Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:35, реферат
Любой народ-явление уникальное. Каждый внес что-то свое -неповторимое - в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше и кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие, в принципе, бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии воспринимало их как недосягаемый образец.
Введение.
Основные этапы заселения Южного Урала и этнической истории башкир.
Этноним «башкорт».
Антропологический состав башкир и его формирование.
Заключение.
…У этого народа есть уму
непостижимая жизненная сила…
Р.Г. Игнатьев1
Любой народ-явление уникальное. Каждый внес что-то свое -неповторимое - в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше и кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие, в принципе, бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии воспринимало их как недосягаемый образец. Но в дальнейшем выдвигались вперед другие, шли дальше, осваивая накопленное, опираясь на достигнутое.И мне кажется, что башкирский народ является одним из интереснейших народов не только России, но и всего мира. Ведь уже то, что башкиры сумели сохранить себя, сумели сохранить свои национальные особенности, говорит об огромных потенциальных возможностях народа. Каждый народ востребован в этот мир сказать своё. Нужно только иметь желание и умение слушать. Но чтобы до конца изучить историю народа нужно знать его происхождение, его корни, место и время зарождения. Этому посвящена моя работа. Говоря об актуальности данной проблемы, необходимо помнить о том, что история башкирского народа является частью истории целой страны. А её изучение, как мне кажется, актуально во все времена, ведь изучение отечественной истории формирует историческое сознание и личность человека, помогает воспитать чувство патриотизма.
Вопрос о происхождении башкир и формировании их в нацию с современным этнокультурным обликом – одна из сложнейших проблем исторической науки. Особенности этногенеза башкир были обусловлены природно-климатическими условиями и геополитическим положением Южного Урала, предопределившими многосторонность этногенетических связей населявших его племен и народов, а также своеобразие хозяйственно-культурной и военно-политической истории края.
Самым ранним свидетельством появления людей на Южном Урале является стоянка Мысовая (Урта-Тюбе) на берегу озера Карабалыкты в Зауралье (Абзелиловский район РБ), нижние слои которой восходят к раннему палеолиту(800-700 тыс. лет назад.). Здесь найдены ручные остроконечники, скребла, рубила, многочисленные отщепы, сколы и другие изделия из местных пород камня. К эпохе среднего палеолита (100 тыс. – 40-35 тыс. назад) относятся стоянки Айдос на р. Уфа и Муллино на р. Ик.
Большинство памятников древнекаменного века – позднего палеолита (40-35 тыс. – 10 тыс. лет назад), - находящихся на Среднем и Южном Урале,- пещерные стоянки: вторая Смеловская пещера близ г. Магнитогорск, Горновское местонахождение на р. Белая ниже г. Уфа, стоянки в пещерах по р. Юрюзань и др. В эпоху позднего палеолита Урал представлял собой, по мнению О.Н. Бадера, своеобразную, промежуточную между Европой и Сибирью, историко-культурную область с преобладающими сибирскими культурными связями.2
Выдающимся памятником палеолита на территории Башкортостана является пещера Шульган-Таш (Каповая), расположенная на скалистом берегу р. Белая в Бурзянском районе РБ. Она представляет собой трёхъярусный подземный дворец с анфиладой залов, соединенных между собой широкими коридорами. Через пещеру протекает подземная р. Шульган, образуя внутри и у входа в неё небольшие озёра. В 50-е гг. XX в. в одном из залов пещеры научным сотрудником Башкирского заповедника А.В. Рюминым обнаружены выполненные охрой рисунки древних художников – фигуры мамонта и лошади. В 1960 – 1971 гг.3 в ходе исследования памятника экспедицией Института археологии АН СССР под руководством О.Н. Бадера открыты новые изображения животных (лошадей, мамонтов, носорогов). Многие сюжеты, а также техника и манера нанесения рисунков на скальные породы имеют аналогии в пещерах Испании и Франции.4 В 80-е гг. XX в. открыты наскальные рисунки в Игнатьевской пещере (расположена на правом берегу р. Сим Челябинской области), свидетельствующие о самобытности культуры охотничьих племён, населявших Южный Урал в ту далёкую эпоху.
В среднекаменном веке – мезолите (Х-V тыс. до н.э.) – продолжалось освоение Южного Урала первобытным человеком. На берегах озёр и рек Башкортостана выявлено большое количество мезолитических стоянок. Одна группа памятников (Янгелька, Суртанды-6, Мысовая и др.) расположена к востоку от Уральского хребта, другая (Ильмурзино, Романовка-2, Романовка-3 и др.) – в западном Приуралье. В материальной культуре этих групп памятников имеются существенные различия, поэтому на их основе выделены две археологические культуры – зауральская (янгельская) и приуральская (романовско-ильмурзинская). Памятники зауральской культуры имеют сходство с синхронными памятниками южного Прикаспия, что свидетельствует об общности происхождения: Урал и Прикаспий могли быть крайними точками одной этнокультурной области.5 В то же время техника обработки местных каменных орудий позволяет говорить о самобытности зауральской культуры. Инвентарь приуральских стоянок тяготеет к мезолитическим памятникам Прикамья и Среднего Поволжья.
В новокаменном веке – неолите (V-IV тыс. до н. э.) – население края продолжает расти, хотя западные склоны Южного Урала и Приуралье оставались слабозаселёнными. Заметна концентрация населения в районе Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Густо был населён район озёр Башкирского Зауралья6, где имелись богатые выходы уральской яшмы, кремния и других твёрдых пород камня. Здесь имелось множество мастерских по изготовлению каменных орудий (Усть-Юрюзанская, Карагайлинская и др.). Изделия из уральской яшмы распространялись в то время далеко на север (до полуострова Ямал). В материальной культуре неолитических племён Южного Урала продолжают прослеживаться связи как с населением Прикамья и Поволжья, так и восточных и южных регионов. В неолите происходит переход от присваивающей к производящей экономике – земледелию (найдены зернотерки) и скотоводству (обнаружены кости домашних животных); появляется гончарное дело и ручное ткачество.
