных экспозиций имеет принцип единства содержания и формы. Нарушение этого единства в ущерб содержанию может привести к формализму, проникновению художественных приемов, отвлекающих от понимания существа экспозиции, восприятия ее основного компонента - подлинных памятников. Пренебрежение художественной формой оборачивается созданием маловыразительных экспозиций, которые не могут повлиять на эмоциональную сферу человеческой психики, что снижает идейно-воспитательный эффект.
Оптимальной формой современной экспозиции является создание ансамбля, все части которого взаимосвязаны, образуют систему, предметно и образно построенную художественную структуру.
Характерными 
чертами экспозиционного 
Умение художника организовать экспозиционный ансамбль таким образом, чтобы подлинные памятники истории и культуры приобрели первичное значение и главный смысл, - одно из важнейших требований и критериев оценки архитектурно-художественного проекта экспозиции.
В своей основе 
искусство художественного 
Художественный образ в экспозиционном ансамбле создается во многом творческой фантазией художника, которая базируется на глубоком, всестороннем знании объекта, т. е. реального исторического процесса и особенностей его отражения музейными средствами.
В художественном проектировании широко используются данные психологии и педагогики, учитываются психофизиологические особенности человека. Посетитель приходит в музей с намерением познакомиться с предметным миром экспозиции, получить интересующую его информацию. Здесь имеет место целенаправленное, «преднамеренное» восприятие, активный волевой процесс. Заинтересованный посетитель не чувствует усталости, если при восприятии внимание его не рассеивается, а сосредоточивается и становится непроизвольным. В связи с этим художник должен различными методами добиваться у зрителя оптимального внимания, поддержания интереса по ходу осмотра всей экспозиции.
Особенно важно привлечь внимание к ведущим по содержанию экспозиционным комплексам или отдельным предметам, удержать его на тех экспонатах, которые играют главную роль в понимании научной концепции экспозиции.
Музейная экспозиция 
воспринимается зрительно, хотя может 
дополняться и слуховым восприятием при 
объяснениях экскурсовода или фонокомментария 
с помощью технических средств. Поэтому 
задачей художника является создание 
зрительных рядов, зон активного эмоционального 
воздействия и маршрутов следования посетителей. 
Работая над экспозицией, он должен опираться 
на знание музейной аудитории конкретного 
музея, социально-демографического состава 
его посетителей. Только при этом условии 
возможно организовать восприятие экспозиций 
с учетом потребностей посетителей, различных 
по возрасту, образованию и интересам. 
2. Особенности искусства художественного решения музейной экспозиции
В искусстве художественного проектирования музейных экспозиций воплощается своеобразный творческий метод. Он далек от того, что именовалось художественным оформлением или в лучшем случае оформительским искусством. Творческий метод современного художника проектанта экспозиции ближе к методу архитектора и дизайнера, чем к методу художника прикладного искусства. В палитру его материалов входят музейные предметы-экспонаты, изобразительные, архитектурно-пространственные и технические средства их показа, которые используются не механически, а переосмысливаются в собственный образный язык.
Искусство музейной экспозиции широко, разносторонне, синтетично, поэтому открывает большие возможности для творчества художника. Оно несомненно относится к своеобразному и сложнейшему виду творчества, которое связано с изобразительными искусствами, наукой, архитектурой, техникой.
Подчеркивая значимость образного начала современной экспозиции, теория и практика художественного проектирования еще недостаточно точно определяют средства, которыми пользуются для создания экспозиционного образа. В одних случаях внимание акцентируется на значении включаемых в экспозицию специально создаваемых произведений изобразительного искусства, в других - на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея; наконец, образное начало может достигаться в результате компоновки музейных предметов, их комплексов.
Правомерно возникает вопрос: какой путь создания образа наиболее соответствует природе музея, его специфике, каковы возможности сочетания в экспозиционном ансамбле тех или других приемов? Опыт создания экспозиций музеев говорит о безусловном приоритете музейных предметов как основы образных решений. «Вещи сами по себе дают чувственный образ. Отбор типичных, характерных вещей, их компоновка, выделение главного, превращение суммы вещей в систему, в содержательный и волнующий научно достоверный общедоступный рассказ, вдохновленный определенной идеей, есть создание образа...».
