Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 19:33, курсовая работа
Краткое описание
В настоящее время одновременно с развитием нефтехимической промышленности наблюдается непрерывный рост мирового потребления нефтяных дизельных топлив. Ассортимент и качество вырабатываемых т применяемых топлив определяется техническими возможностями отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также экологическими требованиями.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………….7 1.Литературный обзор………………………………………………………………...…8 1.1.Присадки к дизельным топливам……………………………………………...…8 1.2.Электризация углеводородных топлив…………………………………………10 1.3.Показатели эффективности антистатических присадок………………………11 1.4.Классификация антистатических присадок……………………………………12 1.5.Присадки первой группы………………………………………………………..12 1.6.Присадки второй группы………………………………………………………...14 2.Обсуждение результатов……………………………………………………………..20 3.Экспериментальная часть…………………………………………………..………...28 3.1.Исходные вещества…………………………………………………………..….28 3.2.Определение кислотного числа (типовая методика)…………………………..31 3.3.Приготовление растворов необходимых для анализа……………………...…31 3.3.1.Приготовление 0,1N водно-спиртового раствора КОН………………..…31 3.3.2.Приготовление 0,1N водно-спиртового раствораиндикатора……………32 3.4.Синтез неодекановой соли Li с двукратным избытком неодекановой кислоты……………………………………………………………………………….32 3.4.1.Расчет загрузки реагентов…………….………………………………...…32 3.4.2.Методика проведения синтеза кислой соли (Iа)……………………...…34 3.4.3.Определение кислотного числа соли……………………………………35 3.5.Синтез этилгексановой соли Li с двукратным избытком этилгексановойкислоты………………………………………………………………………….……35 3.5.1.Расчет загрузки реагентов………………………………………….………35 3.5.2.Методика проведения синтеза кислой соли (Iб)……………………..…...36 3.5.3.Определение кислотного числа соли……………………………………..36 3.6.Синтез смесевой соли (неодекановая и этилгексановая кислота соотношении 1:1) Li с двухкратным избытком неодекановой и этилгексановой кислот...........36 3.6.1Расчет загрузки реагентов………………………………………………..…36 3.6.2.Методика проведения синтеза кислой соли (Iв)…………………….……37 3.6.3.Определение кислотного числа соли……………………………………...38 3.7.Определение предельной растворимости соли в дизельном топливе……….38 3.8..Приготовление образцов для исследования низкотемпературных свойств солей………………………………………………………………………………..…40 3.8.1.Определение низкотемпературных свойств солей в дизельном топливе.41 4.Метрологическая проработка результатов……………………………………….…42 4.1.Оценка погрешности прямых измерений………………………………………42 4.1.1.Измерение массы вещества…………………………………………………42 4.1.2.Контроль температуры реакции……………………………………………43 4.2.Перечень и краткая характеристика использованных приборов и оборудования………………………………………………………………………...44 4.3.Акт метрологической проработки результатов измерений…………..….……45 5.Безопасность и экологичность работы…………………………………………...…47 5.1.Характеристика производственной и экологической опасности, проектируемого объекта…………………………………………………………….47 5.2.Безопасность технологического процесса и оборудования………………….48 5.3.Электробезопасность……………………………………………………………48 5.4.Молниезащита……………………………………………………………………49 5.5.Производственная санитария и гигиена труда…………………………...……49 5.5.1.Метеорологические условия……………………………………………..…49 5.5.2.Освещение и расчет естественного освещения……………………………50 5.5.3.Защита от шума и вибрации……………………………………………..…53 5.5.4.Средства индивидуальной защиты……………………………………...…53 5.5.5.Вентиляция……….…………………………………………………….……53 5.6.Пожарная безопасность…………………………………….……………………54 5.7.Защита окружающей среды…………………………………………………..…57 5.8.Вопросы гражданской обороны и действий в условиях чрезвычайных ситуаций…………………………………………………………………………...…58 6.Экономическая часть……………………………………………………………...….59 6.1.Сумма затрат на основные и вспомогательные материалы………….……….59 6.2.Энергетические затраты……………………………………………….………..59 6.3.Стоимость оборудования……………………………………………………….60 6.4.Расходы на заработную плату………………………………………………….62 6.5.Затраты на проведение научно-исследовательской работы………………….62 Заключение……………………………………………………………………………...64 Список использованных источников
В России при поставке топлива
на экспорт установлена норма - не менее
150 пСм/м, с учетом того, что этот показатель
при хранении и перекачке топлива может
снижатъся [6].
