Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:12, реферат
Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная экспозиция» в качестве обязательного и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетичсские принципы.
В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.
Художественное проектирование экспозиций оформляется как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.
Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художест
Архитектурно-художественное
решение включено в понятие «музейная
экспозиция» в качестве обязательного
и органичного компонента, воплощающего
современные художественно-
В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.
Художественное проектирование экспозиций оформляется как специализированная область деятельности на основе накопленного практического опыта и принятых нормативных документов.
Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.
Таким образом, основная задача художественного проектирования заключается в том, чтобы средствами различных видов искусств содействовать раскрытию идейного и научного содержания экспозиции, помочь подвести посетителя к пониманию закономерностей развития природы и общества.
Архитектурно-художественное решение призвано также усилить эмоциональное воздействие, обеспечить оптимальный контакт посетителя с подлинными памятниками и получение заложенной в них информации. Важна его роль и в том, чтобы содействовать эстетическому воспитанию трудящихся созданием высокохудожественного облика экспозиций и методами показа отдельных экспонатов, многие из которых имеют большую художественную ценность. Все это позволяет говорить о музейной эстетике и об «искусстве экспозиции», о творческом произведении особого жанра искусства. По мнению специалистов, искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобразительным, так и к выразительным искусствам. Оно опирается на арсенал художественных и технических средств, более широкий, чем другие виды пространственных искусств, такие, как живопись, графика, скульптура, включает элементы драматургии. Прогресс науки и техники увеличивает возможности выразительных средств решения, создает новые материальные предпосылки.
Синтезируя различные
виды искусств, включая аудиовизуальные
и технические средства, художественное
проектирование музейных экспозиций свидетельствует
о рождении таких новых понятий, как экспозиционный
и выставочный дизайн. Искусство экспозиции
взаимосвязано с художественной культурой
эпохи, развиваясь в русле ее общих художественных
тенденций.
1. Основные принципы художественного проектирования музейных экспозиций
Определяющее значение для оценки художественного уровня музейных экспозиций имеет принцип единства содержания и формы. Нарушение этого единства в ущерб содержанию может привести к формализму, проникновению художественных приемов, отвлекающих от понимания существа экспозиции, восприятия ее основного компонента - подлинных памятников. Пренебрежение художественной формой оборачивается созданием маловыразительных экспозиций, которые не могут повлиять на эмоциональную сферу человеческой психики, что снижает идейно-воспитательный эффект.
Оптимальной формой современной экспозиции является создание ансамбля, все части которого взаимосвязаны, образуют систему, предметно и образно построенную художественную структуру.
Характерными
чертами экспозиционного
Умение художника организовать экспозиционный ансамбль таким образом, чтобы подлинные памятники истории и культуры приобрели первичное значение и главный смысл, - одно из важнейших требований и критериев оценки архитектурно-художественного проекта экспозиции.
В своей основе
искусство художественного
Художественный образ в экспозиционном ансамбле создается во многом творческой фантазией художника, которая базируется на глубоком, всестороннем знании объекта, т. е. реального исторического процесса и особенностей его отражения музейными средствами.
В художественном проектировании широко используются данные психологии и педагогики, учитываются психофизиологические особенности человека. Посетитель приходит в музей с намерением познакомиться с предметным миром экспозиции, получить интересующую его информацию. Здесь имеет место целенаправленное, «преднамеренное» восприятие, активный волевой процесс. Заинтересованный посетитель не чувствует усталости, если при восприятии внимание его не рассеивается, а сосредоточивается и становится непроизвольным. В связи с этим художник должен различными методами добиваться у зрителя оптимального внимания, поддержания интереса по ходу осмотра всей экспозиции.
Особенно важно привлечь внимание к ведущим по содержанию экспозиционным комплексам или отдельным предметам, удержать его на тех экспонатах, которые играют главную роль в понимании научной концепции экспозиции.
Музейная экспозиция
воспринимается зрительно, хотя может
дополняться и слуховым восприятием при
объяснениях экскурсовода или фонокомментария
с помощью технических средств. Поэтому
задачей художника является создание
зрительных рядов, зон активного эмоционального
воздействия и маршрутов следования посетителей.
Работая над экспозицией, он должен опираться
на знание музейной аудитории конкретного
музея, социально-демографического состава
его посетителей. Только при этом условии
возможно организовать восприятие экспозиций
с учетом потребностей посетителей, различных
по возрасту, образованию и интересам.
2. Особенности искусства художественного решения музейной экспозиции
В искусстве художественного проектирования музейных экспозиций воплощается своеобразный творческий метод. Он далек от того, что именовалось художественным оформлением или в лучшем случае оформительским искусством. Творческий метод современного художника проектанта экспозиции ближе к методу архитектора и дизайнера, чем к методу художника прикладного искусства. В палитру его материалов входят музейные предметы-экспонаты, изобразительные, архитектурно-пространственные и технические средства их показа, которые используются не механически, а переосмысливаются в собственный образный язык.
