Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
Основной целью исследования будет являться изучение элементов судебной системы, и определение проблем развития в современных условиях.
Задачами исследования, которые необходимы для достижения поставленной цели будут являться:
1. Установление взаимосвязи между элементами;
2. Определение роли и места действующей сегодня судебной власти в системе разделения властей;
3. Определение значения судебной системы в системе государственного управления;
4. Рассмотрение вопросов реализации функций судебной власти в обществе и государстве. Основные направления судебной реформы, пути совершенствования и реформирования;
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Судебная власть в системе разделения властей……………………6
1.1.Судебная власть в системе государственной власти в РФ…..……6
1.2.Принципы судебной власти в РФ и осуществление правосудия……………………………………………………………………………..10
Глава 2.Особенности судебной системы РФ……………………………….13
2.1.Система судов……………………...……………………………….13
2.2.Полномочия судебных органов………………………………..….32
2.3.Судебные инстанции……………..………………………………..35
Глава 3.Реформы судебной системы в России: тенденции и проблемы…37
Заключение…………………………………………………………………...47
Библиографический список…
Проанализированное законодательство требует урегулировать на уровне закона все спорные вопросы, связанные с взаимным сдерживанием, ограничением органов государственной власти, в частности, с признанием соответствующими судами недействительными всех без исключения законов и иных нормативных актов (с момента их принятия), противоречащих общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ. В научной литературе предметом дискуссии являются и теоретические проблемы функционального назначения органов судебного конституционного контроля, предпринимаются попытки дать классификацию функций судебного конституционного контроля. При этом называются в качестве функций судебного конституционного контроля: воздействие на развитие правовой сферы, содействие законодательной деятельности; дача экспертных заключений по конституционным вопросам; совершение регистрационно-учредительных актов, миротворческую функцию по примирению конфликтующих властных структур; функцию воспитания у должностных лиц уважения к Конституции; приведения регионального законодательства в соответствие с собственными основными законами; приведению всего регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Перечисленные функции судебного конституционного контроля не являются собственно контрольными, так как не обладают обязательным признаком контрольной функции судебной власти – процессом судебной проверки, они относятся к задачам судебного конституционного контроля, его результатам, последствиям и т.п.
Множество проблем на практике вызывают и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нередко принимающих обязательственные нормы в нарушение Конституции РФ и федеральных законов, за пределами своей компетенции, без официального опубликования и регистрации в Министерстве юстиции РФ27. При этом необходимо разработать и принять федеральный закон «О нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти», установив компетенцию, порядок принятия, прохождения и проведения экспертизы, ответственность должностных лиц и т.п. Важный шаг в этом направлении сделан в п. 7 ст. 3 ГК РФ: «Министерства и иные федеральные органы государственной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами».
Ещё
больше споров в судебной практике
в связи с применением
Необходимо отметить проблему «участия граждан в отправлении правосудия». Институт народных заседателей на практике по многим причинам доказал свою нежизнеспособность. В следствие того, что в законодательстве было необходимо закрепить следующий принцип: 1) наиболее простые уголовные и гражданские дела судья рассматривает единолично; 2) юридически сложные уголовные и гражданские дела рассматривают 3 судьи-профессионала; 3) уголовные дела, по которым могут быть внесены приговоры с наказанием в виде смертной казни, другие наиболее значимые с политической и социальной точки зрения уголовные и гражданские дела рассматриваются судом присяжных.
Много споров в специальной литературе вызывает проблема надзора за рассмотрением дел. В законодательной практике и литературе прослеживается линия на внесение в законодательство различных предложений, направленных на сокращение дел, подлежащих рассмотрению вышестоящими судами в порядке надзора. В конечном счёте это может свести федеральное правосудие к уровню регионального со всеми вытекающими из этого минусами. Видимо, законодательство должно развиваться в прямо противоположном направлении.
В настоящее время чрезвычайно актуальным является и вопрос о взаимосвязи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Проводимые ими совместные съезды судей и пленумы судов в настоящее время являются уже недостаточными28. Следующим этапом развития их взаимосвязи может послужить, например, создание совместных рабочих групп по подготовке законопроектов, внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, проведение общих конференций, международных «школ» по проблемам применения и развития законодательства, совместная учёба судей и т.п.
К сожалению, случилось так, что Закон «О судебной системе Российской Федерации» был принят позднее многих законов, например «О конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации» и др. В этой связи, принимая также во внимание обнаружившиеся пробелы в специальных законах, необходимо внести серьёзные коррективы в Закон «О Конституционном Суде РФ». Так, в силу ст. 3 названного Закона Конституционный Суд РФ «разрешает дела о соответствии Конституции РФ». В то же время ст. 15 Конституции РФ гарантирует: «… общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы», а ст. 17 Конституции РФ развивает данное положение: «… в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».
