Социальный и экономический Совет Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:09, реферат

Краткое описание

Закон, регламентирующий деятельность Совета, устанавливает его обязанность проводить экспертизы законопроектов. Совет должен проводить экспертизы всех законопроектов и решений, касающихся экономической сферы. Также правительство направляет законопроекты, касающиеся других сфер на экспертизу в Совет. В свою очередь Совет распределяет экспертизы по компетентным органам. Кроме того, Совет может по собственной инициативе рассмотреть тот или иной законопроект.

Файлы: 1 файл

Социальный и экономический Совет Франци1.docx

— 24.30 Кб (Скачать)

Социальный и экономический  Совет Франции 

Действующий сегодня во Франции экономический и социальный совет является наследником аналогичного органа, созданного в 1925 году и ликвидированного режимом Виши, правившим страной во время немецкой оккупации. Работа Совета была восстановлена в 1946 году.

Одиннадцатый раздел Конституции V республики посвящен работе Совета: здесь указаны его полномочия по вынесению заключений на проекты законов, право на избрания представителя Совета в парламенте во время голосования по законопроекту, рассмотренному советом. Отдельно отмечена обязательность предоставления Совету всех законопроектов экономического характера.

Закон, регламентирующий деятельность Совета, устанавливает его обязанность  проводить экспертизы законопроектов. Совет должен проводить экспертизы всех законопроектов и решений, касающихся экономической сферы. Также правительство  направляет законопроекты, касающиеся других сфер на экспертизу в Совет. В свою очередь Совет распределяет экспертизы по компетентным органам. Кроме того, Совет может по собственной инициативе рассмотреть тот или иной законопроект.

Совет призван консультировать  правительство и участвовать  в выработке экономической и  социальной политики, привлекать общественные и профессиональные объединения  к выработке государственной  политики, способствовать установлению диалога между различными социальными  и профессиональными группами.

В настоящем времени Совет это продукт долгой историей истории и совсем недавних эволюций, которые пришли к новым положениям, управляющим учреждением с 2008 по настоящее время. Меры, в конечном счете, принятые основным законом 23 июля 2008 (изменение имени, установления потолка в количестве 233 членов) и главным образом органическим законом от 28 июня 2010 попытались отвечать на обычную критику на состав учреждения. Омоложение – меры по получению специфического представительства, посвященна молодым студентам и позволяет в восемнадцать заседать в Совете, первая статья декрета от 29 июля 2010 - и феминизация – вступившимся против в статье 7 органического закона - были двумя направлениями этой реформы.

Другая позиция  касалась нового представления окружающей среды. Этот вопрос актуален, поскольку соответствует предшествовавшим требованиям, но он все еще входил в резонанс с рекомендациями конференции по вопросам окружающей среды в 2007. Это новое представление сегодня представляет собой определенную специфичность учреждения во французском политическом пейзаже. Состав Экономического Совета сохраняет в этом контексте сложный характер построение и руководства.

Органический закон от 28 июня 2010, в настоящее время действующий, объединил в три больших полюса членов совета: 140 членов в виде экономической  деятельности и социального диалога, 60 членов в виде социальной и территориальной  сплоченности и ассоциативной жизни, 33 члена в виде охраны природы  и среды. Среди других нововведений, следует отметить возможность для учреждения управляться посредством петиции.

 
Россия и Франция ( позитивный политический опыт)

Для России, учитывая особенности  ее политической системы, предоставляющей  особую роль исполнительной власти, наиболее интересен опыт Франции, где исполнительная власть, бюрократия так же имеют  огромное значение при разработке политики страны.


Принятие государственных  решений требует обладания точной, разнообразной и глубокой информацией  относительно ситуации в различных  отраслях, которая и сосредоточена  у представителей этих отраслей. В  связи с этим часто представляется целесообразным постоянное консультирование государственной власти с представителями  различных организаций гражданского общества как экспертами в своих  областях. Этому призвана способствовать институционализация таких отношений, переводящая их на постоянную основу и налагающая ответственность на обе стороны. Наиболее распространенными примерами таких формализованных структур в развитых странах Запада (особенно, тяготеющих к социальным ценностям, хотя не только в них) являются "советы или комитеты при органах исполнительной власти, состоящие из руководителей данных органов, представителей одной или чаще нескольких групп интересов, а также независимых экспертов" (см. Перегудов С. П. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм. //Полис, 1994 № 3.) 

Тема консультативных  органов актуальна не только для  стран, где демократический строй  утвердился уже давно. Для государств, недавно "ставших на демократические  рельсы", такая система представительства  гражданского общества является довольно привлекательной, так как призвана снизить неопределенность в политике государства и ее последствиях, сделать более предсказуемыми результаты тех или иных реформ, а также реакцию общества.  

Для России, учитывая особенности  ее политической системы, предоставляющей  особую роль исполнительной власти, наиболее интересен опыт Франции, где исполнительная власть, бюрократия так же имеют  огромное значение при разработке политики страны. Именно поэтому, говоря о реформ российской политической системы, предложенной недавно Владимиром Путиным, государственные СМИ ссылаются на действующий во Франции Социальный и экономический совет (Le Conseil économique et social).

