Антропологический состав башкир и его формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:35, реферат

Краткое описание

Любой народ-явление уникальное. Каждый внес что-то свое -неповторимое - в цивилизацию. И вести речь о том, кто внес больше и кто меньше, какая нация древнее, а какая моложе - занятие, в принципе, бессмысленное. Да, есть народы, которые в определенный период развития создали такие шедевры, что все человечество впоследствии воспринимало их как недосягаемый образец.

Оглавление

Введение.
Основные этапы заселения Южного Урала и этнической истории башкир.
Этноним «башкорт».
Антропологический состав башкир и его формирование.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Происхождение башкирского народа.doc Реферат.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      Распад  Золотой Орды и подчинение Башкортостана Ногайской Орде, Казанскому и Сибирскому ханствам не оказали существенного влияния на направление этнических процессов в крае. Во всех этих государственных преобразованиях превалировал кыпчакский компонент, сыгравший большую роль в формировании этнокультурного облика средневолжских и крымских татар, казахов, каракалпаков, ногаев, тюркского населения Западной Сибири. В культуре и языке башкир также усиливались кыпчакские черты, и сами башкиры всё более сближались с кыпчакскими народами. Однако, как бы ни велико было влияние кыпчаков, они не смогли стереть того своеобразия в языке и материальной культуре, которое отличает башкир от других кыпчакских народов. Более того, кыпчаки и связанные с ними роды и племена, оказавшиеся среди башкир, сами восприняли культурно-языковые особенности последних. Эти специфические особенности кыпчакского компонента чётко проявляются у восточных и центральных групп современных башкир.

      Политические  распри и междоусобицы, вспыхнувшие  с распадом Золотой Орды, мешали этнической и политической консолидации башкир. Однако процесс формирования народности продолжался. Самосознание народа с особенной силой проявлялось в моменты ослабления власти ханов. Решающий момент наступил в середине XVI в., когда Русским государством было разгромлено Казанское ханство (1552 г.)28 и на очереди оказалась раздираемая внутренними противоречиями Ногайская Орда. Башкирские племена почти одновременно, в 1555 – 1557 гг., добровольно вошли в состав Русского государства. Такое организованное волеизъявление, продиктованное политической обстановкой того времени, было в то же время выражением возросшего этнического самосознания – сознания принадлежности различных племён и социальных групп башкир к единому этносу.

      Присоединение башкир к России трактуется историками как их объединение в составе единого государства, знаменующее собой завершение формирования единой народности. Процессы внутренней консолидации, изменения в этническом составе, взаимосвязи с другими народами имели место и последующие исторические периоды. Но основные черты этнокультурного облика башкир как одного из самобытных тюркских народов были на лицо уже в XVI в. Начиная с этого времени можно говорить о башкирах как о вполне сформировавшейся народности, имея в виду под этим понятием определенный тип этнической общности, предшествующий образованию нации. 

Этноним «башкорт».

      Первые  упоминания в форме «башгирд», «башкирд», «бащджирд» и «баджгар» зафиксированы  в первой половине IX в. во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масауди (Х в.) и Гардизи (XI в.). К рубежу IX – X вв. относятся сведения ал-Балхи и ибн-Русте, к началу Х в. – ибн-Фадлана, к XIII – XIV вв. – Плано Карпини («баскарт»), Виллема Рубрука («паскатир») и Рашида ад-дина. С XV – XVI вв. становятся регулярными упоминания о башкирах в русских источниках, главным образом в летописях.29

      По  вопросу о возникновении этнонима «башкорт» в настоящее время  существуют различные точки зрения. По одному из башкирских преданий, когда-то «из Бухары вышли миссионеры для распространения мусульманской веры. Они были в недоумении – в какую страну отправиться, потому везде были кафры (неверные). Тут им явился волк и повёл их на Уральские горы, где жили предки башкир… в язычестве. Оттого и получили они название башкурт – или волчья голова»30. Позднее появился другой вариант легенды, согласно которому мифический волк выступил в качестве предводителя башкир, которые в поисках благодатных земель вышли из Бухары (по некоторым версиям, с Алтая или с берегов Аральского моря),встретили волка и с его помощью нашли родину на Урале. При этом значение этнонима толковалось как «главный волк», «волк-вожак»31. Такое толкование названия «башкорт» получило широкое распространение не только в народе, но и среди многих исследователей.

      Не  менее популярной является версия, согласно которой конечная часть  слова «корт» трактовалась как «пчела», а этноним – в значении «главная пчела», «пчелиная матка» или «главный пчеловод». В качестве дополнительного  аргумента в этом случае указывали  на одно из традиционных занятий башкир – пчеловодство. «Башкиры как сами, так и от ногайцев, - писал И. Г. Георги, - называются башкуртами. Сие наименование значит, по их толкованию, пчеловодца (от слова «курт» - пчела), а по ногайскому – главного волка»32. Были высказаны предположения, что этноним «башкорт» происходит от «башка» («отдельный») и «йорт» («жилище», «становище», «страна»), т.е. «отдельная страна», «отдельный народ».

