Судебная система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования будет являться изучение элементов судебной системы, и определение проблем развития в современных условиях.
Задачами исследования, которые необходимы для достижения поставленной цели будут являться:
1. Установление взаимосвязи между элементами;
2. Определение роли и места действующей сегодня судебной власти в системе разделения властей;
3. Определение значения судебной системы в системе государственного управления;
4. Рассмотрение вопросов реализации функций судебной власти в обществе и государстве. Основные направления судебной реформы, пути совершенствования и реформирования;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Судебная власть в системе разделения властей……………………6
1.1.Судебная власть в системе государственной власти в РФ…..……6
1.2.Принципы судебной власти в РФ и осуществление правосудия……………………………………………………………………………..10
Глава 2.Особенности судебной системы РФ……………………………….13
2.1.Система судов……………………...……………………………….13
2.2.Полномочия судебных органов………………………………..….32
2.3.Судебные инстанции……………..………………………………..35
Глава 3.Реформы судебной системы в России: тенденции и проблемы…37
Заключение…………………………………………………………………...47
Библиографический список…

Файлы: 1 файл

КПРФ правилная копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, под правосудием понимают вид государственной деятельности, заключающейся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Специфические признаки этой деятельности  состоят в том, что правосудие осуществляется, во-первых, специальными государственными органами – судами – и от имени государства; во-вторых, методом рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел, в–третьих, в установленной законом процессуальной форме; в–четвёртых, путём вынесения общеобязательных, имеющих силу закона решений.  

 

     § 1.2. Принципы осуществления правосудия

    Правосудие  в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации». При этом запрещается создание чрезвычайных судов.

    В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    При этом субъекты Федерации не вправе создавать внутри себя, какие либо судебные системы. Следовательно, все судебные органы строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями.

    Конституционные принципы судебной власти делятся на две группы:

     1) общие начала  организации и  деятельности суда как ветви  государственной власти (принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, принцип конституционности и законности, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, самостоятельность ветвей власти, равенство всех перед законом и судом, демократизм, единство и федерализм, публичность);

    2) специальные принципы организации и функционирования судебной власти (конституционные принципы судоустройства, судопроизводства и принципы статуса судьи).

    Существует  множество принципов судебной власти4.

    Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации»5 закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

    - установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Законом;

    - соблюдения всеми федеральными  судами и мировыми судьями  установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    - применения всеми судами Конституции  РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

    - признания обязательности исполнения  на всей территории Российской  Федерации судебных постановлений,  вступивших в законную силу;

    - законодательного закрепления единства  статуса судей;

    - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Принцип независимости судебной власти является ведущим началом её организации и деятельности, что обусловлено как её суверенным положением в системе государственной власти, возможностями саморегуляции, так и специфическим  назначением суда, проблемами взаимодействия с другими ветвями власти.

    Гласность, открытость судебной власти, являясь ведущими принципами судопроизводства, призваны гарантировать самостоятельность суда, исключая возможности вмешательства в осуществление правосудия, а с другой стороны – этот принцип обеспечивает контроль общества от злоупотреблений самим судьей.

     Равноправие сторон перед судом. Это означает, что все граждане в одинаковом порядке могут привлекаться к суду одними и теми же судебными органами на равных условиях, без какой бы то ни было дискриминации.

    Принцип осуществления правосудия только судами. Носителями судебной власти и, следовательно, уполномоченными законом на отправление правосудия могут быть только судьи. Их статус устанавливается законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»6).

    Конституцией  РФ установлено, что каждый суд (судебный орган, каждый судья, вправе самостоятельно выносить от имени государства судебные решения, обязательные для всех государственных органов и организаций, для всех  граждан.

    Эта особенность правосудия отличает судебную власть от других ветвей государственной  власти, поскольку даже вышестоящий  судейский орган не вправе вмешиваться  в процесс отправления правосудия.

    Особое  внимание заслуживает принцип обязательности судебных постановлений.