Национальный социальный и экономический совет (НСЭС) является консультативным органом, чья деятельность закреплена в Конституции страны и включена в систему публичной  власти. Представляя основные экономические  и общественные интересы, Совет способствует сотрудничеству различных профессиональных категорий и обеспечивает их участие  в выработке экономической и  социальной политики Правительства. НСЭС входит в международную Ассоциацию социально-экономических палат (International Association of Economic and Social Councils and Similar Institutions) и европейский Комитет социально-экономических палат (CESE). 

Совет выполняет три основные функции:

    • консультации Правительства и участие в разработке социальной и экономической политики;
    • создание условий для диалога между социопрофессиональными категориями, чьи интересы, изначально отличающиеся друг от друга, сближаются в процессе выработки предложений, направленных на достижение общественного интереса;
    • информирование политических органов.

В истории Франции можно  проследить своеобразную динамику развития подобных консультативных органов  уже с Торгового совета, созданного при короле Генрихе IV. Тем не менее, периоды поощрения властью представительства "корпораций" в средневековом понимании этого термина чередовались с периодами индивидуализма интересов, начиная с Великой французской революции, когда корпоративизм воспринимался как характеристика монархического режима. В близком к своему нынешнему виде Совет сформировался с принятием в 1946 году Конституции IV Республики, закрепившей деятельность НСЭС в сотрудничестве с главным на тот момент источником власти – Парламентом. С принятием Конституции 1958 года Совет сохраняет свой конституционный статус, но в процессе "уравновешивания" исполнительной и законодательной властей приближается в своей деятельности к исполнительной ветви власти.

В настоящий момент Совет  входит 231 советник. Члены Совета распределены по 18 группам представительства, длительность мандата советников составляет 5 лет. Способ формирования НСЭС включает различные  системы. 163 советника назначены  социопрофессиональными организациями, из которых:

    • 69 от профсоюзов, представляющих государственный и частный сектора;
    • 65 от профессиональных организаций, представляющих частные предприятия индустрии, торговли, сельского хозяйства, ремесел, и лиц свободных профессий;
    • 19 от обществ взаимного страхования;
    • 10 от семейных ассоциаций.

Остальные 68 советников назначены  Правительством: 17 по представлению  консультативных органов, представляющих государственные предприятия и  французов, живущих вне Франции; 9 после консультаций с наиболее представительными профессиональными  организациями заморских территорий; 2 компетентных в области сбережений и строительства; 40 отобранных среди  квалифицированных и пользующихся уважением персоналий в различных  областях экономической, социальной, научной  и культурной деятельности. К 231 советнику добавляются 72 "члена секций", назначенных премьер-министром на 2 года в качестве экспертов.

Управляющий орган Совета – Бюро, избираемое ассамблеей, состоит  из Президента и 18 членов, представляющих 18 секций НСЭС (http://www.euro-france.net/rapidinfolinecom/cabinets/ministeres/coecso.htm ). Также в рамках Совета действуют 9 постоянных секций и Специальная комиссия Плана, формируемые из 231 советника. Секции собираются каждую неделю, пленарное заседание Совета проходит каждый второй и четвертый вторник и среду месяца. 

Совет принимает к рассмотрению вопросы, предложенные Правительством, или выдвинутые по собственной инициативе. В обоих случаях Бюро назначает  секцию или комиссию, уполномоченную подготовить проект заключения Совета или исследование. К работе могут  быть подключены и эксперты со стороны. Бюро проводит заседание за закрытыми  дверями, результатом которого становится отчет, выносимый на пленарное заседание  Совета, которое проходит публично в присутствие государственных  министров, предупрежденных заранее, и прессы. Заключения, отчеты и исследования Совета передаются Премьер-министру. Они  также адресуются обеим палатам  Парламента. 

Национальный социальный и экономический совет во Франции  выполняет ряд важнейших функций  по обеспечению эффективности политики государства (См. La démocratie sociale à la française : L'expérience du Conseil national économique, 1924-1940 Alain Chatriot Préface de Pierre Rosanvallon La Découverte, janvier 2003). Во-первых, постоянное привлечение общественных сил к разработке и экспертизе политических решений повышает уровень легитимности принимаемых мер. Во-вторых, совместная работа представителей различных интересов по подготовке заключения или исследования по той или иной политике повышает уровень общественного согласия, что особенно подчеркивают документы, создающие правовые основы деятельности Совета. В-третьих, участие известных персоналий и экспертов налагает ответственность на результаты работы Совета, обеспечивая высокий уровень и объективность экспертизы. 

Все же, анализируя деятельность Совета в терминах оценивания программ и политик, надо признать, что он в основном ориентируется на pre-assesment, хотя может также подготовить и исследование текущей ситуации с целью разработки политических мер по ее улучшению (например, так в настоящий момент ведется подготовка исследования текущей ситуации для разработки законопроекта по децентрализации и контрактным отношениям центра и регионов во Франции). Все же, Совет представляет собой довольно консервативную организацию, с трудом перенимающую новые методики. Если в его рамках и ведется полномасштабное оцеивнаие, то происходит это в менее формальном и закрытом порядке, информации в открытом доступе на этот счет нет.

 


Информация о работе Социальный и экономический Совет Франции