      В последние годы появились новые  гипотезы. Некоторые авторы считают, что этноним «башкорт» происходит от «биш» + «корт» - «пять волков», «боз/буз» + «корт» - «сивый волк», «баш»  + «карт» - «главный старик», «аксакал»33. Другие исследователи пошли по линии расчленения на три части: «баш» + «кор» + «т», «башк(а)» + «ар» + «т», «баш» + «огур» + «т». А. Н. Усманов и А. Г. Биишев, как и большинство исследователей, компонент «баш» переводят как «голова», «главный», «кор» - круг, нечто расположенное по кругу, совещание равных людей, сидящих по кругу; племя, община». В этом случае, по их мнению, этноним означает «главное племя, объединение родов и племён». Компонент «т» они объясняют как заимствованный из монгольских языков аффикс множественности, собирательности. В версии Ф. И. Гордеева («башк(а)» + «ар» + «т») этноним имеет значение «люди, живущие на реке Башка или Башкаус (есть похожие названия рек на Алтае и Урале)», а «т» служит показателем множественности, заимствованным из скифо-сарматских иранских языков.

      Н. А. Баскаков отвергает предположения, связывающие происхождение этнонима «башкорт» со словами «волк», «пчела», «старик», «племя». Как наиболее вероятную он приводит этимологию Д. Немета: «башкурт» – «беш» (пять)  + «огур» (название племени огуров) + «д» (венгерское окончание); Беш(о) гурд:Башгурд, Башкурд – «пять огуров».

      Таковы  основные гипотезы  о происхождении этнонима «башкорт». Ни одна из них не представляется достаточно убедительной, и это наталкивает исследователей на новые поиски.

      Общеизвестен  сложный антропологический состав башкир, заметны культурно-бытовые  и диалектические различия между территориально-этническими группами, сохранившиеся до нашего времени. Нет сомнения в том, что такие различия должны были иметь место и в глубоком прошлом, на начальных этапах формирования народа, в то же время для языка и культуры башкир характерны цельность и органическое единство. Очевидно, уровень культурно-бытовой и языковой интеграции древних башкирских племен был достаточно высок, что явилось основой их формирования в единый этнос.

      Однако  культурно-бытовая и языковая близость сама по себе ещё не приводит к формированию этнического самосознания и возникновению общего этнонима, хотя является достаточной базой для этого. Чтобы этнос начал функционировать как целостный организм со своим именем и другими атрибутами, необходимы дополнительные сплачивающие факторы. В случае с башкирами таким фактором, очевидно, явилось возникновение военно-политического союза. Средневековые авторы ибн-Фадлан, Масуди и другие рисуют башкир IX – начала X вв. как организованную силу, часто довольно грозную34. В свете этих данных вполне допустимо, что этноним «башкорт» восходит к имени легендарного военачальника Башгирда (Башкорда), под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз, ставший ядром формирующегося народа.

      Память  о том, что у них был предводитель, от имени которого пошло название народа, была жива среди башкир ещё в XVIII в. «Они же сами, - писал Татищев, - сие имя производят от начального их мурзы Башкир…»35. В последующие времена это предание исчезло. Видимо, оно переродилось в мифологическую легенду о волке – путеводителе или слилось с уже существовавшими преданиями.

      Попытка установить личность исторического  персонажа, имя которого стало названием  башкирского народа, была предпринята  более ста лет назад. В 1870 г. Один неизвестный автор полагал, что этноним «башкорт» происходит от имени половецкого хана Башкурта, который был тестем Святослава Владимировича. Приводя эту цитату, В. М. Филоненко писал: «Действительно, Башкурд, Башкорд или Башкард был половецкий князь XII в. В 1151 г. в сражении князя Юрия Долгорукого с князем Изяславом мстиславовичем при р. Рут был убит князь Владимир… Черниговский, жена его убежала к половцам и вышла замуж за их хана Башкорда»36. Однако этой версии В. М. Филоненко не придал большого значения, видимо, считая маловероятной связь между именем половецкого хана XII в. и названием башкир, получившим известность двумя – тремя столетиями раньше на территории, весьма отдалённой от места описываемых событий. Заслуживает внимания сообщение Гардизи о военачальнике Башгирде: «Башгирд был из высших чинов хазар…» (Б. Н. Заходер пишет, что Гардизи использовал источники начала X в. и более ранние)37. Упомянутый предводитель, очевидно, и был той личностью, от имени которого берёт начало этноним «башкорт».

Антропологический состав башкир и его формирование.

      Антропологический тип башкир привлёк внимание исследователей ещё в XIX в. этому посвятили свои работы Н. М. Малиев, П. С. Назаров, Д. П. Никольский, А. Н. Абрамов38 и другие ученые, которые подчеркивали смешанное происхождение расового типа башкир и неоднородность их антропологического состава.