Современная музейная 
практика знает, к сожалению, примеры, 
когда экспозиционный образ создается 
главным образом художественно-
Дальнейшее развитие теории и практики художественного проектирования позволит глубже осветить эту кардинальную проблему. Отметим, что наиболее соответствующим музейной специфике является создание образа экспозиционного ансамбля на основе музейных памятников, научного содержания при дополняющей роли художественно-изобразительных и технических средств.
Помимо визуального образного решения экспозиции необходимо изучать также механизм формирования образа в сознании посетителя. Специалисты-художники подчеркивают, что художественный образ в экспозиции нельзя воспринимать только как цепь зрительных ассоциаций. Это более сложное и глубокое понятие. В формировании его участвует знание, размышление, правильное историческое понимание события и оценка его: ассоциации вызываются не только зрительными впечатлениями.
Художественное проектирование экспозиции включило в свой арсенал пути и средства создания «музейного зрелища» для повышения эмоциональной выразительности экспозиции и эффективности ее восприятия посетителями.
Экспозиция не должна быть монотонной чередой помещений, однообразным рядом витрин и стендов. Одним из апробированных приемов, используемых в советских музеях, является композиционное построение с выделением ударных, акцентных моментов, связанных с характером содержания, и мощным эмоциональным завершением… Поиски динамичности экспозиции проводятся также на основе сюжетности подачи музейных предметов, создания «рассказов в вещах», интерьеров и обстановочных сцен. В музеях появились «уголки» и тематические комплексы, воссоздающие атмосферу эпохи, которые искусной «музейной режиссурой» были объединены в стройное, своеобразное музейное зрелище. Помимо глубоко научного содержания оно обладает большой эмоциональной силой, будит воображение и то чувство сопереживания, без которого невозможно эффективное восприятие экспозиции.
Как перспективу 
дальнейшего развития теории музейной 
зрелищности, выявления ее специфики 
и направлений творческих поисков 
специалисты рассматривают 
Конечно, в искусстве 
музейной экспозиции еще много неразработанного 
и даже спорного. Недостаточно изучены 
в теоретическом плане 
Поэтому необходимо 
поощрять творческую экспериментальную 
работу художников, которая, развивая 
искусство музейной экспозиции, предостерегает 
от опасности возникновения шаблонов 
и стереотипов. 
3. Экспозиционный ансамбль. Компоненты. Особенности творческой работы художника
Ведущие художники, 
работающие над созданием экспозиций 
и выставок, дали четкое определение 
экспозиционного ансамбля и воплотили 
полностью или частично эти особенности 
в своей практической работе. В специальной 
литературе дается несколько определений 
экспозиционного ансамбля. Одним из наиболее 
развернутых является следующее: «Под 
экспозиционным ансамблем мы понимаем 
пространственную среду (внутри здания 
или под открытым небом), структура которой 
в сочетании с ее цветовой, световой, пластической 
и драматургической композицией образно 
раскрывает суть представленных материалов, 
создает удобство осмотра и удовлетворяет 
требованиям технологии и экономики». 
Основа всего - единство художественного 
и образного, функционального, конструктивно-технологического 
и экономического начал. 
Организация предметно-пространственной среды
Творчество художника проявляется в умении «подать» посетителю экспонаты-подлинники. Нередко формальный подход к организации экспонирования не позволяет выявить богатые информативные и эстетические свойства подлинных памятников из-за нивелировки или несовместимости их в одном комплексе, из-за активности оформительских приемов, отсутствия пространственной композиции и др. В искусстве музейной экспозиции профессиональное мастерство художника особенно выявляется в композиции всех элементов, составляющих экспозиционный ансамбль. Всеми имеющимися в его распоряжении средствами художнику необходимо выделить главное, существенное, отделить второстепенное, устранить лишнее, затрудняющее восприятие. Правильное соотношение элементов целостного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант, другими словами, организация предметно-пространственной среды - основа создания художественного экспозиционного образа.