    Систему действующих принципов права  целесообразно дополнить рядом новых, углубляющих идею самостоятельности судебной власти в российской государственности: принципы полноты судебной власти и паритетности (равноправия) взаимодействия с другими властными структурами. Предлагаемые принципы выявляют новый потенциал в установлении внешних структурных связей суда в системе государственности. Полнота судебной власти означает распространение её на все вопросы ведения государственной власти в соответствии с её функциями и назначением. Она дополняется началом недопустимости ограничения конституционных полномочий судебной власти законом, иным актом или действиями органов государственной власти. Принцип паритетности (равенства) означает обеспечение равной степени государственной защиты актов всех ветвей власти (решения суда должно обеспечиваться так же принудительной силой государства как закон или подзаконный акт), равного уровня правовых гарантий, финансового, материально-технического и иного обеспечения.  

 

    

        Глава 2. Особенности судебной системы Российской Федерации

    § 2.1 Система судов

     В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ7 судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. При этом создание чрезвычайных судов не допускается.

     Основным  условием организации системы судов  признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым для российского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого звена - мировых судей в качестве судов субъектов Федерации. Кроме того, новым и перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации, на мой взгляд, является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а также возможность создания конституционных (уставных) судов для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

     Определяя общие контуры организации системы  судов, Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон учел и многолетние традиции российского судопроизводства (преемственность судоустройственного законодательства) и специфические исходные данные той системы отношений, в рамках которой он должен работать в российской действительности, с реалистической оценкой перспективы дальнейшего развития нашего общества. Закон не оставил без внимания опыт развития национальных судебных систем развитых государств и вобрал в себя те немаловажные рекомендации, которые в последнее время разработаны на международном уровне.

     Создание  высших судов российской судебной системы закреплено Конституцией РФ в главе 7 "Судебная власть", где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

     Конституция РФ определяет также правовые основы создания органов судебной власти. Это сама Конституция РФ (ч. 3 ст. 118), Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации», иные федеральные конституционные законы, призванные установить полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 128).

     Согласно  Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе РФ» (ч.1 ст. 17) иные федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Следовательно, порядок образования судов общей юрисдикции, военных судов и иных федеральных судов (в частности, специализированных) может быть установлен только федеральными законодательными актами и не входит в компетенцию субъектов Федерации. Осуществлять судебную власть в Российской Федерации вправе только суды, перечисленные в Конституции РФ и в ФКЗ «О судебной системе РФ», и образованные в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ»8, Законом «О судоустройстве РСФСР», Законом «О статусе судей в РФ», Федеральным Конституционным Законом «О Конституционном Суде РФ»9, Федеральным Конституционным Законом «Об Арбитражных судах РФ»10.

     Как известно, конституционные суды в  Российской Федерации не представляют единой системы. Учреждение конституционных (уставных) судов субъектов Федерации - право этих субъектов, а не обязанность. Образование этих судебных органов и их упразднение входит в компетенцию законодательных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, компетенция, структура, процедура деятельности.

     Ст. 17 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе РФ» закрепляет стабильность системы судов, являющейся структурным каркасом судебной власти России. Закрепление системы высших судов в Конституции РФ означает, что изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Упразднение иных федеральных судов Закон о судебной системе допускает путем принятия соответствующего федерального закона. Однако если эти суды образованы федеральным конституционным законом (например, арбитражные суды), то и упразднены они могут быть также только при принятии соответствующего федерального конституционного закона. Кроме того, в результате упразднения конкретного суда не должен образоваться вакуум юрисдикции. Компетенция каждого суда определяется законом; судебная власть осуществляется им, как правило, на территории определенного государственно - административного образования (или структурного образования - в отношении военных судов). Этими пределами ограничивается его юрисдикция, т.е. право решать правовые вопросы, осуществлять правосудие. Право граждан на судебную защиту, на обращение в суд не должно пострадать от упразднения конкретного судебного органа. Поэтому Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе РФ» специально обязывает государственные органы позаботиться о своевременной передаче относящихся к ведению упраздняемого суда вопросов в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17).

     Исходя  из содержания Федерального Конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации", анализа его институтов, под судебной системой понимают совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством принципов и задач, руководствующихся едиными правовыми основами.

     Так, в судебную систему России входят все суды:

     - Конституционный Суд РФ;

     - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в том числе и мировые суды, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

Информация о работе Судебная система в России