Способность жидкостей генерировать
заряды, прежде всего зависит от ее удельного
электрического сопротивления, которое,
в свою очередь, определяется количеством
примесей. В продуктах с высоким (выше
1013 Ом*м) удельным
сопротивление генерирование статических
зарядов мало вследствие отсутствия примесных
ионов [7]. По мере увеличения примесей
генерирование интенсифицируется и при
некоторой концентрации примесных ионов
достигает максимума. Образующиеся заряды
только частично отводятся к месту их
возникновения через собственное сопротивление
жидкости. В жидкостях, еще больше ионизирующих
примесей, сопротивление становится настолько
низким (менее 108 Ом*м), что
заряды по мере образования за счет токов
обратной утечки.
Таким образом, если удельное
сопротивление жидкости больше 1013 и меньше
108 Ом*м. генерирование
зарядов незначительно, внутри этой области
генерируемый заряд увеличивается и достигает
максимума при 10п Ом*м.
Удельное сопротивление характеризует
не только способность жидкости генерировать
заряд, но и способность удерживать их.
Классификация антистатических
присадок.
Антистатические присадки разделяют
по областям применения и по требованиям
к предъявляемым ним на две группы [5]. К
первой группе относятся присадки, применяемые
для бензинов и керосинов и используемые
в качестве промывочных жидкостей. Антистатические
присадки второй группы применяются для
авиационных керосинов и бензинов.
Присадки первой группы
В данный момент для промывки
деталей в основном применяют углеводородные
растворители. Наиболее дешевыми и доступными
являются бензин Б-70 и керосины Т-1, ТС-1
и Т-7. Для промывки созданы специальные
моечные машины, в которых промывочная
жидкость прокачивается под давлением
через каналы и отверстия готовых изделий.
Промывочная жидкость удаляет с поверхности
изделия остатки технологических паст,
смазок, порошков и т.д. Из-за этого керосин
и бензин загрязняются и при перекачке
сильно электризуются. В связи с этим отмечались
случаи возгорания моечных машин из-за
разрядов статического электричества.
Самым эффективным средством
борьбы с электризацией промывочных жидкостей
стало введение антистатических присадок.
После промывки углеводородные жидкости
не используют как топливо и поэтому требования
к присадкам этой группы не столь велики.
Эти присадки должны быть достаточно недороги,
нетоксичны, эффективны и не должны ухудшать
качество поверхностей промываемых деталей.
Их применение возможно в довольно больших
концентрациях – десятых и сотых долях.
Олеат магния стала одной из первых присадок
этого типа, нашедших практическое применение
в СССР. На авиационных заводах эту присадку
готовили и вводили в углеводородные
промывочные жидкости непосредственно
в моечных цехах.
В СССР в 1962 году были синтезированы
присадки, введенные в углеводородные
топлива в количестве 0,01 %, обеспечили
снижение до значения
108-1010 Ом*м [2]. Данные
приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1. – Удельное объемное
электрическое сопротивление топлив (в Ом*м) при 25оС и концентрации
присадки 0,01% [2].