      В 1916 г. публикуется труд С. И. Руденко  «Башкиры: Опыт этнологической монографии»39, в которой автор делает обстоятельное описание физического типа и выделяет антропологические различия населения юго-западных, северо-западных и восточных районов Башкортостана. Отсутствие в то время чёткой расовой классификации народов России не позволило отнести физический тип башкир к той или иной расе.

      В 1963 – 1965, 1967 гг. экспедицией под руководством М. С. Акимовой40 был восполнен этот пробел. Она впервые выделила среди башкир четыре антропологических типа: субуральский, южносибирский, светлый европеоидный и понтийский, - имеющих чёткую территориальную привязку. Субуральский тип чаще встречается у населения северных, северо-западных лесных районов, южносибирский тип – северо-восточных и особенно зауральских, понтийский – районов бассейна р. Дёма, юго-западных и лесных районов.

      Выделение четырех расовых типов даёт широкие возможности для синхронного анализа и выяснения антропологического состава башкир в сравнении с окружающими народами, а значит и для изучения происхождения башкирского народа. Однако происхождение расовых типов башкир невозможно представить без выхода на палеоантропологию древнего населения через современную краниологию.

      В связи с этим в 1977 - 1987 гг. антропологическими экспедициями под руководством Р. М. Юсупова41 были проведены широкомасштабные работы по сбору краниологических материалов XVIII – начала XX вв. на территории Башкортостана, Пермской и Челябинской областей. Полученные материалы характеризуют почти все этнографические группы башкир.

      Анализ  материала позволил выделить четыре краниологических комплекса. В отличие  от сомологических краниологические материалы  показали относительную гомогенность популяции башкир, что может свидетельствовать о процессе антропологической консолидации народа, которая совпадает по направлению с этнической интеграцией, но, будучи явлением биологического порядка, отстает от неё в своих темпах. В регионе выявлено несколько направлений расогенетических связей. Одно из них юго-восточное, включающее связи с хакасами, шорцами, казахами, киргизами и уграми Западной Сибири. Это характерно для северо-восточных и зауральских башкир. У северо-западных и несколько слабее у юго-западных групп заметно большое влияние краниологического типа финнов и тюрков Поволжья и Прикамья, обнаруживается наибольшая связь с чувашами, финнами и тюрками Волго-Камья у отчасти с уграми Западной Сибири, т. е. народами уральской расы.

      Поэтапный сравнительный анализ палеоантропологических материалов, датируемых с VII в. до н. э. по XIII – XIV вв. н. э., позволяет говорить , что наиболее древними среди башкир можно считать представителей уральской и понтийской рас, биологические предки которых осели в регионе ещё до рубежа н. э.42.

      Комплекс  признаков уральской расы фиксируется  ещё на черепах населения пьяноборской культуры, существовавшей  в низовьях р. Белая и ср. течении р. Кама с  III в. до н.э. по II в. н. э. Языковеды считают их финно-уграм. Характерные для пьяноборцев признаки довольно четко прослеживаются у населения бахмутинской культуры V – VIII вв. н. э. и современных башкир северных, северо-западных районов Башкортостана43.

      Не  менее древним преставляется  время проникновения на территорию современного Башкортостана населения, характеризующегося признаками понтийского типа южного происхождения. Есть основания считать, что эти признаки были характерны для савромато-сарматских племён Южного Урала с VII в. до н. э. по IV в. н. э. В целом, для сарматов был характерен резко выраженный европеоидный комплекс признаков с небольшой монголоидной примесью алтайского происхождения. Характерные признаки этого типа проявляются у населения конца I тыс. н. э., а также у современных башкир южных и юго-восточных горно-лесных районов.

      На  фоне этих расовых типов комплекс признаков смешанной монголоидно-европеоидной южносибирской расы в антропологическом составе башкир имеет довольно позднее происхождение. Его можно связать с кочевниками IX – XII вв. и отчасти с кыпчаками. До рубежа I и II тыс. н. э. этот тип на территории Южного Урала не фиксируется. Характерные признаки южносибирского типа чаще встречаются среди зауральских, восточных и юго-восточных башкир. Он наиболее широко распространён среди казахов, киргизов и части алтайцев. В отличие от этих народов у башкир в основе южносибирского расового типа  преобладает европеоидный компонент44.

      Анализ  современных и древних черепов  позволяет сказать, что описанные  расовые типы в антропологическом  составе башкир имеют не только четкую территориальную локализацию, но и свой исторический возраст, т. е. время их появления и оседания на Южном Урале. Это было связано с тем или иным конкретным этносом, который не исчезал, а становился субстратным компонентом последующих этнических процессов. В материальной культуре, языке современных башкир, топонимии края этнографы и языковеды фиксируют, кроме общетюркского, финно-угорские и индоиранские элементы. Это лишний раз указывает на многокомпонентность антропологического состава и сложность этнической истории башкир. В связи с этим возникают вопросы: с какого периода начинается история башкир на Южном Урале? Были ли они пришлым или автохронным населением? Кого считать предками башкир?

Информация о работе Антропологический состав башкир и его формирование