Судебная система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования будет являться изучение элементов судебной системы, и определение проблем развития в современных условиях.
Задачами исследования, которые необходимы для достижения поставленной цели будут являться:
1. Установление взаимосвязи между элементами;
2. Определение роли и места действующей сегодня судебной власти в системе разделения властей;
3. Определение значения судебной системы в системе государственного управления;
4. Рассмотрение вопросов реализации функций судебной власти в обществе и государстве. Основные направления судебной реформы, пути совершенствования и реформирования;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Судебная власть в системе разделения властей……………………6
1.1.Судебная власть в системе государственной власти в РФ…..……6
1.2.Принципы судебной власти в РФ и осуществление правосудия……………………………………………………………………………..10
Глава 2.Особенности судебной системы РФ……………………………….13
2.1.Система судов……………………...……………………………….13
2.2.Полномочия судебных органов………………………………..….32
2.3.Судебные инстанции……………..………………………………..35
Глава 3.Реформы судебной системы в России: тенденции и проблемы…37
Заключение…………………………………………………………………...47
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

КПРФ правилная копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ)13.

     Военный суд.

     Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Итак, военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, относятся  к федеральным судам общей  юрисдикции, осуществляют судебную власть и правосудие в войсках и других формированиях, где установлена военная служба. Имеются в виду Вооруженные Силы РФ, Пограничные, Железнодорожные войска, Внутренние войска Министерства внутренних дел и другие войска и формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне"14. Военная служба регламентируется Законами "О воинской обязанности и военной службе"15 и "О статусе военнослужащих"16, а также воинскими уставами Вооруженных Сил.

     Необходимость военных судов, особенности их организации  и деятельности обусловлены спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения. Военные суды создаются с учетом структуры Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск и флотов. В настоящее время действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

     Военные суды Российской Федерации, являясь  органами судебной власти в Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы.

     Итак, военным судам Российской Федерации подсудны:

     1) дела о всех преступлениях,  совершенных военнослужащими, а  также военнообязанными во время  прохождения ими военных сборов;

     2) дела о всех преступлениях,  совершенных лицами офицерского  состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

     3) дела о преступлениях против  установленного порядка службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно - трудовых учреждений;

     4) все дела о шпионаже (в том  числе совершенном гражданскими лицами);

     5) дела о преступлениях, совершенных  лицами, в отношении которых имеется  специальное указание в законодательстве (в частности, военными строителями  военно-строительных отрядов).

     В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, военные суды рассматривают все гражданские и уголовные дела.

     Военные суды при производстве уголовных  дел рассматривают гражданские иски воинских частей, а также организаций и граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями.

     Кроме того, при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, если дело хотя бы об одном  из этих преступлений подсудно военному суду, а о других - общему суду, дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.

     Мировые судьи.

     Мировой судья в пределах своей компетенции  рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" возродил еще одно звено в системе судов - мировых судей.

     Должность мирового судьи в ее современном  понимании впервые возникла в Англии еще в XIV веке как единоличная судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи обязаны были, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов - мировые.

     Мировые судьи, являясь судьями субъектов  Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются  из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества, на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации", а также руководствуются Законом «О Мировых судьях в РФ»17.

     Специфика института мировых судей состоит  в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда. Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе.

     Высший  Арбитражный Суд  Российской Федерации.

     В России, как и в других странах  СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ. Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

     Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и  иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

     В ст. 23 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе РФ» закреплены основы правового статуса Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом не только воспроизводится ст. 127 Конституции РФ (ч. 1, 3, 5 ст. 23 Закона), но и развиваются ее положения, когда указывается, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, а также, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Более подробная характеристика Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации невозможна без учета законодательства об арбитражных судах. Речь идет, прежде всего, о Федеральном конституционном законе "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражном процессуальном кодексе18 Российской Федерации.

     Подведомственность  дел арбитражным судам устанавливается  федеральными законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 22). Определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений исходя из субъектного состава участников спора, а именно:

     1) экономические споры между юридическими  лицами, гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица и имеющими статус индивидуального  предпринимателя, приобретенный  в установленном законом порядке;

     2) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

     Статья 22 Арбитражного процессуального кодекса  дает примерный перечень видов экономических споров, подведомственных арбитражным судам. Сюда относятся, в частности, споры:

     - о  разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено  законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

     - об изменении условий или о  расторжении договоров;

     - о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

     - о признании права собственности;

     - иные.

     В деятельности арбитражных судов  и Высшего Арбитражного Суда все  больше места занимают споры о  признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан - предпринимателей, в частности о признании недействительными решений налоговых органов, таможенных органов, органов валютного контроля о применении санкций за нарушения соответствующего законодательства. Иные дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами, включают в себя прежде всего дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан - предпринимателей, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Высший  Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Федерации, поэтому Высшим Арбитражным Судом может быть пересмотрен любой судебный акт этих судов. Однако делается это через процедуру надзорного производства. Объясняется такое положение тем, что в системе арбитражных судов уже существует две стадии пересмотра дел, когда для возбуждения судебной процедуры достаточно только инициативы лиц, участвующих в деле: апелляционное и кассационное производство.

     Осуществляемый  Высшим Арбитражным Судом судебный надзор за деятельностью арбитражных  судов позволяет не только исправлять ошибки, допущенные арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел, но и влиять на обеспечение единства судебной практики в применении законодательства.

     Федеральный арбитражный суд  округа 

     Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся  обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с Федеральным Конституционным  Законом «О судебной системе РФ» и с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также Арбитражным процессуальным кодексом федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

     При рассмотрении дела в кассационном порядке  арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка осуществляется по вопросу права.

     Кассационная  инстанция обладает широкими полномочиями: от оставления обжалуемого судебного акта в силе до его изменения либо отмены с направлением дела на новое рассмотрение. При этом нарушение норм процессуального права является самостоятельным основанием к отмене решения или постановления только в ограниченном числе случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса. Во всех иных случаях нарушение или неправильное применение норм процессуального права имеет правовое значение, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

 

      Арбитражный суд  субъекта Российской Федерации

     Арбитражный суд субъекта Российской Федерации  в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

     В соответствии с Федеральным Конституционным  Законом "Об Арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда.

Информация о работе Судебная система в России