Присадка
Бензин Б-7
Бензин А-66
Топливо ТС-1
1
2
3
4
Без присадки
0,45*1012
017*1012
0,17*1012
Олеат хрома
0,59*108
0,32*108
0,56*108
Олеат кобальта
0,12*109
0,11*109
0,67*109
Олеат меди
0,38*109
0,4*109
0,62*1010
Нафтенат хрома
0,46*109
0,19*109
0,24*1010
Нафтенат кобальта
0,28*109
-
0,23*1010
Соль хрома СЖК(фракция С17-С20)
0,23*109
-
0,25*109
Соль хрома СЖК(фракция С14-С16)
0,18*109
-
0,25*109
На кафедре нефтехимического
синтеза МИНХ и ГП были проведены исследования
по синтезу и применению в качестве антистатических
присадок солей различных металлов олеиновой,
стеариновой, дибромолеиновой, сульфоолеиновой
кислот, выделенные из керосиновых дистиллятов.
Влияние присадок при концентрации
0,01% и температуре 25оС на удельную
объемную электропроводность нефтепродуктов
приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2. – Удельная объемная
проводимость топлив при добавлении присадок
Удельная объемная электропроводность,
Ом-1*м-1
Присадки
Бензин Б-70*
Топливо ТС-1*
Олеат никеля
-
5*10-10
Олеат железа
62,1*10-10
1,35*10-9
Сульфоолеат кобальта
5,8*10-9
-
Сульфоолеат хрома
-
1,9*10-9
Сульфоолеат алюминия
-
1,4*10-9
Стеарат хрома
3*10-10
1,2*10-10
Нафтенат никеля
-
1,8*10-10
Нафтенат железа
-
3,6*10-10
Дибромолеат кобальта
4,8*10-9
5,8*10-10
*Удельная объемная электропроводность
бензина Б-70 и топлива ТС-1 была
равна 2,25*10-12 Ом-1*м-1 и 1,3*10-11 Ом-1*м-1.
Хризман И.А и З.Д. Зильберман
[8]. в 1979 разработали моющую композицию
для очистки металлической поверхности
на основе бензина, содержащая метилэтилкетон
и роданистый аммоний, с целью увеличения
объемной электропроводности и обеспечение
окраски моющей композиции, она дополнительно
содержит хлорное железо при следующем
соотношении компонентов: метилэтилкетон
6-10%, роданистый аммоний 0,0005-0,004%, хлорное
железо 0,0001-0,001, бензин остальное.
Результаты измерения удельной
объемной электропроводности приведены
в таблице 1.3.
Таблица 1.3. – Исследование
присадок различного состава.
Компонент
Состав 1
Состав 2
Состав 3
Содержание, вес%
Ом-1*м
Цвет
Содержание, вес%
Ом-1*м
Цвет
Содержание, вес%
Ом-1*м
Цвет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Бензин Б-70
100
2*10-12
Бесцветный
100
2*10-12
Бесцветный
100
2*10-12
Бесцветный
Продолжение таблицы 1.3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Метилэтилкетон
Роданистый аммоний
Бензин Б-70
-
-
-
-
-
-
-
-
-
8
0,001
До 100
1,7*10-12
Бесцветный
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Метилэтилкетон
Роданистый аммоний
Железо хлорное
Бензин Б-70
6
0,004
0,001
до 100
2*10-8
Вишневый
8
0,001
0,0001
До 100
2,9*10-8
Вишневый
10
0,0006
0,0001
До 100
3,3*10-8
Бледновишневый
В данный момент нефтеперерабатывающая
промышленность производит для этих целей
присадку АКОР. АКОР-1 (ГОСТ 1517-78) представляет
собой темную жидкость с кинематической
вязкостью до 65 мм2/с при 100 оС, по составу
смесь 90% нитрованного масла и 10% стеариновой
кислоты, защелоченную известковым молоком.
Испытания показали, что добавление до
0,05% присадки полностью устраняет опасность
взрыва и пожара при использовании бензина
Б-70 и керосинов Т-1, ТС-1 и Т-7 в качестве
промывочных жидкостей. Присадка обладает
противокоррозионным свойствами [5].