Искусство музейной экспозиции широко, разносторонне, синтетично, поэтому открывает большие возможности для творчества художника. Оно несомненно относится к своеобразному и сложнейшему виду творчества, которое связано с изобразительными искусствами, наукой, архитектурой, техникой.
Подчеркивая значимость образного начала современной экспозиции, теория и практика художественного проектирования еще недостаточно точно определяют средства, которыми пользуются для создания экспозиционного образа. В одних случаях внимание акцентируется на значении включаемых в экспозицию специально создаваемых произведений изобразительного искусства, в других - на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея; наконец, образное начало может достигаться в результате компоновки музейных предметов, их комплексов.
Правомерно возникает вопрос: какой путь создания образа наиболее соответствует природе музея, его специфике, каковы возможности сочетания в экспозиционном ансамбле тех или других приемов? Опыт создания экспозиций музеев говорит о безусловном приоритете музейных предметов как основы образных решений. «Вещи сами по себе дают чувственный образ. Отбор типичных, характерных вещей, их компоновка, выделение главного, превращение суммы вещей в систему, в содержательный и волнующий научно достоверный общедоступный рассказ, вдохновленный определенной идеей, есть создание образа...».
Современная музейная
практика знает, к сожалению, примеры,
когда экспозиционный образ создается
главным образом художественно-
Дальнейшее развитие теории и практики художественного проектирования позволит глубже осветить эту кардинальную проблему. Отметим, что наиболее соответствующим музейной специфике является создание образа экспозиционного ансамбля на основе музейных памятников, научного содержания при дополняющей роли художественно-изобразительных и технических средств.
Помимо визуального образного решения экспозиции необходимо изучать также механизм формирования образа в сознании посетителя. Специалисты-художники подчеркивают, что художественный образ в экспозиции нельзя воспринимать только как цепь зрительных ассоциаций. Это более сложное и глубокое понятие. В формировании его участвует знание, размышление, правильное историческое понимание события и оценка его: ассоциации вызываются не только зрительными впечатлениями.
Художественное проектирование экспозиции включило в свой арсенал пути и средства создания «музейного зрелища» для повышения эмоциональной выразительности экспозиции и эффективности ее восприятия посетителями.
Экспозиция не должна быть монотонной чередой помещений, однообразным рядом витрин и стендов. Одним из апробированных приемов, используемых в советских музеях, является композиционное построение с выделением ударных, акцентных моментов, связанных с характером содержания, и мощным эмоциональным завершением… Поиски динамичности экспозиции проводятся также на основе сюжетности подачи музейных предметов, создания «рассказов в вещах», интерьеров и обстановочных сцен. В музеях появились «уголки» и тематические комплексы, воссоздающие атмосферу эпохи, которые искусной «музейной режиссурой» были объединены в стройное, своеобразное музейное зрелище. Помимо глубоко научного содержания оно обладает большой эмоциональной силой, будит воображение и то чувство сопереживания, без которого невозможно эффективное восприятие экспозиции.
Как перспективу
дальнейшего развития теории музейной
зрелищности, выявления ее специфики
и направлений творческих поисков
специалисты рассматривают
Конечно, в искусстве
музейной экспозиции еще много неразработанного
и даже спорного. Недостаточно изучены
в теоретическом плане
Поэтому необходимо
поощрять творческую экспериментальную
работу художников, которая, развивая
искусство музейной экспозиции, предостерегает
от опасности возникновения шаблонов
и стереотипов.
3. Экспозиционный ансамбль. Компоненты. Особенности творческой работы художника
Ведущие художники,
работающие над созданием экспозиций
и выставок, дали четкое определение
экспозиционного ансамбля и воплотили
полностью или частично эти особенности
в своей практической работе. В специальной
литературе дается несколько определений
экспозиционного ансамбля. Одним из наиболее
развернутых является следующее: «Под
экспозиционным ансамблем мы понимаем
пространственную среду (внутри здания
или под открытым небом), структура которой
в сочетании с ее цветовой, световой, пластической
и драматургической композицией образно
раскрывает суть представленных материалов,
создает удобство осмотра и удовлетворяет
требованиям технологии и экономики».
Основа всего - единство художественного
и образного, функционального, конструктивно-технологического
и экономического начал.
Организация предметно-пространственной среды
Творчество художника проявляется в умении «подать» посетителю экспонаты-подлинники. Нередко формальный подход к организации экспонирования не позволяет выявить богатые информативные и эстетические свойства подлинных памятников из-за нивелировки или несовместимости их в одном комплексе, из-за активности оформительских приемов, отсутствия пространственной композиции и др. В искусстве музейной экспозиции профессиональное мастерство художника особенно выявляется в композиции всех элементов, составляющих экспозиционный ансамбль. Всеми имеющимися в его распоряжении средствами художнику необходимо выделить главное, существенное, отделить второстепенное, устранить лишнее, затрудняющее восприятие. Правильное соотношение элементов целостного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант, другими словами, организация предметно-пространственной среды - основа создания художественного экспозиционного образа.