В меднокаменном веке – энеолите (IV-III тыс. до н.э.) – продолжается развитие и взаимодействие сформировавшихся ранее и достаточно самобытных массивов населения Южного Урала и сопредельных территорий (Урало-Поволжья, Зауралья, Северного Казахстана). Происходит первое значительное разделение труда – выделение скотоводов из общей массы населения. Древнейшими скотоводами в степной полосе Южного Урала являлись племена древнеямной археологической культуры. С этой культурой связано появление традиции захоронения под земляными насыпями курганов. На основании краниологических материалов исследователи относят население древнеямной культуры к одной из ветвей индоевропейской языковой семьи.7 Лесостепь и окраина лесной зоны Урало-Поволжья были заселены слабее. В Приуралье появляются новые переселенцы из районов Среднего Поволжья, а Зауралье представляло собой зону расселения древних финно-угорских этнокультурных племен. Наблюдаются различия в развитии культур Приуралья (агидельская) и Зауралья (суртадинская). К концу периода заметно продвижение зауральского населения по берегам рек в южноуральские степи.
В бронзовом веке(II- начало I тыс. до н. э.) Южный Урал представлял собой зону контактов представителей различных археологических культур. Одни из них сложились на местной основе, другие содержали пришлый компонент.
Во второй половине II тыс. до н.э. на западе Башкортостана (бассейн рек Белая, Дёма, Ик) жили племена абашевской культуры. Они являлись частью культурно-этнической общности, сформировавшейся на Дону и в XVIII – XVII вв. до н. э. продвинувшейся на север в бассейн Волги и в Нижнее Прикамье. Эта самобытная культура сыграла важную роль во многих этнокультурных процессах на Южном Урале. Абашевцы принесли сюда высокий уровень добычи и обработки бронзы, изготовления из неё орудий труда, вооружения и украшений. Ведущей отраслью их хозяйства являлось скотоводство. Они впервые создали на территории Южного Урала стационарные поселения (Баланбаш, Урняк, Тюбяк) с постройками жилого и хозяйственного типов.
Многочисленными памятниками на Южном Урале представлена срубная культура (XVII – XII вв. до н.э.), получившая своё название по форме внутримогильных сооружений (невысоких срубов). Срубники, занимавшие степные и лесостепные районы Южного Урала, контактировали с абашевцами и частично ассимилировали их. Население срубной культуры занималось скотоводством, металлообрабатывающим (бронзовым) производством и гончарством.
На
востоке срубные племена
Период поздней бронзы (конец II – начало I тыс. до н.э.) в лесостепных и лесных районах Приуралья представлен памятниками межовской культуры, тесно связанной со срубной. Территория по среднему и нижнему течению Белой была занята племенами курмантауской культуры.
Взаимосвязи древних этносов, носившие то мирный, то воинственный характер, являлись основой ассимиляционных процессов, в результате которых появились новые этнокультурные общности, оставившие археологические культуры железного века (VIII – VII вв. до н.э. - III – IV н.э.).
В
степной зоне в результате взаимодействия
срубников и андроновцев (представителей
культуры сибирского происхождения) сложилась
общность древних скотоводов – кочевников,
в которых археологи савроматов
Северо-западные районы РБ и прилегающие районы Волго – Камья составляли юго-восточную периферию сформировавшейся к VIII – VII вв. до н.э. ананьинской культуры. Она характеризовалась сложным хозяйственным комплексом: население занималось скотоводством, охотой, рыболовством, по берегам рек – мотыжным земледелием.
В III в. до н. э. на Средней Каме и в нижнем течении р. Белая ананьинскую культуру сменяет пьяноборская. Правобережье среднего течения Белой с IV в. н. э. занимали племена караабызской культуры. Обе культуры просуществовали до III в. н. э. Их объединяет ряд общих элементов в вещевом инвентаре, обряде захоронения и преемственность с ананьинцами. Исследователи полагают, что они принадлежали локально-этническим группам финно-угорских племён. Население было осёдлым, занималось скотоводством и земледелием. Караабызцы испытали некоторое влияние скотоводческих культур южных степей.
Таким
образом, с давних пор Башкортостан
представлял собой контактную зону
различных хозяйственно-
Важное значение для разработки проблемы происхождения и формирования башкирского народа имеет вопрос о времени тюркизации населения Южного Урала. Большинство современных археологов придерживаются мнения, что начало проникновения тюркских племён в Приуралье относится к III – IV вв. К этому времени перестают существовать пьяноборская и караабызская культуры, исчезают сарматские памятники. В междуречье Белой и Уфы на местной основе формируется культура бахмутинских племён, в вещевом материале которой обнаруживается заметное влияние пришлого южного населения. Хозяйственный комплекс остаётся характерным для лесного Приуралья: это пастушеское скотоводство, подсечное земледелие, охота, рыболовство.9 В центральных районах Башкортостана (долина р. Чермасан и среднее течение р. Белая) в середине I тыс. жили племена, занимавшиеся скотоводством, земледелием и оставившие группу памятников, объединяемых в турбаслинскую культуру. На поселениях обнаружены кости домашних животных, лошадей, злаки, серпы, каменные жернова. Прослеживается связь многих элементов этой культуры с кочевниками восточноевропейских степей. Некоторые исследователи в связи с турбаслинцами ставят вопрос о начальной миграции и оседании в Приуралье тюрков.
Информация о работе Антропологический состав башкир и его формирование