Присадки второй группы.
Антистатические присадки этой
группы предназначены для авиационных
бензинов и керосинов. К ним предъявляют
жесткие требования: они не должны
ухудшать эксплуатационных свойств авиационных
топлив. За рубежом была разработана антистатическая
присадка ASA-3. Созданию этой присадки предшествовали
большие исследовательские работ, основные
результаты которых сводятся к следующему.
Эффективные присадки могут быть получены
комбинированием двух и более соединений,
суммарный эффект которых больше, чем
сумма эффективностей каждого соединения
в отдельности. Иными словами в антистатических
присадках можно использовать синергетический
эффект соединений[5].
Один из компонентов комбинированной
присадки должна быть соль двухвалентного
или поливалентного металла (магния, щелочноземельных
металлов, меди, кобальта, хрома, тория
и др.) и различных кислот. Металлы следует
предпочитать двухвалентные, а кислоту
– салициловую. Второй компонент должен
быть электролитом. При добавлении менее
0,1% такого компонента электропроводность
должна возрастать до десятков тысяч пикосименсов.
В качестве второго компонента оказались
хороши тетераизоамилпикрат аммония,
соли сульфоновых кислот.
Фирмой “Shell” была получена
присадка ASA-1, которую затем стабилизировали
третьим компонентом, получив присадку
ASA-3. Она состоит из следующих компонентов:
смесь хромовых солей моно(а)
и диалкилсалициловых(б) кислот строения
и
а
б
где R – углеводородный радикал,
содержащий 14-18 атомов углерода;
Растворимый в углеводородах
сополимер лауринового и стеаринового
метакрилатов и метилвинилпиридина –
в качестве стабилизатора смеси двух компонентов,
взятых поровну.
Данная присадка полностью
растворяется в углеводородных топливах,
но в чистом виде она высоковязка и не
удобна для применения и дозировки при
малых концентрациях. В связи с этим ее
часто выпускают в растворе (34,1 г в 1 л реактивного
топлива) под маркой ASA-3mini. Она высокоэффективна
и добавляется в топлива в концентрации
0,00006- 0,00012%. Электропроводность топлив
с присадкой ASA-3 зависит от температуры.
Данные о влиянии температуры на электропроводности
топлив с присадкой ASA-3 представлены в
таблице 1.4.
Таблица 1.4. - Влияние температуры
на электропроводности топлив с присадкой
ASA-3 [5].
Топливо
Концентрация
присадки
ASA-3, млн-1
Электропроводность, пСм
При 20 оС
При 0 оС
При -20 оС
Керосин
образец 1
образец 2
0,3
0,3
105
100
60
52
35
32
Бензин
образец 1
образец 2
0,3
0,3
205
118
153
63
86
42
Керосин
образец 1
образец 2
0,1
0,1
74
42
53
31
32
20
Бензин
образец 1
образец 2
0,1
0,
98
43
63
31
43
15
Во время испытаний присадки
ASA-3 выявили особенности топлив. Первой
является то, что присадка теряет эффективность
с течением времени независимо от того,
хранится ли она в чистом виде или растворе.
Присадка образовывает частицы мицелл
, не образующих ионов в растворе топлив.
Но при нагревании эффективность присадки
восстанавливается.
Вторая это то, что поверхностно-активные
компоненты присадки топлив с присадкой
ASA-3 влияют на разделение водно-топливных
эмульсий и на скорость отделения воды
от топлива в фильтрах-сепараторах; срок
службы таких фильтров может сократиться.
Н.В. Носенко и его коллеги разработали
1974 антистатическую присадку к углеводородным
топливам на основе сополимера эфира метакриловой
кислоты и спиртов C7-C12 метилвинилпиридином
с добавлением хромовой соли карбоновых
кислот[9]. В ее состав в качестве карбоновых
кислот введена хромовая соль нафтеновых
кислот в количестве 40-90 вес. %.