В конституции РФ имеется достаточно много норм, сформулированных лишь в самом общем виде, например: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной помощи» (ст. 48); «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду» (ст. 42) и т.д. Эти и им подобные статьи достаточно сложно применять на практике в силу их неконкретности, отсутствия механизма исполнения и т.п. Все это предполагает необходимость не только толкования, но и конкретизации Конституции РФ Конституцион-ным Судом.
За время своей деятельности Конституционный Суд РФ вынес ряд спорных постановлений, в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» не подлежащих обжалованию и вступающих в силу после их провозглашения. Представляется, что это положение трудно согласовать со ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 19 Закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает необходимость подготовки и принятия Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» предусматривает необходимость подготовки и принятия Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», который должен уточнить его компетенцию, объём судебного надзора соответствии с Конституцией РФ, определить категории дел, рассматриваемые им в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции; установить правовую природу пленумов Верховного Суда РФ и других форм судебной практики; определить объем полномочий по отношению к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ; зафиксировать направления деятельности образовательного учреждения при Верховном Суде РФ. Представляется необходимым внести аналогичные уточнения и в Закон «Об арбитражных судах Российской Федерации».
Предстоит серьёзная работа по разработке и принятию Закона РФ «Об общих судах», который должен установить полномочия, порядок образования, деятельности и взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих судебных инстанций, а главное, общих судов с иными органами государственной власти, другими федеральными судами, а также судами субъектов федерации, а главное, общих судов с иными органами государственной власти, другими федеральными судами, а также судами субъектов федерации, а так же необходим пересмотр ряд Конституций республик29. Действующий Закон «О судебной системе Российской Федерации» в части, относящейся к взаимоотношениям «общих» судов с судами субъектов федерации, весьма противоречив. С одной стороны, мировые судьи относятся к судам субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации»); с другой - районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст. 21 того же закона). В свете этого нелогично выглядит и ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации»: финансирование мировых судей производится из федерального бюджета. Мировые судьи в своей деятельности должны будут применять прежде всего федеральное материальное право, регулирующее и защищающее права и свободы человека и гражданина, а также уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство. Наконец, полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ст. 28 Закона «О судебной системе Российской Федерации»)
Таким
образом, можно сделать вывод: все
права, свободы и законные интересы
физических и юридических лиц защищаются
исключительно судом. В частности, гражданские
права и обязанности возникают в соответствии
со ст. 8 ГК РФ30. Вместе с тем необходимо
дифференцировать защищаемые судом права
и свободы от не защищаемых судом «интересов».
Гражданские права и обязанности физических
и юридических лиц возникают из оснований,
предусмотренных законом и иными правовыми
актами, а также из действий граждан и
юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены
законом или иными правовыми актами, но
в силу общих начал и смысла законодательства
порождают гражданские права и обязанности.
В то же время «интерес» физических и юридических
лиц является односторонним, но порождает
обязанности у физических лиц и органов,
не основан на правообразующих актах,
решениях, действиях, событиях и т.п. Например,
«интересом» может служить желание работников
получить большую премию, материальную
помощь и т.п. Если судья в процессе подготовки
дела к слушанию установил, что у лица
отсутствует защищаемое законом право,
то он в силу ст. 46 Конституции может отказать
в приёме заявления гражданину или юридическому
лицу мотивированным определением.
Заключение
Проводимая в настоящее время судебная реформа целиком и полностью направлена на торможение углубляющегося кризиса в деятельности судов общей юрисдикции. А также дальнейшее совершенствование системы позволит привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы судов.
Реформирование юридических аспектов деятельности судов позволит в будущем:
-
с динамичным развитием и
-
повышать роль и значение
-
достижение качественных
Информатизация судебной системы позволит обеспечить:
-оперативную
информационно-правовую
-
открытость работы всей
-
повышение оперативности сбора
и оформления судебных
-
сокращение сроков
-
формирование единой
-
доступность для судей и
-
полноту и достоверность
-повышение
оперативности сбора и
-повышение
эффективности кадрового,
-информационно-
Вместе с тем, проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти, как независимой и самостоятельной ветви государственной власти в настоящее время до конца не решена.
Однако достаточно чётко определены перспективы реформирования и основные задачи:
- усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы;
- кадровое обеспечение судебной системы;
-
развитие материально-
-
информационное обеспечение
-
укрепление научного
Необходимо подготовить и обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, выработать систему первоочередных мероприятий по существенному улучшению судебной системы31.
Основой для решения этой проблемы заключается в изменении отношения законодательной и исполнительной власти, общества в целом к судебной власти.